Спрос вырождает предложение

Купить коньяк и вино в Москве стало большой удачей

В центре Москвы на витрине винно-водочного магазина висит плакат, оповещающий прохожих о том, что в продаже имеется импортный коньяк. Ничего себе рыночная экономика. С тем же успехом можно представить себе объявление в супермаркете: “У нас есть колбаса (молоко, хлеб, спички)”. А что? С солью мы это уже проходили. То вдруг мясо дорожает, то очереди к бензоколонкам выстраиваются. Теперь вот настал черед импортного алкоголя. Пропало все, кроме водки и пива.

В нормальной стране давно бы разразился скандал. Представьте, если бы во Франции или Италии пропало вино. Правительство уж точно отправили бы в отставку — за некомпетентность. А у нас — тишина. Никто ничему не удивляется. Вот если бы водка исчезла…

Корреспондент “МК” попытался разобраться, как вообще могла сложиться такая ситуация.


По Закону о госрегулировании производства и оборота алкоголя, с 1 июля запрещена продажа любой выпивки с акцизными марками старого образца. Ввоз импортного спиртного со старыми марками остановлен еще раньше — 1 апреля. Из-за несогласованности в чиновничьих “верхах” новые наклейки стали появляться только в середине марта. И тех напечатали мало: ко второму полугодию только 1,9 млн. бутылок обзавелись “свежей” маркой. На складах между тем только вина зависло около 200 млн. бутылок.

…Захожу в магазин с тем самым плакатом, который оповещает прохожих о том, что в лавке есть импортный коньяк. Он там и вправду есть — единственный и неповторимый. А еще — два вида импортного шампанского, столько же — итальянского вина и одно наименование аргентинского. Все это разложено в ряд, чтобы создать видимость широкого ассортимента. Но пустота на полках все-таки упорно лезет на глаза.

— Хороший рекламный ход, — указываю продавцу на плакат с видом праздного покупателя.

— Это точно, — мило улыбается он в ответ. — А вот этого вина к вечеру уже не будет — раскупят.

Зато бутылки — с новыми акцизными марками. Выяснив, кто привез бутылки, звоню поставщику: “Где раздобыли новые наклейки?” И получаю логичный ответ: “Успели купить до 1 июля”.

В другом магазине из иностранного горячительного — только джин. Но с заговорщицким видом предлагают приобрести из-под полы импортный ликер со старой маркой... за 900 рублей. В еще одном заявляют, причем в открытую: было шампанское, но его выкупили — на свадьбу. “Отдавали по оптовой цене — по которой сами закупали, — говорят. — Лишь бы сбыть”.

По логике, раз правительство недоглядело, то должны были сроки реализации продлить. Но продлили как-то по-хитрому. Отечественные предприятия могут переклеивать новые марки на месте. А весь импорт должен уйти к производителю и там, в америках и аргентинах, украсить себя новыми наклейками. Идиотизм, да и только. Но чиновники в своем тупоумии настойчивы. За продажу “незаконного” алкоголя штрафуют с особым садизмом. Они бы с такой принципиальностью с контрафактом боролись.

Ну хорошо, коммерсанты попали на “бабки”. А что дальше?

Надеяться на новые поставки импортного алкоголя тоже особо не приходится. Проблема в том, что по новому закону начиная с 1 июля каждая бутылка спиртного должна пройти учет в новой системе. В акцизную марку вбивается штрих-код, а специальное оборудование считывает с него информацию о производителе, импортере, самой выпивке и ее качестве. Идея, конечно, интересная, но Единая государственная автоматизированная информационная система, которая ставит алкоголь на электронный учет, на практике толком не работает. Говорят, на ее обкатку понадобится не меньше полугода. Так что дефицит в принципе неизбежен. Если, конечно, в правительстве кто-нибудь не захочет выпить. Лучше бы они пили…


ГЛАВНЫЙ “АЛКОГОЛЬНЫЙ” СЛУХ

Говорят, когда в Госдуме принимали Закон о регулировании оборота алкоголя, побороться как раз хотели с недобросовестными водочниками и пивняками. Но те вовремя подсуетились, занесли, опять же по слухам, кому надо пять миллионов “зеленых” и отвели от себя удар. В результате пострадали поставщики как раз качественного импортного алкоголя. А у “паленой” водки сегодня праздник.


МЕЖДУ ТЕМ

Общественная палата направила на имя премьер-министра Михаила Фрадкова открытое письмо, в котором выразила свое возмущение “алкогольным кризисом”. Палата напоминает, что с 1 января вступил в силу новый Закон о госрегулировании спиртного, но “всевозможные его (закона) исполнители сделали все, чтобы дискредитировать благую цель”. Вся ситуация только на руку теневикам, а потребитель будто попал в 90-е годы прошлого столетия. В этой связи “общественники” задали ряд вопросов главе правительства: кто виноват в том, что вступление закона в силу не было обеспечено технически? Может быть, ответ на этот вопрос — не за экономистами, а за силовиками? Когда ситуация на рынке алкогольной продукции будет соответствовать духу и букве федерального закона? “А напоследок — добрый совет тем, кто принимает и претворяет в жизнь законы: сделайте своим жизненным кредо старый врачебный принцип — “Не навреди!” — подчеркивается в письме.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру