Ноев ковчег российской науки

Через 4 года наши ученые пропадут в демографической дыре

Для школьников, студентов, молодых ученых регулярно организуют конкурсы, вручают гранты. Власти с помпой представляют национальный проект поддержки отечественного образования. Даже пессимисту впору поверить: жизнь налаживается.Между тем многие работники науки этого оптимизма не разделяют. “Высшая школа, НИИ похожи на проржавевший корабль, который покрасили свежей краской. Но скоро он все равно пойдет ко дну”, — заявляет “МК” председатель Русского профсоюза инноваторов Михаил Радченко. За ширмой внешнего благополучия скрывается то, что в конце концов погубит российскую науку?

Тюнинг для вуза

Учить исследователей XXI века в допотопных лабораториях смысла нет. О внедрении современных технологий в образование и замене старого вузовского оборудования сегодня говорят с особым упоением и даже выделяют средства. Обновить материально-техническую базу университетам помогают в том числе юбилейные даты. Благо передовые вузы страны, что называется, “в возрасте”: одному стукнуло 75, другому — 175, а третьему — и все 250. К таким праздникам сразу начинают скрести по сусекам, не исключая госрезервы. МГТУ имени Баумана, пользуясь случаем, к 175-му дню рождения в 2005 году закупил новейшее оборудование по нанотехнологиям, лазерно-оптическим технологиям, по радиоэлектронике, пакеты инженерных программ... А 17 высших учебных заведений, победивших в конкурсе инновационных вузов в рамках нацпроекта “Образование”, должны получить государственные гранты на общую сумму 10 млрд. рублей. На новые лаборатории должно хватить.

Аргумент “ПРОТИВ”

Новое оборудование — еще не гарантия того, что уровень подготовки студентов повысится. Это пусть и чрезвычайно важный, но всего лишь инструмент для работы, а чтобы научиться управляться с ним, нужен мудрый наставник. Как писал поэт Евгений Винокуров: “Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться”. А вот как раз с учителями у нас напряг. Средний возраст преподавателей в российских вузах — за пятьдесят.

Специалист по инновационному менеджменту Илья Никифоров:

— Преподаватели стареют, а молодые ученые, которые могли бы их заменить, эмигрируют. Через 5—10 лет в России просто не останется тех, кто сможет готовить новых специалистов. Мой отец — химик-технолог. Ему 68. Его ученице — 30. Она уехала в Корею. Другой ученик — в Штатах.

Так что не случайно на заседании Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию помощник Президента РФ Джахан Поллыева заявила: “По данным аналитических исследований, на рубеже 2010—2012 годов возникнет серьезная демографическая дыра в кадровом потенциале в науке и образовании”.

Спасательный круг для молодых ученых

Среди основных причин, которые гонят сегодня наших исследователей искать лучшую долю на Западе, финансовая (и как следствие — жилищная). В связи с этим как нельзя кстати набирает обороты грантовая система. Количество грантов постоянно растет. Подобные программы — своего рода спасательный круг, позволяющий удержать талантливую молодежь в стране. Например, в этом году исполнилось 10 лет системе грантов Президента РФ для молодых ученых. Кандидаты наук в возрасте до 35 лет могут выиграть 300 тысяч рублей. Большую часть средств необходимо потратить на научные исследования. И отчитаться за проделанную работу — в том числе предоставить опубликованные в научной периодике статьи о своих разработках.

Заведующий сектором Совета по грантам РФ Георгий Долгих:

— Если учесть, что грант рассчитан на два года, сумма получается, конечно, не очень большая. Но, как говорят сами ребята, даже эти деньги — ощутимая поддержка: можно купить необходимые расходные материалы, съездить в научные командировки, приобрести какое-то оборудование. Вдобавок участие в конкурсе на грант повышает статус исследователя в научных кругах.

Аргумент “ПРОТИВ”

Когда ученый в рамках программы гранта открыто предоставляет информацию о своей работе, это может означать, что его достижения легко станут достоянием третьих лиц. То есть человек потратит год или пару лет своей жизни на разработку, которой не будет самостоятельно распоряжаться. Кого же реально поддерживают гранты — исследователей или воров чужих идей?

Да здравствует экономика знаний!

Выступая с очередным посланием к Федеральному собранию, Владимир Путин заявил: “Россия должна стать крупнейшим экспортером интеллектуальных услуг. В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами”.

Когда глава государства ставит науку на первое место, перед глазами начинает маячить огонек надежды.

Президент РАН Юрий Осипов:

— Научное и образовательное сообщество России получило уникальный шанс проявить себя, так как к проблемам этого сообщества привлечено внимание всей страны.

За последние годы появились “Стратегия развития РФ до 2010 года” с главой об “Инновационном развитии экономики”, Федеральная инновационная программа “Российская инжиниринговая сеть технических нововведений”, “Программа первоочередных мер по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности”, “Концепция государственной политики по введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности...”, проведены десятки международных и общероссийских съездов, конференций, выставок.

Все как будто свидетельствует о серьезном намерении государства поддержать науку.

Аргумент “ПРОТИВ”

Председатель Русского профсоюза инноваторов Михаил Радченко:

— Мы обошли все фракции Госдумы, обращались к председателю Госдумы, к руководителям всех профильных комитетов, дошли до Администрации Президента... Подготовились по каждому человеку: подняли все его выступления о роли науки, распечатали. Приходили на прием: “Вы говорили то-то и то-то. У нас есть конкретные предложения...” Увы! Наши слова не вызвали никакого интереса. Если науку поддерживают, почему каждый год сокращается количество запатентованных научных разработок? По статистике Роспатента, в 2004 году наши граждане подали на 8% меньше заявок на патенты, чем в 2003-м. А по ранее поданным заявкам выдача патентов сократилась на 7,3%. Динамика неутешительна. Российские военные спутники до сих пор запускаются на тех носителях, которые были разработаны еще Королевым. Новейшие подводные лодки отстают от зарубежных аналогов на 15—20 лет. Новейший истребитель “Беркут” — это секретная разработка... времен СССР. Новейшая крылатая высокоточная ракета Х-555 создана на базе ракеты Х-55, состоящей на вооружении уже 30 лет…

В СССР люди недоедали, но крепили военную мощь страны. За последние 15 лет ничего не создано, все вынималось с военных складов из старых запасов. Однако резервы не бесконечны. С 1990-х наши возможности только уменьшались. Произошло системное изнашивание. Во всех сферах что-то полетело: то обвал крыши, то пожар, то авария. Это как с хроническим пациентом: болеет-болеет, все привыкли, а потом раз — и умер. В страну стали привозить импортное оборудование, приглашать зарубежных специалистов.

Хотя количество разработок в России мизерно — их тяжело внедрить. Люди от безысходности раскладывают свои патенты перед спонсорами, вывешивают на стену. И предприимчивые инвесторы получают ноу-хау за копейки.

— Единственное, что остается людям, — грустно подводит итог председатель Русского профсоюза инноваторов, — собраться вместе и, построив подобие Ноева ковчега, ждать приближающийся потоп.


А что думаете о перспективах российской науки вы? Может, вы ученый, которому удалось разбогатеть? Или наоборот — собираетесь покинуть страну от безысходности? Нам интересно узнать ваше мнение и ваши истории. Пишите на molodoy@mk.ru с пометкой “Наука”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру