Столицу заставят заставами

По периметру черты города XVIII века

Москвоведы и историки давно твердят: если что и можно восстановить в столице с исторической достоверностью, так это заставы Камер-Коллежского вала, которые очерчивают границы Первопрестольной XVIII века.

“Это кольцо необходимо хоть как-то обозначить в городе”, — убеждены архитекторы.

Еще в 1999 году столичное правительство приняло постановление о реабилитации въездных ансамблей исторических застав. Но лишь с этого года эта сложная программа наконец начнет воплощаться в жизнь. Что стоит на ее пути, попытались выяснить депутаты Мосгордумы. А вместе с ними и обозреватель “МК”.

Вал, да удал

Россия времен Екатерины Великой скопировала с Европы немало — в том числе систему таможенной службы. С этой целью в 40-е годы XVIII века по инициативе Камер-коллегии, ведомства государственных доходов, налогов и сборов, Москву обнесли земляным валом протяженностью в 35 верст. Сделали его в основном для борьбы с незаконными поставками в Москву водки (“хлебного вина”). Он состоял из ряда “валов”, многие из которых сохранили свое название и по сей день. Перед ними проходил глубокий ров, а на пересечениях с трактами находились заставы (всего 18), выполнявшие таможенные и полицейские функции. Въезд в столицу был возможен лишь через них. Это были выразительные архитектурные ансамбли, созданные по образу и подобию парижских пропилеев. В комплекс каждого входили два здания кордегардии и две стелы-обелиска с указателем “От Москвы две версты”.

Вал фактически был границей Москвы, с застав и начинался въезд в Первопрестольную. Заставы же были своеобразным завершением пути из городов, тракты которых к ним подходили. Они соединяли столицу Российского государства с древними русскими городами, которые располагались на старинных трактах, берущих начало от застав системы Камер-Коллежского вала. Что интересно, заставы, находившиеся на другом конце дорог, оформлялись аналогично московским. На заставах работали таможенники, сторожа, здесь были постоялые дворы, а путники могли поменять лошадей. Вдоль всего вала были расставлены солдаты, которые всякого, кто переходил “дорогу” в неположенном месте, “раскладывали и пороли плетьми нещадно”...

В 1754 году Камер-Коллежский вал в связи с отменой в России внутренних таможен перестал выполнять часть своих функций. С 1806 года он превратился в полицейскую границу между городом и уездами, а с 1864-го и до начала XX века стал официальной административной границей Москвы. Его история оборвалась в 30-е годы прошлого века: вал с остатками его построек снесли, большая часть застав была принесена в жертву строительству магистральных улиц. И сейчас память о заставах сохранилась лишь в некоторых названиях городских площадей.

“Утрачивая традиции, мы утрачиваем будущее”, — сказал как-то главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Власти города не устают говорить о том, что спят и видят, чтобы хотя бы к 2020 году центр Москвы стал центром истории и культуры. Возможно, им это и удастся. По крайней мере, программа восстановления старых границ столицы — исторических застав Камер-Коллежского вала — рассчитана именно до 2020 года. Ее цель — восстановление разрушенной и несправедливо забытой границы старой столицы и создание современных ворот в Москву историческую.

Но вот уже несколько лет эта программа реализуется лишь в виде многочисленных документов, эскизов, соглашений, переписки с чиновниками… За эти годы специалисты-архитекторы и историки проштудировали горы книг, архивных материалов, изучили гравюры, подняли огромный пласт научных материалов, архитектурных исследований. И уже составили предварительные проекты — как вписать старинные заставы (месторасположение которых уже определено с точностью до одного метра!) в современный ландшафт.

Изначальная идея была скромной — восстановить памятные стелы на своих исторических местах. Однако со временем специалисты Московского архитектурного центра (МАЦ), идейного вдохновителя и генпроектировщика программы, захотели большего: на “таможенных площадях” реально возродить целые утраченные комплексы. Разумеется, в современном виде — с паркингами, деловыми центрами, интернет-кафе, кафе, сувенирными лавками, дорожными развязками и пр. Воссозданные комплексы кордегардий хотят превратить в любимые москвичами и туристами места отдыха, культуры и развлечений. Кстати, мэр Москвы неоднократно восторгался сей программой. К работе подключилась творческая молодежь. Студенты и старшеклассники шаг за шагом прошли все 35 километров Камер-Коллежского вала. Бизнес-проект экспериментального молодежного комплекса “Пресненская застава”, сделанный столичной студенткой, занял первое место в одном престижном конкурсе. Молодежью разработаны проекты “Современные въезды в Москву — въездные ансамбли “Московские ворота” на пересечении МКАД с историческими трактами и проекты “Прогулки по историческим трактам Камер-Коллежского вала”.

— Наша задача — превратить центр из рынка в оплот культуры, за которой ехали путники еще во время Екатерины Великой в Москву, — говорит директор МАЦ архитектор Ирина Соколова.

Первый этап предусматривает восстановление семи застав — Тверской, Дорогомиловской, Пресненской, Калужской, Рогожской, Сокольнической и Покровской. Второй (который должен начаться в 2010-м и закончиться в 2020 году) — восстановление Троицкой (Крестовской), Ваганьковской, Серпуховской, Спасской, Преображенской, Семеновской, Симоновской, Миусской, Лужнецкой, Даниловской, Проломной застав. Как заверяют сотрудники МАЦ, уже в этом году программа начнет воплощаться в жизнь. Правда, на ее пути, как водится, лежит немало препятствий.

Тракты и затраты

В свое время МАЦ предложил включить воссоздание кордегардий и стел в проект реконструкции площади Тверской заставы. Кроме того, г-жа Соколова предлагала сделать на площади своеобразный “кусочек истории”. И даже придумала, как вернуть сюда… Триумфальную арку Бове, ныне стоящую на Кутузовском. Прямо в полотно одной из дорожных развязок можно вписать чугунный абрис арки. И получится что-то вроде ее тени: ворот вроде нет, а тень осталась. При этом затея даже не требует отдельного места!

Сейчас работы перед Белорусским вокзалом уже начались: демонтировали памятник Горькому, вырубили сквер перед ним. Здесь будет удобная транспортная развязка (с магистралями в нескольких уровнях, “карманами” автостоянок, торгово-досуговым центром). Но… Пока о восстановлении комплекса въездной заставы речи не идет. И даже места под сей проект не выделено, хотя работы по реконструкции площади идут. Не определили места и под архитектурный комплекс восстановления Калужской заставы. Хотя там уже предполагается построить торговые ряды и подземный паркинг. Есть проблемы и с Абельмановской (Покровской) заставой. На следующей за площадью Ильича Камерной площадью расположился монастырь. Архитекторы предложили сделать там монастырское подворье, и сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил их на это дело. Но дорогу перебежала одна коммерческая фирма. И кусочек земли рядом с монастырем, который архитекторы видели за инновационным центром, где должны были готовить молодежь для работы на заставах, отдали под коммерческий паркинг.

Да что уж там говорить: в Генплан развития районов заставы пока не внесли, хотя там прекрасно знакомы с концепцией программы и обещали “вписать” их в городской пейзаж еще в 2004 году.

Однако уже можно с определенной долей вероятности сказать о том, что первой будет “реанимирована” Сокольническая застава. По крайней мере, это единственный проект, на который получена вся исходно-разрешительная документация, определен участок земли, заключен договор с Москомземом. Хотя детального плана проекта местные власти, по их заверениям, еще не видели. Но сотрудники МАЦ делятся планами: перед главным входом в парк “Сокольники” будет восстановлен ансамбль таможенной заставы: два домика кордегардий, призаставный столб и две стелы-обелиска. Специалисты даже воссоздали чертежи исторической решетки парка. Попутно разработан проект т.н. коммерческой ограды, где планируется разместить кафешки, сувенирные лавки и палатки с мороженым и сладостями. Заодно и парк очистят от ряда лоточников.

…В Восточном округе программой восстановления исторических застав заинтересовались всерьез. Откликнулся и Западный округ — исходно-разрешительная документация по Дорогомиловской заставе готова там уже на 90%. Однако в Центральном округе, где находится сразу пять из семи первых застав (Тверская, Пресненская, Калужская, Покровская, Рогожская), программа идет с большим скрипом. Оно и понятно — земля в центре драгоценная, и выделять ее под какие-то там заставы чиновники не торопятся. Несмотря на полученное активистами программы благословение Патриарха, который так и написал: “Все мы обязаны подумать о наших потомках, передать им прекрасную идею возрождения Москвы — столицы государства Российского и древних городов России. Божие благословение да сопутствует вам в осуществлении проектов, направленных на возрождение и развитие городов России”. В МАЦ хранится увесистая переписка с чиновниками префектуры ЦАО. На большинство обращений там просто не отвечают, хотя ответственность за невыполнение постановления правительства от 1999 года лежит на префектуре. Но недавно в префектуре придумали классную отмазку: мол, постановление просто устарело и надо его отменить. Юристы правового управления правительства столицы возразили: оснований для отмены постановления нет. Их поддержал и руководитель стройкомплекса столицы Владимир Ресин. Ситуация неприятна и тем, что под воссоздание исторических застав уже подтянуты инвесторы с деньгами, договоры с ними заключены. На каждую заставу выделят примерно по 35 миллионов долларов! Но, несмотря на огромные инвестиционные вложения, программа сулит огромную выгоду не только коммерсантам, но и столичному бюджету. К тому же она предполагает создание новых рабочих мест. Например, в центрах инновационного развития, которые должны открыться на “таможенных” площадях.

Депутаты Мосгордумы архитекторов поддержали. Присутствовавшие на комиссии по культуре МГД чиновники из ЦАО заявили, что причина торможения проекта в том, что не произошло “соединения науки с производством”. Мол, предложения архитекторов не привязаны к конкретному месту. Хотя ничто не мешает согласовать проекты восстановления исторических застав с общим замыслом градостроительного развития территорий.

“Мы не можем оставлять после себя бетонные коробки”, — заявили депутаты. И отметили, что нужно как можно скорее приступить к восстановлению одной из застав, а заодно зарезервировать участки для других, чтобы не случилось так, что, когда придет черед следующей заставы, предполагаемое для нее место окажется застроенным.

…Тем временем программа восстановления исторических застав породила следующую, более глобальную, региональную: “Россия — создание системы торговых и культурных интеграций”. Она предполагает восстановление застав 18 старинных трактов (в Санкт-Петербург, Смоленск, Калугу, Нижний Новгород, Рязань и пр.), начинавшихся от 18 московских застав. Эти города и сейчас отмеряют маршруты на Первопрестольную от собственных застав, которые везде называются Московскими.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру