Стоп! Стройнадзор!

Деньги закрывают глаза инвесторов на безопасность

Говорят, каждый имеет право на ошибку. Сапер ошибается один раз. И платит за это своей жизнью. Строителям тоже достаточно единожды допустить оплошность, чтобы произошла беда. Правда, сами они вряд ли пострадают, особенно если объект уже сдан. А вот сотни ни в чем не повинных людей — запросто… Аквапарк, Басманный рынок, торговые центры...

Когда же перестанет пополняться этот черный список и как застраховать население от некомпетентности архитекторов и безалаберности строителей? Самый верный способ — жесткий надзор за качеством возводимых объектов, который в том числе осуществляет отдел Госстройнадзора Межрегионального территориального управления Ростехнадзора по Центральному федеральному округу. Вместе с его специалистами “МК” выехал на проверку одного из реконструируемых предприятий пищевой промышленности на северо-востоке Подмосковья.

Комиссия по надзору в полном составе: инспекторы по строительству, хладооборудованию, энергонадзору, экологии, сотрудники УБЭП...

— Мы едем на этот объект уже не в первый раз, — посвящает в курс дела председатель комиссии и начальник отдела государственного строительного надзора Владимир Шуппо. — В первый раз инспекторов даже не пустили на территорию. Во второй — чуть не дошло до вызова группы быстрого реагирования. И это притом, что Градостроительный кодекс и Положение “Об осуществлении государственного строительного надзора в РФ” позволяют нам беспрепятственно заходить на поднадзорные объекты, в частности, на опасные производственные объекты, имеющие стационарные подъемные механизмы. Сейчас, судя по персоналиям, история может повториться.

И точно — на проходной комиссию бесцеремонно тормозит какой-то гастарбайтер в спортивных штанах с вытянутыми коленками. Такое ощущение, что пора вызывать местный УБЭП…

— Мы впервые сталкиваемся с таким противодействием, — заявляет Шуппо. — Тут не только инспектору ясно, что людям есть что скрывать. Обычно наши проверки проходят в спокойной рабочей обстановке, мы имеем возможность тщательного знакомства и с документацией, и со строящимся объектом. По результатам проверки составляется акт, и, если все в порядке, мы расстаемся до следующей проверки, нет — выдается соответствующее предписание с указанием срока устранения замечаний.

— С какими нарушениями на стройках чаще всего сталкиваетесь?

— Общей проблемой большинства строящихся объектов можно назвать некачественное ведение исполнительной документации, отсутствие актов работ, отсутствие входного контроля строительных материалов. Порой строительство идет без получения госэкспертизы проекта, положительного заключения экологической экспертизы. А иногда и утвержденного проекта, который меняется по ходу строительства. Кроме того, не всегда выдерживается технология строительства. Часто мы сталкиваемся с отсутствием антикоррозионного покрытия металлоконструкций в местах сварки или болтовых соединений. В зимний период бетонирование ведется с использованием не очищенной ото льда опалубки. Оттаявший лед открывает пустоты, и тогда о каком качестве может идти речь?

— Размеры штрафов для хозяев крупных объектов не страшнее комариного укуса…

— Недавно выезжали на строительство одного из крупнейших развлекательных центров в Подмосковье. Интересный проект, огромные площади, а качество строительства… Мы ужаснулись количеству нарушений. Нагруженная колонна — и анкерные гайки вручную откручиваются! Аквапарк, если помните, тоже из-за колонны обрушился. Экономия на стадии проектирования обернулась весьма существенными потерями на этапе строительства.

— Какой смысл запарывать объект, который потом будет нести золотые яйца?

— Как ни парадоксально, именно на коммерческих объектах, а таких сейчас большинство, страдает качество строительства. Вложив средства, инвесторы ждут скорейшей отдачи, подрядчиков торопят, качество строительства от такой гонки не растет.

…А вот возник и директор предприятия. Он уверенно заявил, что никакая стройка на его предприятии не ведется, хотя на глазах комиссии за время вынужденного ожидания в ворота заехали две бетономешалки.

В общем, пока строптивого нарушителя не ткнули носом в федеральный закон, особливо в пункт о наказаниях, добиться нормального отношения было невозможно. Фраза: “Незнание закона не освобождает от ответственности” — гипнотически подействовала на упрямца. С первого взгляда на территорию члены комиссии оживились — похоже, завод был находкой для всех инспекторов.

— Так, фиксируем свежий бетон фундамента, бетонирование конструкций выполняется в два этапа, предполагается устройство рабочего шва в верхней части фундамента, — комментирует увиденное Шуппо. — Единая стена объединяет стройплощадку и действующие цеха, а это запрещено нормами техники безопасности. Кроме того, у вас пазухи готовых фундаментов не засыпаны при нагружении вышестоящими конструкциями. В них стоит вода. Сварные соединения металлоконструкций имеют непровары и наплывы, отсутствует антикоррозионная защита…

Комиссия покидает территорию завода с чувством, что скоро сюда все равно придется вернуться. Безукоризненным процесс реконструкции здесь явно станет не скоро. То ли ребята не хотят чтить “строительные законы”, то ли на квалифицированной рабочей силе экономят, включая прорабов, то ли основным принципом работы здесь служит русское “авось”.

* * *

В советское время гонялись за показателями, в наше — за быстрыми деньгами. Ошибки проектировщиков, халатное отношение, экономия на самом необходимом — на какие еще сюрпризы способны нерадивые строители, дабы отчитаться перед инвесторами, у которых мысли только об эффективном вложении денег. Но особенно остро стоит проблема так называемого незаконного строительства.

— Существующая практика получения разрешительной и проектной документации на строительство требует нескольких лет, — комментирует ситуацию начальник Управления Ростехнадзора по ЦФО Андрей Синдяев. — Вот и идет застройщик на нарушения, начиная строить без оформления разрешения на строительство, без положительного заключения экологической экспертизы, без законченной проектной документации, понимая, что предъявленные ему в дальнейшем штрафы ничтожны в сравнении с той прибылью, что принесет объект. Мало того, он и далее эксплуатирует построенный объект без сдачи его в эксплуатацию, а это уже незаконное предпринимательство и совсем другая ответственность.

— Основной рабочей силой сегодня на стройках служат гастарбайтеры. Вам не кажется, что их профпригодность вызывает большие сомнения?

— Качество делают люди, высокое качество делают профессионалы, а их на все строящиеся объекты не хватает. Просто научить что рабочего, что прораба — мало, эти знания должен отшлифовать опыт, а на это нужно время. Сегодня просто необходим постоянный контроль практически за каждым рабочим местом. И мы готовы вести надзор за наличием такого контроля на объектах.

— Какие пути улучшения качества строительных объектов вы можете предложить?

— Действие федерального Госстройнадзора было бы целесообразно продлить на период начальной эксплуатации объекта с возможностью привлечения спецорганизаций, владеющих современными технологиями обследования и мониторинга состояния зданий и сооружений. Сейчас, согласно Положению о Госстройнадзоре, он осуществляется с даты получения извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии объекта капитального строительства всем требованиям. Однако в части сохранения устойчивости и прочности здания очень важен контроль его состояния на начальном этапе эксплуатации, когда объект получает реальные нагрузки. Вот тут-то и могут вылезти проблемы, связанные с низким качеством строительства и строительных материалов, и здесь очень важно не упустить первые признаки намечающихся разрушений, отследить тенденцию их развития.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру