Москва для немосквичей

Городские власти спешно ищут способы борьбы с ксенофобией

В то время как российские правозащитники озабочены ростом преступлений на национальной почве в России, столичные власти уже приступили к реализации программы “Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия”. Ее цель — “чтобы каждый человек, живущий в Москве, чувствовал себя москвичом независимо от национальности”. И социологи уже внесли свою лепту в программу, придумав, как сделать мигрантов милыми сердцу москвичей. И соответственно наоборот.

Без ста программ не разберешься...

По данным правозащитников, жертвами националистов в России с начала года стали уже больше сотни человек, из них 14 погибли. Больше всего нападений на почве национальной ненависти совершено в Москве и Санкт-Петербурге. Только в столице с начала года в результате нападений погибли 9 человек, еще 35 избиты. Вывод неутешителен: Москва — самый насыщенный радикальными националистическими группировками город. По данным директора столичного бюро по правам человека Александра Брода, в России действуют около 50 тысяч скинхедов. По экспертным данным, в Москве их около 2 тысяч, и еще несколько тысяч человек числятся в активистах различных националистических партий и движений.

Тем временем столичные власти пытаются задушить гидру ксенофобии в отдельно взятом городе. При правительстве Москвы создали Межнациональный консультативный совет, в составе которого целых восемь рабочих групп. Они готовят законы и постановления, работают с молодежью, ведут бурную деятельность в области образования, спорта, культуры, туризма. К примеру, недавно в Москве прошел Международный конкурс модного национального костюма, больше 20 тысяч участников собрал общегородской праздник “Навруз”, устроенный для москвичей из Средней Азии. Проходят сборы руководителей национальных диаспор, работают межнациональные летние лагеря для студентов и школьников…

В то же время “на земле” (в округах и районах) никакой работы с целью примирения национальностей друг с другом практически не ведется. В штатном расписании префектур даже нет сотрудника, в обязанности которого входили бы связи с национальными диаспорами и поддержание межнационального согласия.

По мнению руководителя Комитета межрегиональных связей и национальной политики г-на Александрова, программе “Москва многонациональная” катастрофически не хватает денег. Впрочем, как и другой — “Московской городской миграционной программе”. Видимо, поэтому столичная милиция до сих пор не может справиться с потоком нелегальных гастарбайтеров (в этом году ГУВД должно разработать на сей счет целую программу), а работодатели плюют на штрафы и берут к себе на работу иностранцев без всяких квот.

На миграционную программу выделили 20 миллионов рублей в год, но чиновники говорят, что это копейки. К примеру, уже три года мы видим в вагонах метро разноцветный плакат “Не забудь зарегистрироваться по месту пребывания!”, но насколько он эффективен, не знает никто. Денег провести исследования нет…

Депутаты Мосгордумы денег пообещали поискать. Но были немало удивлены тем, что, к примеру, в рамках программы предусмотрены средства на работу с футбольными фанатами. А разве они формируются по национальному признаку?

Серьезной угрозой представляется столичным властям и проект федерального закона, уже прошедшего первое чтение в Госдуме, предусматривающего упрощенный порядок регистрации мигрантов и выдачи им разрешения на труд. Говорят, в случае его принятия рынок труда просто обвалится, не говоря уж о том, что московская практика регистрации в одной квартире сотен или даже тысяч приезжих станет просто повсеместной.

Впрочем, пока чиновники спорят, социологи проводят серьезные исследования миграции и ксенофобии и предлагают свои пути “оздоровления миграционной обстановки” в столице.

С чего начинается рознь

Проведя исследования, ученые из Института социологии РАН сделали вывод: на протяжении последних 15 лет в Москве особенно интенсивно росла численность армян, грузин и азербайджанцев. По крайней мере, темпы их прироста — самые высокие среди прочих национальностей, проживающих в городе. И именно всплеск рождаемости в этих этнических группах породил новую болезнь среди коренных москвичей — мигрантофобию.

В 1990-е годы армяне, грузины и азербайджанцы селились преимущественно в старых московских районах (Ленинском, Свердловском, Калининском, Краснопресненском, Бауманском и т.д.), и доля их среди коренного населения была сравнительно невысока (по крайней мере, впечатления перенасыщенности у москвичей не было). А к 2002 году (тогда проводилась последняя перепись населения) численность представителей закавказских народов в городе резко увеличилась, появились микрорайоны (в основном новые и “прирыночные” — Чертаново, Бирюлево, Дегунино, Сабурово, Измайлово), где их доля в 4—5 раз выше их доли в населении Москвы в целом (5% от населения микрорайона). Это, по мнению социологов, “создает почву для межнациональных столкновений”.

Абсолютное большинство (70—85%) мигрантов — мужчины трудоспособного возраста. И это — тоже серьезная проблема для коренных горожан. Как говорят социологи, “аборигены” воспринимают приезжих как конкурентов в “сфере межполовых взаимодействий”. И это еще один “аргумент” в пользу роста национализма. Кроме того, в последние 15 лет мигранты серьезно пошатнули образовательный уровень в своих этнических группах и… “тормозят темпы развития общего интеллектуального потенциала Москвы”. Немудрено — в Москве мигрантам легко найти высокооплачиваемую работу, для которой не требуется ни особых навыков, ни даже знания языка (в основном они заняты в торговле, строительстве, на транспорте). К тому же у закавказцев тесные родственные связи — по данным опросов социологов, 70—80% из них устроились в Москве на работу благодаря помощи столичных родственников и друзей. Зато если поначалу мигранты предпочитают работать в мононациональном коллективе, то чем дольше они живут в столице, тем более симпатичны им русские (особенно в качестве начальника).

Москвичи должны стать радушнее

По данным Института социологии РАН, 76% русских-москвичей отрицательно относятся к скинхедам. В то же время приезжих москвичи тоже не особенно жалуют. Пятая часть русских-москвичей сдержанно относятся даже к украинцам (а 6% — и вовсе “плохо”). Кроме того, треть москвичей сдержанны к татарам и евреям, а чуть больше трети — к армянам и грузинам. Азербайджанцев недолюбливают половина москвичей. Еще хуже отношение к чеченцам — 23% “сдержанно” и 36% “плохо”. А терпимее всего москвичи к белорусам.

Так почему все-таки москвичи не любят мигрантов? Тут, оказывается, есть два варианта. И оба подходят под теорию старика Фрейда. Либо горожане завидуют более высокому материальному положению приезжих, либо пренебрегают их низким социальным статусом. Именно отсюда и рождается национализм, уверены социологи. Поэтому в интересах мигрантов этот статус “выравнять”. Идея хорошая, но как?

“Они должны приспосабливаться к нам, а не мы к ним”, — вот вкратце суть предложений социологов. Перво-наперво мигранты должны выучить русский язык. Предлагается открыть в Москве курсы языка и культурной адаптации для них. Кроме того, по мнению социологов, в Москве не должно быть национальных нерусских школ. “Нельзя культивировать нерусское образование в московской средней школе”, — говорят в Институте социологии РАН.

Предлагая оздоровить миграционную обстановку в городе и победить национализм в зачатке, социологи предлагают действовать глобально. Как превратить поступающие в столицу “трудовые ресурсы” в полноценных москвичей? Они должны органично вливаться в ряды аборигенов. То есть не отличаться от них уровнем образования, уметь выражаться не только нелитературно (и непременно — по-русски). И, по возможности, не насаждать городу свою культуру, а перенимать культуру у него.

Задачи по “аккультурации” мигрантов должно взять на себя правительство Москвы. Приобщать мигрантов к культурной московской жизни предлагается посредством курсов типа “Учимся жить в Москве”. Хотя справедливости ради надо отметить, что пока мигрантов куда больше интересуют заработки, чем социальная адаптация и культурная программа.

Ученые из Института социологии считают, что этнические группы не должны селиться в городе локально (т.е. в Москве не должно быть азербайджанских, чеченских, украинских кварталов). В противном случае они будут неизбежно “культурно отчуждаться” от коренного населения. Правда, как это сделать, социологи, судя по всему, представляют смутно. Но они уверены, что у города есть для этого некие “административные рычаги”.

В большинстве своем мигранты связывают свое будущее с Москвой. И этим, как говорила тетушка Чарлея, надо воспользоваться. Город должен понять, что мигранты, ориентированные на ПМЖ, приоритетны — в отличие от временщиков-гастарбайтеров. “Не следует поощрять миграцию культурно отчужденных от московского населения людей”, — говорят социологи. Иными словами, нужно поставить заслон на пути нелегальной миграции, а для всех работодателей, которые набирают на работу иностранцев, плюнув на квоты, ввести жесткие санкции. И вообще, нужно отдавать предпочтение мигрантам, которые способны быстрее всех адаптироваться к условиям столичной среды, — умным, образованным. И только на вакантные должности, по которым есть квоты. Кроме того, ученые предлагают властям создать официальные городские центры помощи мигрантам — с возможностью трудоустройства, юридическими консультациями.

Попутно они предлагают принять законы, ограничивающие поток мигрантов (особенно временных). В том числе закон Москвы о национальных меньшинствах, к коим следует относить лишь российских граждан, и в основном им и оказывать поддержку. Еще власти должны изловчиться и составить базу данных временных мигрантов (неграждан РФ). Видимо, придется чиновникам полазить по стройкам и рыночным подвалам.

Есть у социологов еще одно весьма любопытное предложение: “предупреждать всевластие церкви”, дабы не допустить “духовное разделение столичной общности по видам религии”. “Надо ограничивать церковь чисто служебными функциями, отвечающими потребностям прихожан”, — написано в отчете социологов. Интересно, что бы это могло значить?

Впрочем, и москвичи должны изменить свое отношение к приезжим. Раз уж мигранты намерены обосноваться в Москве надолго, лучше жить с ними в мире. В перспективе у коренных горожан должно сформироваться сознание “доброго хозяина”, эдакой принимающей стороны. Придется москвичам скрепя сердце встречать гостей если не хлебом-солью, то хотя бы приветливыми улыбками. Посему предлагается воспитывать “интернационалистские чувства” у горожан начиная со школьной скамьи. “Чем больше будет знать москвич о проблемах мигрантов, тем теплее он будет к ним (мигрантам) относиться” — считают ученые. Так что пресса должна создавать позитивный образ гастарбайтера.

В общем, все эти меры неизбежно приведут к тому, что мигранты в Москве будут чувствовать себя равными среди равных. Однако при том не забудут, что они все же в гостях.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру