Детям грозит СДВГ по фазе

Медики обеспокоены дефицитом родительского внимания

Когда мир избавится от инфекций и ранней смертности, мы неизбежно столкнемся с психологическими проблемами. Одна из них — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), — заявил американский профессор Рассел Баркли на прошедшем в Москве Х Международном форуме “Охрана детей в России”.

СДВГ — диагноз для России не очень популярный, хотя, по статистике, им болеют 3—7% детей (т.е. около 2 млн. маленьких россиян). Исследования показывают: если их не лечить, половина из них в будущем столкнется с серьезными проблемами, а часть станет преступниками, наркоманами и алкоголиками. Но в нашей стране лечением СДВГ почти не занимаются.

Непоседа, невнимательный, агрессивный ребенок, который сначала говорит, а потом думает, может быть носителем СДВГ. Районные невропатологи уверяют, что гиперактивен каждый третий ребенок.

— Это абсолютно не так, — говорит самый авторитетный специалист по СДВГ в России, профессор Российского государственного медицинского университета Николай Заводенко. — На самом деле этот диагноз можно поставить лишь по совокупности признаков — а их 18. Причем они должны проявляться у ребенка в любой ситуации — в школе, дома, на улице — и не исчезать по меньшей мере в течение шести месяцев.

С одной стороны, диагноз СДВГ не знаком многим невропатологам и педагогам (особенно из глубинки). С другой — некоторые специалисты настолько в нем усердствуют, что ставят его детям, у которых его и в помине нет. Однако крупные российские и зарубежные ученые едины во мнении: СДВГ — не легкое расстройство, а очень серьезное заболевание. Дети не могут контролировать свое поведение и не в состоянии справиться с болезнью сами. Они легче втягиваются в криминальные истории, чаще подсаживаются на иглу, дружат с зеленым змием. Зарубежная статистика такова: дети с СДВГ чаще бросают школу (32—40%), имеют мало или вообще не имеют друзей (50—70%), попадают в аварии и травмируются (30%) и даже беременеют в подростковом возрасте (20—30%).

В отличие от американцев, которые в 80% случаев искореняют СДВГ с помощью медпрепаратов, в России на лекарства идут лишь в самом крайнем случае — когда уже ничто не помогает. В принципе у нас есть неплохие методики лечения СДВГ. Прежде всего психологи работают с родителями и учителями — учат их понимать ребенка. Кроме того, в питерском Институте мозга детей с СДВГ лечат методом “биологической обратной связи” — тренировкой внимания путем активизации импульсов мозга. Плохо одно: в большинстве российских поликлиник и школ с этими методами практически не знакомы.

— Эта проблема системно у нас пока не решается, — говорит академик РАМН, главный психиатр России Татьяна Дмитриева. — В стране нужно развернуть сеть психолого-медико-социальных центров..

Кроме того, по мнению президента Лиги защитников пациентов Александра Саверского, необходимо разработать протокол лечения и утвердить коррекционные методики. Возможно, все это сделают. А уж потом возьмутся за взрослых, которые тоже болеют СДВГ. Их 1—2%. Иными словами, около миллиона россиян.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру