Век оружия не видать

На обновление нашей армии уйдет 100 лет

Говорить с военными о перевооружении — все равно что наступать им на больную мозоль. Новые образцы оружия в войсках — большой дефицит. А без него красивые слова военачальников о “современной”, “профессиональной” армии просто теряют смысл.

Между тем с высоких трибун Минобороны регулярно летят обнадеживающие обещания: выделим, закупим, переоснастим. Вот и на днях министр обороны заявил, что в следующем году на военные закупки выделят 236,7 млрд. руб., что почти на 53,5 млрд. больше, чем в нынешнем. Это позволит начать “серийные закупки” и “массовое перевооружение” армии. “МК” попробовал разобраться, что министр называет “серийностью” и “массовостью”.


На “массовое перевооружение” цифры, приведенные в таблице, явно не тянут. Да и из того, что обещано, в войска поступает отнюдь не все. И не сразу.

Например, главком ВВС Михайлов еще в августе 2003 г. обещал: “В ближайшие год-полтора мы получим четыре “Як-130”, которые поступят в один из вузов ВВС. Сначала будем создавать эскадрилью, затем — полк”. “Создают” их и по сей день. Месяц назад на авиазаводе в Нижнем Новгороде за счет средств самого предприятия (!) построены 2 опытных образца, их испытания — в самом начале.

Не поступили в ВВС и обещанные главкомом “Су-34”, “МиГ-АТ”, “Ил-112В”, вертолеты “Ка-52” и “Ми-28Н”, модернизированные истребители “МиГ-29” и военно-транспортные “Ил-76МФ”.

В целом за пять лет сплошных обещаний российская армия получила: 17 танков “Т-90”, 40 бронетранспортеров БТР-80, 12 модернизированных истребителей “Су-27”, 2 стратегических бомбардировщика “Ту-160”, 3 вертолета “Ка-50”, 6 военных спутников и 4 ракеты-носителя для их запусков. Прошли модернизацию 4 комплекса ПВО.

Для сравнения: за эти же пять лет Индия, которая истратила на закупку вооружений сумму, аналогичную нашей, приобрела в Англии, Франции, Израиле и России: 250 новейших самолетов; 80 вертолетов (48 — российских); 300 танков; 5 кораблей, из них 3 подлодки и 1 авианосец (для него куплено в России 22 палубных истребителя “МиГ-29К”). Кроме того, 5 подлодок и 150 самолетов прошли глубокую модернизацию.

О такой “массовости” нашим военным — лишь мечтать. У нас другие реалии — массовый выход из строя оружия во всех видах и родах войск.

Сухопутные войска

Из 20 тыс. танков, имеющихся в армии, 9 тыс. выработали ресурс и требуют капремонта. Многие уже не подлежат восстановлению и пойдут на запчасти.

В 1988 г. наша армия закупала 3500 танков. В 1996 г. было заказано 58 штук, из которых Минобороны оплатило лишь половину. В 2006 г. планируется купить 31 машину и отремонтировать 139. Но если даже предположить, что с 2007 г. закупки танков будут увеличены до 90 штук в год, то на замену всего парка потребуется больше 100 лет.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН)

Сегодня на вооружении РВСН стоит более 500 ракет. Сокращаются они ударными темпами: по две-три дивизии в год (1 дивизия — порядка 40 ракетных установок). В этом году расформированы две дивизии. Одна — тяжелых стратегических ракет “Сатана” под Челябинском (шахтные пусковые установки взорваны, ракеты утилизируются). Другая — Костромская дивизия боевых железнодорожных комплексов.

В ближайшие два-три года заканчивается срок службы еще 150 ракет “Воевода” и 36 комплексов “Молодец”. На смену им идут новые “Тополя”. Сейчас на вооружении РВСН их 40. Если, как сейчас, закупать ежегодно по 4—6 “Тополей”, то заменить количество уничтожаемых ракет можно лишь через 120 лет. Причем боевой потенциал РВСН восстановить все равно не удастся. Старые ракеты имеют по 10 боеголовок, “Тополь” — всего одну.

Авиация

Из 1800 боевых самолетов ВВС больше 1200 не летают — по старости. Командиры держат в полках разукомплектованные самолеты, детали с которых ставят на летающие машины. Средний расчет: на один “живой” самолет — два “донора”. Кроме того, половина авиапарка ВВС нуждается в замене двигателей. По цене каждый двигатель — треть стоимости нового самолета. Если, как сейчас, покупать по 8 самолетов в год, то на восстановление хотя бы половины авиапарка ВВС не хватит и 100 лет.

С вертолетами — еще хуже. В 90-х годах их было 2000 штук, к 2002 г. — уже 1200. Сейчас осталось около 200 машин. Если, как сейчас, ежегодно получать по 8 вертолетов, то парк будет восстановлен через 250 лет.

Противовоздушная оборона (ПВО)

В ПВО — положение катастрофическое. Для прикрытия границ России с воздуха нужно порядка 650 зенитных ракетных комплексов “С-300”. На вооружении ПВО осталось: 34 комплекса модификации “С-300ПМ” (1992—1993 годов) и еще 69 штук “С-300ПС” (1970—1980 годов).

В 2007 г. заканчивается срок эксплуатации всех комплексов модификации “ПС”. Из “ПМ” останется только 20. Правда, в резерве у нас хранится еще около 90 комплексов “С-300ПС”. После капремонта (это еще 4 млрд. рублей) их можно было бы поставить на боевое дежурство. Но для них нет запчастей. Их давно перестали выпускать в расчете на то, что к тому времени, как запас окончится, придут новые системы ПВО. Но они не пришли.

Кроме того, 85% средств автоматизированного управления командных пунктов устарели окончательно, а без них невозможно выполнять пуски ракет. 80% самих ракет также выслужили все допустимые сроки. Их сегодня просто опасно применять.

Критическую ситуацию в ПВО мог бы спасти новейший комплекс “С-400” “Триумфатор”, который уже прошел госиспытания. Но в планах закупки на 2006 г. он даже не упоминается. Хотя и главком ВВС, и начальник Генштаба не раз обещали поставить первый “С-400” на боевое дежурство в следующем году. Для защиты России их потребуется около 200 единиц. Если при сегодняшнем финансировании их покупать даже по две-три штуки в год, то прикрыть всю страну можно будет лишь за 70 лет.

Военно-морской флот (ВМФ)

Из 250 атомных подлодок, которыми располагал наш флот до 90-х годов, 195 выведены из боевого состава. Сейчас ежегодно утилизируется по 15 подлодок. С 1992 г. флот не получил ни одной новой. На верфях стоят лишь четыре долгостроя. Готовы они могут быть лет через 8—12. Средний срок службы подлодки — 25—30 лет, так что к 2010 году на флоте их останется не более 14—16 штук.

В составе флота сегодня остался только один тяжелый авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов” (было 5). Но и он больше ремонтируется, чем ходит в море. Есть еще: 5 надводных крейсеров, 9 эсминцев, 12 больших противолодочных и 8 сторожевых кораблей. Итого — 35 боевых кораблей океанской зоны на всю Россию. К 2010 г. их останется не более 10—12.

Вместо океанских кораблей закладываются и спускаются на воду лишь корветы, по старой классификации — прибрежные сторожевики. Планируется, что в следующие 5 лет ВМФ получит 2—3 корабля “прибрежной зоны”, 1—2 атомные подводные лодки (в лучшем случае), потеряв при этом 20% всего корабельного состава. При таких темпах вооружения восстановить прежнюю мощь российского флота уже невозможно. Как считает экс-начальник штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко, это ведет к “потере контроля над морскими территориями России (около 10 млн. кв. км), на которые претендуют другие государства”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру