Вот-вот сбудется мечта Кремля — малопартийная система... В Думу попадут лишь партии, преодолевшие 7%-ный барьер (раньше он был — 5%). Блоки создавать нельзя. Включать в свои списки членов других партий — нельзя. Беспартийных — можно, не больше 50%, но какой нормальной партии в таком количестве нужны беспартийные? Новые правила игры волей-неволей вынуждают политиков кучковаться, заключая браки не по идеологической любви — по расчету. Уж с ежом, кошка с носорогом...
В октябре было объявлено: перерегистрация в соответствии с новыми требованиями (не меньше 50 тысяч членов) “убила” 16 из 35 имеющихся в России партий. Но из оставшихся 19 до выборов доживут немногие. Партия жизни и Партия пенсионеров уже влились в “Родину” и стали “Справедливой Россией”. Наверняка скоро мы услышим о новых объединениях. А после Нового года Служба регистрации проведет еще один отсев — партий, редко участвующих в выборах.
Борьба правой ноги Кремля с левой, “Единой России” со “Справедливой Россией” в центре внимания именно по причине своей абсурдности. “Единую Россию” в Кремле пытаются убедить в том, что “Россия справедливая” будет бороться с коммунистами, но обличительная риторика Сергея Миронова в адрес партии власти убеждает “медведей” в обратном. Они уверены, что “СР” приходит на их поле, и очень обижены. Но даже если борьба двух титанов политической сцены выльется в коммунальную склоку, сути дела это не меняет: Миронов и Грызлов будут все время сталкиваться в одних и тех же приемных Администрации Президента, согласовывая свои слова и инициативы.
Пока у “Справедливой” нет ни программы, ни ярких личностей. Но ситуация выправляется, и скоро партия Миронова станет почти зеркальным отражением “Единой”. У Грызлова — фигурист Сихарулидзе? А у Миронова — фигурист Плющенко!
В последнее время все упорнее слухи о том, что в новую партию может уйти и Сергей Глазьев. Но наблюдатели сильно сомневаются, что этому попавшему после прошлых президентских выборов в немилость политику Кремль разрешит пройти в Думу под флагами “партии власти”-2.
Стабильным игроком на левом фланге остается КПРФ. Все остальные — в движении и смятении. Народная партия Геннадия Гудкова, “Патриоты России” Геннадия Семигина и “Возрождение России” Геннадия Селезнева плюс еще две партии в ближайшее время почти наверняка объединятся в некий социал-демократический проект. Но даже объединившись, едва ли они могут рассчитывать на поддержку Кремля в намерении пройти в Думу. Участвовать — пожалуйста! Но всерьез конкурировать? Увольте! Больше 4—5 фракций в Думе власти не нужно... Пока эти 4—5 рисуются таким образом: “ЕР”, “СР”, КПРФ, ЛДПР и — может быть, какой-нибудь либеральный проект.
Едва ли три Геннадия готовы сыграть в крейсер “Варяг” и красиво пойти на дно в день голосования. Значит, им придется и дальше объединяться — с фаворитами гонки. А таких два: “Единая Россия” и “Справедливая Россия”... И Сергею Бабурину с его “Народной волей” придется к кому-то прислоняться. И Аграрной партии — причем не факт, что обязательно к “Единой России”, в чью фракцию в Думе сейчас входят аграрии.
А на правом фронте пока без перемен. Но с намеками на их вероятность. Главная интрига здесь — будет или нет Кремль всерьез запускать свой новый правый проект под названием “Свободная Россия”. Партия эта была создана как киллер — не для нормальной конкуренции с другими партиями, а для того, чтобы “мочить” тех, на кого укажут. На выборах в Мосгордуму в 2005 году она “мочила” “Яблоко”, по списку которого шли объединенные демократы. На региональных выборах лавров не стяжала, да и участвовала в них не активно. Но тут вдруг воспряла: в руководство партии вошел известный адвокат Михаил Барщевский, составив компанию прежнему ее лидеру, г-ну Рявкину. Никого из тех, кого молва также прочила в “лица” проекта (Владимир Познер, Владимир Соловьев и другие известные стране граждане), пока заманить не удалось. Наблюдатели почему-то уверены, что окончательное решение о том, что “Свободная Россия” станет не киллером, а серьезным игроком на предстоящих выборах, в Кремле еще не принято. Но если оно будет принято — “Яблоку” и СПС придется совсем не сладко.
Впрочем, им и так будет несладко. Рейтинги на уровне статистической погрешности и все более вероятная перспектива “двух колонн” (не считая Рявкина с Барщевским) не внушают оптимизма. СПС сейчас испытывает головокружение от успеха на выборах в Пермском крае, где партия заняла второе место после “Единой России”. “К нам в регионах повалили спонсоры!” — радостно говорят правые. Но проблемы парламентских выборов-2007 это не решает. На намеченном на следующую субботу съезде СПС будет обсуждаться вопрос о возможном объединении с Республиканской партией Владимира Рыжкова и Валерия Зубова. Почти никто не верит, что СПС согласится на те условия, которые выдвигает незарегистрированная ФСР организация: создание нового бренда. В личном качестве Рыжков и Зубов? Пожалуйста! Но не более того...
А “яблочники” после Карелии, где их сняли с выборов, очень переживали: у них власть отняла право на маленький региональный триумф. Обсуждался всерьез вопрос о том, участвовать ли в парламентских выборах 2007 года — при таких-то правилах игры, когда тебя могут остановить на любом этапе, и никакой защиты от государства! Сторонниками бойкота выборов были Григорий Явлинский и его зам Сергей Иваненко. Но партбюро решило иначе: “Яблоко” на выборы пойдет. Здесь говорят, что многое решат мартовские выборы в Заксобрания Петербурга и Московской области. Точку в вопросе о совместном выступлении с СПС в декабре 2007 года пока не ставят, но это маловероятно: “Мы разные. Те, кто считает, что нынешнюю власть нужно сделать более либеральной, будут голосовать за СПС, а те, кто считает, что ее надо менять, — за нас”.
Присутствие националистов в Думе Кремль решил минимизировать. Для такого избирателя после исчезновения “Родины” оставлен лишь один вариант — старый добрый шоумен Вольфович с его ЛДПР. Тем более что вслед за Кремлем националистическую риторику вовсю использует в последнее время и “Единая Россия”...
День региональных выборов в октябре был черным днем для ЛДПР: в 6 из 9 областей партия не преодолела 7%-ный барьер. Тяжело переживавший неудачу лидер свалил неудачи на местные власти, которые-де отдали его голоса мироновцам. Но кое-какие меры принял: расстался с радикальным националистом депутатом Курьяновичем и решил укрепить партийные ряды представителями регионов, потеснив “москвичей”. Видимо, чтобы держать лидера ЛДПР в хорошем тонусе, распускаются слухи и о том, что его решено “слить”. Дадут, мол, ветерану политической сцены какой-нибудь нестыдный пост, а партию возглавит Алексей Митрофанов... Впрочем, слухи такого рода распускались неоднократно, но ни разу не подтвердились.