Вчера члены комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информполитике и свободе слова в СМИ впервые встретились с депутатами — членами Комитета по информационной политике на их территории, в Госдуме. И сразу договорились создать постоянно действующую координационную группу.
“Это поможет в предварительном порядке, до обсуждения законопроектов, согласовывать позиции по многим вопросам”, — сказал глава комиссии ОП главный редактор “МК” Павел Гусев. По его мнению, один из самых больных вопросов для СМИ — почта и распространение. Иностранный капитал (прежде всего финский) все активнее внедряется на российский рынок распространения прессы и нарушает баланс в нем. Итог: в крупных супермаркетах Москвы уже почти не продают общественно-политические издания, предлагая сплошной гламур. В таких условиях можно выпускать сколько угодно продукции, но она не дойдет до покупателя…
А тут еще Минсвязи вдруг решило на 70—80% поднять тарифы на распространение, что сделает цену на подписку неподъемной для малоимущих читателей. Члены ОП уже разговаривали по этому поводу с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым и руководством Минсвязи, и правительство заморозило цены на услуги почты — до выяснения вопроса о том, с какого потолка взяты новые тарифы.
И депутаты, и “общественники” единодушны в том, что многие проблемы нашей прессы можно было бы решить, снизив или отменив НДС на издание и распространение печатной продукции. Участникам заседания раздали сравнительную таблицу, из которой следовало, что по величине НДС мы впереди планеты всей: в Великобритании вообще нет НДС на прессу, в Египте — тоже, в Японии налог составляет 5%. А в России на распространение он даже выше, чем в Боливии (там — 17,5%, у нас — 18%), а на печать — 10%. “Мы много раз поднимали эту тему, но без поддержки общества трудно убедить правительство, что нельзя экономить на прессе”, — заявил глава думского Комитета по информационной политике Валерий Комиссаров. Он выразил надежду, что совместные усилия ОП и Думы увенчаются успехом.
Затем член ОП Леонид Гусельников поднял больной вопрос: хотим ли мы поддерживать льготным режимом все СМИ, включая “желтые”, или только общественно значимые? И как отделить одни от других? “Желтая” пресса заведомо в более выигрышных условиях, — признал член думского комитета Павел Пожигайло, — но как решить эту проблему, мы пока не знаем”.