Вчера на парламентских слушаниях в Госдуме решали судьбу законопроекта об ужесточении наказаний за нарушения Правил дорожного движения. Из выступлений участников слушаний стало ясно: повышения штрафов не избежать, а вот наделять ГИБДД дополнительными полномочиями депутаты не хотят, опасаясь народного гнева.
Заведомо непопулярный законопроект (“МК” писал о нем неоднократно) был подготовлен при активном участии МВД и Минюста, а внесен от имени трех смельчаков-единороссов: Владимира Плигина, Александра Москальца и Александра Харитонова. Безоговорочно за его принятие высказался вчера лишь начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктор Кирьянов. Он сообщил, что статистика “неутешительная”: 80% ДТП происходит из-за “агрессивного поведения водителей”. Ежегодно в стране фиксируется около 38 млн. административных правонарушений, но штрафы удается собрать лишь с 30% нарушителей (например, в Москве добровольно их платит только 5,7%).
По мнению господина Кирьянова, одна из главных причин бед на дорогах — малые размеры штрафов: “За проезд на красный свет — 100 рублей, это столько же, а то и меньше штрафа за безбилетный проезд, но степень общественной опасности этих правонарушений несопоставима!”
Депутаты позицию МВД поддержали лишь в незначительной степени. Виктор Похмелкин признал, что общество в принципе за ужесточение наказаний, “но для всех, причем наказаний неотвратимых и справедливых”. По его мнению, данный законопроект этим требованиям не отвечает, потому что необоснованно расширяет полномочия сотрудников ГИБДД: они хотят получить право проводить освидетельствование на месте ДТП, принудительно осуществлять эвакуацию, сделать фотографию “царицей доказательств”. Все выступавшие в один голос утверждали: если ужесточение наказаний не будет сопровождаться самыми жесткими мерами по борьбе с коррупцией и самоуправством сотрудников милиции, принятие закона чревато социальным взрывом. О том, насколько в МВД готовы бороться с коррупцией, говорит статистика. По официальным данным, в 2004 году в стране за взятки привлекли к ответственности лишь немногим более 130 сотрудников ГИБДД, причем только половину из них — по уголовным делам, остальные отделались дисциплинарными взысканиями.
Кстати, из отчета о совершенных в прошлом году на дорогах правонарушений, представленного МВД, следует: ни одного человека суд не приговорил к лишению прав за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии. Можно подумать, что все теперь садятся за руль как стеклышко… Но скорее всего эта цифра говорит о другом: о гуманности нашего суда или, что вероятнее, о взятках, которые водители платят постовому.
Некоторые выступали против возвращения в законодательство балльной системы оценки тяжести нарушений. Актриса и депутат Елена Драпеко рассказала душераздирающую историю из личной жизни, как один ее бывший муж, “получив еще в советское время дырку в талоне, бился головой о стену, потому что это было несправедливо…”. Елена Драпеко пыталась успокоить супруга: “Что ты бьешься, ведь не в голове же у тебя дырка, но для него это был такой стресс…” Она сочла категорически антинародной и такую предложенную меру, как 15-суточный арест за то, что не услышал свисток сотрудника милиции или покинул место ДТП. “За свисток — да, может быть, это слишком, но за оставление места ДТП — 15 суток еще мало”, — отреагировал сразу же глава Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.
Звучали и экзотические предложения: депутат Виток Кузнецов, например, предложил ввести в практику “профилактические беседы сотрудников милиции с водителями — пусть он посидит 10 минут, как в хоккее, отдохнет, успокоится, посмотрит в глаза постовому — зачем сразу наказывать”.
“Все мы пришли к пониманию, что так дальше ездить нельзя”, — подвел итог глава Комитета по безопасности Владимир Васильев. Но принимать закон, наделяющий чрезмерными полномочиями “исполнительную власть, которая все знают, как сегодня работает”, по его мнению, опасно.
Легкой судьбы у закона в Госдуме не будет. Скорее всего если думское большинство и решится его принять, то торопиться не станет.