Дедушки российского образования

Экс-министры: “Школа будет платной, но доброй”

В разные годы эти люди руководили системой образования России. В первом январском номере “Фортуны” мы попросили экс-министров ответить на 5 вопросов от “МК”:

1. В вашей семье есть учащиеся?

2. Что было “самым слабым звеном” в образовании-2005 и что стало “прорывом”?

3. Что пожелаете всем учащимся в новом году?

4. Каким вы видите 2006 год в образовании?

5. Назовите три проблемы системы образования, которые следует решить в первую очередь.


Эдуард ДНЕПРОВ, министр образования РФ в 1990—1992 гг. (в эти годы был объявлен курс на “деидеологизацию и гуманитаризацию” образования, “смену менталитета общества через школу”, отменена обязательная школьная форма)

1. Моя любимая внучка поступила в лингвистический университет.

2. Платные образовательные услуги выросли более чем в три раза и составили 376 млрд. рублей. А федеральный бюджет образования 2005 года — 154,5 млрд. рублей... Все идет к приватизации образовательных учреждений и разделению системы образования на два сектора — для богатых и для бедных. Дети из малообеспеченных семей не смогут получить хорошее образование и подняться вверх по социальной лестнице... “Прорыв”-2005 не назову.

3. Верить в свои силы, уметь защитить себя и ближнего, беречь честь смолоду.

4. Вопреки попыткам примитивизировать школу, она станет умнее и свободнее. Потому что умнее и свободнее становятся наши дети.

5. Во-первых, надо вспомнить, что образование — это социальная норма, всеобщее социальное благо, а не предмет купли-продажи. Во-вторых, решить вопрос соцподдержки и защиты детей и учителей. В-третьих, обновить содержание и уклад образования с учетом мировых тенденций в образовании.


Евгений ТКАЧЕНКО, министр образования РФ в 1992—1996 гг. (введен мораторий на приватизацию учреждений образования, появились частные издательства, которые могли издавать учебники с грифом Минобразования РФ)

1. В этом году внучка заканчивает школу. Может, станет сдавать Единый госэкзамен. К несчастью. Только по тестам нельзя решать судьбы людей. Иначе со временем отучим всю страну думать. Тесты ведь как устроены? На 1-й вопрос не ответил — отвечай на 25-й, потом — на 17-й. Нет системного подхода. Мышление ограничено.

2. Было слишком много непрофессиональных решений, лозунгов, которые неясно, как осуществить. Объявленные правительством приоритеты в образовании не продуманы и не обеспечены. Можно сколько угодно говорить о переходе на обязательное бесплатное полное среднее образование, но реально у нас нет даже обязательного 9-летнего. Столько детей вне школы! Все проблемы с получением качественного образования переложены на плечи учащихся и родителей. Положительным считаю проявление интереса к образованию у президента страны. Последняя надежда.

3. Учащимся младших классов желаю добрых учителей. И дети будут с удовольствием ходить в школу, сохранят здоровье. Ученикам постарше желаю заинтересованного отношения к учебе и терпеливых учителей. А самым взрослым — правильно выбрать путь в жизни, чтобы приносить пользу своей стране. Недавно был соцопрос 50 тысяч подростков со всей России. К сожалению, до 57% молодых заявили, что хотели бы родиться и жить за границей.

4. Все зависит от того, как будет реализовываться национальный проект по образованию. Если дать что-то только 1—3 % учителей и школ, можно лишь сильнее накалить обстановку. Вся школа движется в направлении еще большей коммерциализации. Формируется сословность в доступе к образованию.

5. В первую очередь необходим орган, который будет профессионально заниматься только образованием. В Советском Союзе было аж 6 образовательных министерств! Надо разделить Минобрнауки на Министерство образования и Министерство науки и высшей школы. Во-вторых, надо вернуться к открытым дискуссиям с привлечением специалистов. Сейчас даже решения по госстандартам принимаются в узком кругу. И самое главное — надо проявить реальную заботу о детях, преподавателях, учебном процессе. Например, подросткам из профтехобразования вернуть отнятые льготы на проезд, отменить циничный налог с их заработков в мастерских училищ...


Владимир ФИЛИППОВ, министр образования РФ в 1998—2004 гг. (журналисты прозвали Владимира Михайловича “ньюсмейкером”: время его руководства богато реформами и неожиданными планами. Самое, пожалуй, запомнившееся новшество — эксперимент с Единым госэкзаменом и проект ГИФО (государственные именные финансовые обязательства)

1. Внучка пошла в детский сад. Это очень важное событие в нашей семье: Оля в пять лет самостоятельно читает книжки.

2. Я считаю, что звенья, которые называются слабыми, на самом деле просто находятся в процессе эволюции. Например, пока вне поля зрения остаются вопросы воспитания. Но это потому, что сейчас вынуждены в большей степени заниматься экономикой, учебным процессом, стандартами и т.д. Что касается Единого экзамена, профильной школы, то здесь окончательных решений еще не принято, а критиковать какие-то промежуточные идеи без участия в работе над ними — непрофессионально. Самое большое достижение — министерство получило серьезное финансовое подкрепление образования в рамках национальных проектов и добилось существенного увеличения финансирования статьи “Образование” в федеральном бюджете.

3. Для учащихся, для молодежи каждый год — это время абсолютно новых возможностей. Не упустите возможности, которые есть у вас и которых уже нет, к сожалению, у большинства из нас. У вас впереди целая жизнь. У вас огромный потенциал. Желаю максимально реализовать себя в новом году. И при этом не забывать, что образование дает шанс достичь более серьезных результатов. Ваши успехи зависят от вашего труда.

4. 2006 год в образовании у нас впервые станет годом национальных проектов. То, что многие учителя будут получать стипендии, гранты, очень существенные по сравнению с их зарплатой, — это поддержка тысяч лучших школ, тысяч лучших учителей. Их передовой опыт необходим всей стране.

5. Проблемы в образовании, как и в нашем российском обществе, носят системный характер. К сожалению, они не решаются за один год. Нельзя сказать, что у нас в 2005 году были одни ключевые проблемы, а в 2006-м — другие. Первая проблема — финансирование. Уровень оплаты труда очень низок для того, чтобы обеспечить качественное образование и требовать с учителя, с профессора в полной мере. Вторая проблема — обновление устаревшего оборудования, особенно в высшей школе. Если профессор во многом сохраняет свои возможности читать лекции хорошо, то работать на оборудовании 10-, а то и 20-летней давности — это уже несерьезно. У нас, в РУДН, иностранные студенты всегда ставят вопрос о том, что хотят учиться на таком же современном оборудовании, на каком им предстоит работать дома. То же касается российских ребят. Третья проблема — доступность образования. Чтобы хорошее образование в школе, в гимназии, в лицее, в вузе было доступно способным детям, а не только тем, кто может заплатить за него. Многие дети из глубинки не могут приехать учиться в лучшие вузы страны по экономическим причинам. Эта проблема решается не только при помощи системы ЕГЭ, которая работает в 80 субъектах РФ и помогает детям поступить в любой российский вуз, не покидая дома. Теперь решение проблемы доступности — это строительство общежитий. Чтобы дети могли приезжать и жить и учиться в лучших вузах России.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру