Крепче за баранку держись, актер!

Чужой движок погубил кумира советских кинозрителей

Уже много десятилетий мы живем буквально в обнимку с автомобилем, превратив его из роскоши в средство передвижения. “Моторы” проникли повсюду, в том числе в сценарии фильмов. Вот и пришлось артистам публично демонстрировать свое водительское мастерство. Бывало при этом всякое — зрители даже и не догадываются, какие сюрпризы и трудности подстерегали их кумиров, взявшихся крутить баранку перед объективом камеры. А один из самых знаменитых советских киноактеров собственной жизнью заплатил за участие в “автомобильном” эпизоде.

Четырехколесная смерть

“Пожалуй, пришла пора переквалифицироваться в шоферы, — смеялся Евгений Урбанский. — Что ни роль, то на колесах!” В 1963 году популярный артист был приглашен в картину “Большая руда”, где он сыграл главного героя, водителя самосвала Виктора Пронякина. По сценарию, Пронякин в финале фильма погибает, сорвавшись на своем “МАЗе” в пропасть. Кое-кто из знакомых Евгения Яковлевича то ли в шутку, то ли всерьез отговаривал его после этого когда-нибудь сниматься за рулем автомобиля: “Смотри, Женя! Дурное предзнаменование!” Но актер не стал обращать внимания на подобные страхи.

Вскоре режиссер Алексей Салтыков предложил ему главную роль в фильме “Директор”, рассказывающем о создании в начале 1930-х годов нового автомобильного завода, — играть предстояло директора Зворыкина. Среди прочих в фильме должны были быть кадры испытательного автопробега через среднеазиатскую пустыню: Зворыкин лично участвует в этом трудном рейде, сидя за рулем легковушки.

— На роль “директорского авто” взяли “ГАЗ-А” из Политехнического музея, — пояснил знаток автостарины Лев Шугуров. — В одном из эпизодов машина Зворыкина должна была перескочить на полном ходу через бархан, совершив эффектный полет в воздухе перед объективом кинокамеры. Однако недостаточная мощность мотора старого автомобиля не позволяла выполнить подобный трюк. Тогда “киношники” взялись за усовершенствование машины: вместо “родного” двигателя поставили мотор от “Волги”. А среди песков смонтировали специальный трамплин, замаскировав его под бархан.

К 5 ноября 1965 года на съемочной площадке в пустыне Каракумы, километрах в сорока от Бухары, все было готово для пробного прыжка. Семен Козлов работал в этой киноэкспедиции водителем и в тот злополучный день видел все произошедшее:

— За руль “ГАЗа” сел профессиональный автогонщик. А место рядом с ним занял Урбанский, который впоследствии собирался сам выполнить этот трюк (актер, видимо, хотел проверить свои ощущения во время полета на автомобиле). Машина легко разогналась, достигла трамплина и... Те, кто занимался переоборудованием старой легковушки, явно не рассчитали всех последствий: “волговский” мотор оказался чересчур тяжелым, и в результате, едва лишь “ГАЗ” оторвался от земли, его передок резко потянуло вниз. Автомобиль буквально воткнулся в песок. Находившийся за рулем гонщик не пострадал: сработал профессиональный навык, и еще до удара машины о землю он сумел сгруппироваться, наклонить голову к коленям. А вот Евгению Яковлевичу такой сноровки не хватило — при ударе его голову резко кинуло назад, и шейные позвонки не выдержали...

Грузовые трудности

“Рулить” на съемочной площадке пришлось многим нашим кинозвездам — Олегу Ефремову, Валентине Серовой, Анатолию Папанову...

Сноровисто управлялся с легковой “эмкой” Михаил Жаров в комедии “Воздушный извозчик”, убедительно выглядела за рулем “Москвича” Зоя Федорова в эпизоде фильма “Девушка без адреса”, а Иннокентию Смоктуновскому в ленте “Берегись автомобиля!” и вовсе довелось выполнять на “Волге” довольно трудные маневры ... Ничего удивительного: ведь упомянутые знаменитости были обладателями личного автотранспорта и имели изрядный водительский стаж.

Некоторым актерам по воле сценаристов пришлось, как и Урбанскому, работать в кадре на грузовиках. Георгий Юматов на съемках картины “Порожний рейс” водил по заснеженным дорогам трехосный “ЗИЛ-157”. Леонид Харитонов в фильме о похождениях Ивана Бровкина крутил баранку “газика”. Леониду Маркову в боевике “Схватка в пурге” пришлось садиться в кабину многотонного “МАЗа”-бензовоза...

Порой появлялись киноленты, где грузовик является одним из главных действующих лиц. Вот тут уж артистам требовалось проявить настоящее мастерство работяги-шофера.

В числе самых известных ролей популярного киноактера Леонида Куравлева — лихой “водила” Пашка Колокольников из фильма “Живет такой парень”. Самое интересное, что на момент начала подготовки к съемкам Леонид Вячеславович вообще не пробовал водить автомобиль. Однако типаж его очень приглянулся Василию Шукшину, снимавшему эту ленту. Пришлось Куравлева срочно учить шоферским премудростям.

— Первые уроки мне давали водители с Киностудии им. Горького, — поделился “секретами прошлых лет” артист. — Под их строгим руководством я начал осваивать управление тем самым грузовиком “ГАЗ-51”, на котором предстояло сниматься во многих эпизодах фильма. Ездили сперва по территории студии, потом в городе... Правда, выбирали самые пустынные улицы. Учеба продолжилась и когда выехали на натуру — в район Горно-Алтайска. В результате мне удалось вполне удачно изображать в кадре заправского шофера Пашку... Вскоре я так вжился в образ, так привык к работе за баранкой, что даже вызвался — по молодости! — сам исполнить опасный трюк: в сцене, когда мой герой выводит с нефтебазы загоревшуюся трехтонку. Однако Василий Макарович Шукшин мой молодецкий азарт охладил: “Давай, Леня, не будем рисковать!” Так что вместо меня тот подвиг совершал надежный дублер — один из матерых алтайских водителей... А права я получил уже позднее.

В отличие от Куравлева Алексей Баталов с младых лет управлял автомобилем — ведь у его отчима был трофейный немецкий “Опель”. Более того, в армии Алексей Владимирович получил “корочки” шофера-профессионала:

— Я не только освоил вождение грузовиков, но даже закончил курсы автомехаников. Этот факт оказался едва ли не решающим при выборе исполнителя главной роли в “шоферском” детективе “Дело Румянцева”, поскольку в центре фильма — приключения водителя грузовика.

Баталов сам управлял тяжелым “МАЗ-200” во многих эпизодах кинокартины. В одной из сцен он вполне профессионально занимался сменой проколотого колеса.

— В начале фильма идут кадры: колонна грузовиков везет ребят в пионерлагерь. Вообще-то перевозка людей в открытом кузове может быть доверена только водителю самого высокого класса, а тут еще к кузову моего “МАЗа” была сзади приделана специальная площадка для оператора с кинокамерой... Но мне все-таки доверили в этих кадрах отработать самому!.. Другой очень трудный эпизод — авария, когда грузовик Румянцева, избегая наезда на внезапно выскочившую на дорогу девочку, сворачивает в сторону и врезается в кирпичный забор. Я хотел сам выполнить. Все было тщательно подготовлено, отрепетировано. Однако в последний момент режиссер все-таки не решился рисковать, и трюк с тараном стены вместо меня выполнил шофер — хозяин этого “МАЗа”.

Среди современных фильмов “про грузовики” сразу вспоминается, конечно, сериал “Дальнобойщики”. Как удалось выяснить, одному из его создателей, режиссеру Юрию Кузьменко, в молодости самому пришлось вживаться в образ шофера-дальнобойщика:

— В 1974 году на экраны вышел фильм “Рейс первый, рейс последний”, где я сыграл первую в своей актерской карьере кинороль — водителя-стажера. Именно с той поры началась и моя “автомобильная биография”. Нас, четверых актеров, которым предстояло “шоферить” перед камерой, специально вызвали на месяц раньше начала съемок, чтобы мы как следует освоили управление тяжелым грузовиком... Думается, та давняя работа и аукнулась мне много лет спустя приглашением — уже в качестве режиссера — на фильм “Дальнобойщики”.

Исполнителям главных ролей Владиславу Галкину и Владимиру Гостюхину пришлось провести немало времени за рулем “КамАЗа”. Однако часть этих кадров мы снимали на специальном автопоезде: посреди большой платформы-прицепа поставлена “камазовская” кабина, а вокруг — осветители, операторы... Сзади еще микроавтобус “пристегнут” с монтажной, откуда я даю актерам “руководящие указания” по ходу съемок... И весь этот караван тащит по дороге тягач.

Сложные маневры на грузовике — развороты, обгоны — выполнял специально приглашенный водитель-испытатель с завода в Набережных Челнах, а с простыми проездами справлялись и сами актеры. Для Влада Галкина управлять фурой оказалось совсем не сложно: он уже в 16 лет научился водить машину, а сейчас ездит на джипе весьма внушительных размеров. Гостюхин к началу съемок даже и прав водительских не имел: “Что-то я все никак не решусь...” Однако опыт, приобретенный под присмотром инструкторов на съемочной площадке, помог. Уже через полгода Владимир Васильевич сдал экзамен на права, купил машину...

В кадре — “на рогах”

А как насчет того, чтобы сыграть водителя троллейбуса?

Столь уникальная задача досталось актрисе Ольге Аросевой. В комедии Эльдара Рязанова “Берегись автомобиля!” она играла Любу — невесту главного героя, которая водит “рогатую машину” по маршруту.

— Конечно, я до той поры такой махиной никогда не управляла. После того как меня утвердили на эту роль, сразу же заставили идти учиться на курсы водителей троллейбуса... Я даже соответствующее удостоверение получила! Так что, если вдруг из актрис придется уходить, — пойду работать на троллейбусе, — шутит Ольга Александровна. — Сниматься в “троллейбусных” эпизодах было совсем непросто: работали-то прямо на улицах Москвы. Серьезный экзамен на водительское мастерство пришлось держать в финальной сцене: помните, Деточкин появляется на пути троллейбуса, который ведет Люба, и огромная машина тормозит буквально в нескольких сантиметрах от него? Мне это надо было суметь сделать, не задавив своего “жениха”.

Еще более экстремальной была сцена погони троллейбуса за “Волгой” Деточкина по Садовому кольцу. Естественно, никто не позволил бы перекрывать ради съемок столь оживленную магистраль. Рулить Аросевой пришлось по соседству с потоком машин (лишь несколько легковушек, между которыми, по замыслу режиссера, предстояло лавировать троллейбусу, были “подставными” — их вели специально приглашенные сотрудники ГАИ и опытные водители). Впрочем, самые трудноисполнимые виражи (в том числе и финальную сцену погони, когда троллейбус заворачивает на полном ходу с Садового кольца в переулок) выполнял все-таки дублер Аросевой — опытный “троллейбусник” Петр Епишин.

Можно вспомнить и еще одного киногероя, которому пришлось изрядно “порулить” пассажирской машиной. Речь идет о милиционере Копытине, возившем на автобусе по Москве муровцев в сериале “Место встречи изменить нельзя”. На роль водителя “Фердинанда” пригласили актера Алексея Миронова.

— Он работал без дублера, — рассказал главный оператор Леонид Бурлака. — Во всех “автомобильных сценах” Миронов сам садился на шоферское место, даже когда снимали погоню за “Студебеккером”, на котором удирали бандиты. Правда, особых гонок-то как раз и не было. Найденные на “Мосфильме” “старички” — автобус и грузовик, едва могли двигаться, так что пришлось добиваться “эффекта скорости” при помощи всяких операторских хитростей. Помню, во время наиболее сложных проездов “Фердинанда” перед ним обязательно шла машина ГАИ с включенными мигалками и обеспечивала на улицах необходимый простор и безопасность для маневров автобуса.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру