Немцы искупают свой Рейх

Бывшим рабам Франкфурта дают по тысяче евро

Война закончилась 60 лет назад — все внимание, помощь, ордена и премии, казалось бы, наши старики уже получили. Но немцы, как никто другой, следуют старому советскому лозунгу “Никто не забыт, ничто не забыто!”. Правда, этот лозунг они конвертировали в не менее достойный: “Мы готовы нести ответственность за собственную историю”.

По инициативе властей города Франкфурта-на-Майне граждане России, угнанные во время войны в качестве бесплатной рабочей силы для предприятий этого города, получают единовременную компенсацию в тысячу евро.

82-летняя Надежда Ивановна Субботина из подмосковного Реутова ждет из ОВИРа новенький загранпаспорт и пакует чемодан. Путь ей и впрямь предстоит не близкий. Спустя 61 год она вновь поедет в Германию, во Франкфурт, где девчонкой три года пахала на немцев. Только теперь не как рабыня, а в качестве почетной гостьи, по приглашению муниципалитета.

— Когда пришли фашисты, я жила в небольшой татарской деревне под Джанкоем. Вместе с другими девчонками нас погрузили на поезд и погнали в Германию. Мне было 18 лет, — рассказывает Надежда Ивановна. — Брат мой воевал на фронте, а я с утра до ночи пахала на немцев на кожевенной фабрике.

Голод, холод, вечная сырость... Взяла шкурку кролика, намочила ее, растянула. И так по кругу.

Жили мы в двухэтажном бараке — 30 девчонок из Винницкой области и Крыма. На работу шли под охраной, с овчарками. На обед хлебали баланду и грызли корочку хлеба. Не думала не гадала, что немцы на старости лет вспомнят про нас, — не скрывает радостных слез Надежда Ивановна. — Что ж, им большое спасибо за внимание. Для нас эти деньги уж точно не лишние!

Крупный химический концерн, два самолетостроительных завода, десятки других предприятий, железная дорога, огороды частных фермеров... Рабы, привезенные во Франкфурт со всей оккупированной Европы, под дулом автоматов трудились не покладая рук, чтобы не сложить за халтуру головы. В том числе и на строительстве нового аэродрома. Взлетку для нынешнего суперсовременного аэропорта во Франкфурте делали тоже они — принудительные рабочие. В основном советские военнопленные и венгерские еврейки, которых привозили на работы из Освенцима. Им даже завидовали — конечно, спаслись от газовых камер. Зря. Многие из них все равно умерли во время войны. На бетонке аэродрома, от истощения и бомбежек.

У фашистов была четкая иерархия по национальному признаку, разделение на иностранных и принудительных работников. Статус западных рабочих — из Нидерландов, Бельгии, Франции и Норвегии — практически не отличался от статуса “рейхсдойче”, только оплата труда и медицинское обслуживание были чуть хуже. Военнопленные этих стран могли быть отпущены из плена, т.е. стать гражданскими лицами, если обязались работать на рейх. Этой возможностью воспользовались, например, многие французы, которые, получив статус гражданских лиц и право отпуска домой, сбежали на родину. В привилегированном положении находились украинцы из западных областей — таким образом их пытались прикормить и заполучить в союзники рейха. По большому счету жаловаться было не на что и прибалтам. В деревнях вешали партизан балтийские бригады СС, литовские батальоны в еврейских погромах жестокостью и садизмом превзошли своих арийских учителей — в общем, по политическим моментам это были “нужные” рабы, и поэтому с ними обращались неплохо.

Рабочая сила, пригнанная из бывшего СССР, сначала без всяких нюансов воспринималась как расово неполноценная, “русская” рабсила. Правовой статус выходцев из бывшего СССР был самым низким среди всех иностранцев в рейхе. Как известно, фашисты выше ценили скотину, чем представителей “неполноценных” наций. На нижней ступени иерархии находились советские военнопленные, а после сентября 1943 года — и итальянские военнопленные, в одночасье превратившиеся из союзников в противников.

— Сколько всего было остарбайтеров во Франкфурте, точно установить так и не удалось. По одним данным, 40 тысяч, по данным промышленной палаты Германии — 25 тысяч, — сказал в интервью “МК” историк г-н Лутц Бехт, который курирует со стороны франкфуртских властей программы выплат по России. — В нашем городе похоронено пять тысяч бывших остарбайтеров. Многие из них погибли во время сильных бомбежек в марте 1944-го или умерли от голода.

Всего власти Франкфурта выделили в качестве компенсаций 5,3 миллиона долларов бюджетных денег. Конечно, они могли потратить эти деньги совсем на другие, городские цели. Тем более что через германский фонд “Память, ответственность и будущее” остарбайтеры по всей Европе, в том числе и в России, вскоре и так стали получать компенсации за рабский труд. Для распределения было выделено 8,1 миллиарда немецких марок (к концу 2005 года один миллион 646 тысяч бывших принудительных работников во всем мире получили 4,265 миллиарда евро). Но власти муниципалитета Франкфурта-на–Майне решили сделать именно свой, отдельный жест доброй воли. За эту инициативу все фракции проголосовали единогласно.

Бывшие остовцы по всей Европе, включая украинских и белорусских стариков, эти деньги давно получили. В России до адресатов они доходят только сейчас. Наше валютное и налоговое законодательство, а также отсутствие закона об узниках нацизма, существующего в других странах, потребовали почти пятилетних (!) бюрократических согласований.

Немцы хотели как быстрее и лучше — дать деньги сразу. Получилось как всегда: наши и сами помочь старикам толком не могут, и от других помощь принять не спешат...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру