Москве не нужна здоровая кровь?

Столице хронически не хватает доноров

Завтра, 14 июня, — Всемирный день донора. В России его будут отмечать во второй раз. Но гордиться пока можно лишь героическими людьми, которые, несмотря на наплевательское отношение государства, сдают кровь для тех, кому она нужна. Доноров, к сожалению, очень мало. У нас вдвое меньше доноров на тысячу населения, чем в Европе, и втрое меньше, чем в США.

Если раньше донорам давали отгулы, льготы и продпайки, то теперь, как правило, доноры оказываются еще кому-то должны. По крайней мере своим работодателям. Даже в Москве сейчас нет ни одного (!) донорского пункта, который работал бы по выходным. Казалось бы — что за проблема? Оказывается, очень серьезная.

— Люди, которые сдают кровь, априори здоровые. А стало быть, где-то работают. И хотя по закону в день сдачи крови они могут взять выходной, на практике это не выходит. Приходится брать дни за свой счет, а потом еще получать выговор. А многих не отпускают ни под какими предлогами, — рассказывает донор Любовь Якубовская.

Так что если бы в столице был хотя бы один пункт, принимающий кровь по субботам, число доноров сразу бы выросло. За последние 20 лет страна лишилась огромного донорского резерва: количество доноров уменьшилось более чем вдвое. Теперь у нас 14 доноров на одну тысячу населения, а по данным Совета Европы, для самообеспечения страны кровью необходимо иметь 40—60. Самая ужасная ситуация — с донорами тромбоцитов (клеток крови, останавливающих кровотечения), которые сейчас переливают, дай бог, на треть от потребности. А ведь их переливают лишь тогда, когда без них — смерть, и хранятся они всего три дня. Люди, которым не удается найти донора, обречены. Самое страшное, что среди них много детей.

В России рак занимает 2-е место в структуре cмертности детей от 1 до 14 лет. В год регистрируется около 5000 новых случаев детского рака, способа уберечься от которого нет ни у кого — ни у богатых, ни у бедных. В основном речь идет о раке крови и лимфатической системы (лейкозы, лимфомы, лимфогранулематоз), в меньшей степени — это опухоли ЦНС, костей, разных органов. Раньше считалось, что рак неизлечим, но теперь в развитых странах при современном уровне медицины излечивают до 80% заболевших раком (в России — около 50%). Лечение лейкоза или лимфомы — долгое и тяжелое и предполагает многочисленные переливания крови. Если у ребенка диагноз “лейкоз” или “апластическая анемия”, без переливаний крови он погибнет за 2—3 месяца. Детям из Российской детской клинической больницы, онкоцентра на Каширке ежедневно нужны донорские тромбоциты. Даже день-два отсрочки могут привести к кровотечениям и гибели ребенка. Летом обеспечить детей донорской кровью становится особенно сложно, так как в сезон отпусков снижается активность доноров, сдающих кровь за деньги.

…В онкоцентре на Каширке лежит 7-летний Сережа Рожковский. Раньше Сережка рисовал, занимался танцами. Теперь каждый прожитый день воспринимает как чудо. С тех пор как мама заметила у него выпуклую шишку-опухоль. Сергею поставили страшный диагноз — рак ребра 4-й стадии (саркома Юинга) с множественными метастазами в легких. К этому времени ребро было полностью разрушено, и злокачественные клетки в любой момент могли парализовать спинной мозг. Когда мальчика привезли в онкоцентр, он уже не мог ходить. Теперь ему делают регулярные “химии”, и сейчас ребенку нужна кровь на тромбоконцентрат.

Доноры тромбоцитов срочно нужны пациенту того же онкоцентра 17-летнему Славе Неговелову — группа крови 0(I). У него рецидив острого лимфолейкоза, он проходит интенсивную химиотерапию, после которой потребуются переливания тромбоцитов и эритроцитной массы. Слава и его родители просят доноров приходить на обследование уже сейчас!

Володю Аксенова из РДКБ знает вся больница. И не только потому, что он лежит там с 2003 года. А еще и потому, что не поддался свойственной долго лежащим в больнице детям апатии, а увлекся шахматами и стал чемпионом больницы. Зимой он играл с самим Карповым! Карпов, понятное дело, выиграл, но его коня Володька загонял. У Вовы — апластическая анемия, он перенес уже две тяжелые операции по трансплантации костного мозга. И пока донорский костный мозг работает слабо, ребенку нужны все те же тромбоциты. Его группа крови — B (III) Rh+. Володя болеет уже 9 из своих 13 лет…

…Долгое время донорство в России выживало практически без поддержки, и то, что оно продолжает выживать, — большое российское чудо. Чудо, что у нас есть люди, которые сдают кровь просто так, не боясь гнева работодателей. Завтра во всем мире будут выражать свою признательность тем, что добровольно и безвозмездно отдает свою кровь для спасения других людей. Их ряды можете пополнить и Вы.

Именно Вы можете спасти больного ребенка. Если Вы хотите поделиться своей кровью с детьми, позвоните по тел. 961-49-91.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру