Почивший в газе

Вчера мир лишился одного из самых жестоких диктаторов современности

Однако уход из жизни Туркменбаши Сапармурата Ниязова не сулит его стране скорого перехода к демократии. Долгие годы подвергать свой народ средневековым пыткам Ниязову позволяла не только политическая и экономическая отсталость Туркмении, но и поддержка великих держав вроде России и Америки. Смерть диктатора станет толчком к попытке нового передела сфер влияния в одной из самых богатых газом стран мира.


Ниязов любил шокировать иностранцев экстравагантными поступками, достойными настоящего восточного деспота. Например, во время переговоров с правительственной делегацией одной из стран СНГ Туркменбаши велел своему министру обороны лаять. И тот лаял. Но смеяться над туркменскими чудачествами иностранцам было бы не очень честно. Если бы не они, то Ниязов никогда бы не стал таким всемогущим и жестоким правителем. О каких конкретных державах идет речь? Оборудованные камерами пыток офисы некоторых силовых структур в Ашхабаде построены знаменитой французской фирмой. Но основную ответственность за превращение Ниязова в то, кем он был, несут все же Россия, Америка и в меньшей степени Турция.

В советское время первый секретарь ЦК компартии Ниязов был послушным исполнителем, не обладающим ни малейшим влиянием на обитателей Кремля. Но став неожиданно для себя лидером независимого государства, бывший партаппаратчик стал объектом “ухаживаний” самых влиятельных мировых сил. Первой на фантастический газовый потенциал Туркмении внимание обратила аргентинская фирма Bridas. Но не успели аргентинцы вложить в страну Ниязова несколько сот миллионов долларов, как из Ашхабада их бесцеремонно выпихнули американцы. Заручившись поддержкой самых высоких сфер Вашингтона, энергетический гигант Unocal решил построить трубопровод из Туркмении в Пакистан, а затем, возможно, и в Индию.

Полное нежелание отказаться от своих позиций в стране Ниязова продемонстрировала и пока еще монополист в области транспортировки туркменского газа Россия. Турция в газовые разборки предпочитала не влезать. Зато турецкий бизнес практически монополизировал текстильную и другие отрасли местной промышленности.

Конкуренция за благосклонность Туркменбаши была настолько острой, что Ниязову иностранцами была фактически выдана индульгенция: делай со своими подданными все что хочешь, только газ давай! Америка фактически отказалась от громогласной критики Ниязова за нарушение прав человека. Москва и того больше — бросила русскоязычное население в Туркмении на произвол судьбы. Даже великий демократ Ющенко наградил Ниязова орденом.

Постоянная смута в Афганистане привела к тому, что газопровод из Туркмении через эту страну так и не был построен. Поэтому-то правление Ниязова и вполне устраивало Москву. Сейчас стабильность поставок и, следовательно, интересы российского газа — монополиста в Туркмении — находятся под угрозой. “Из великих держав сейчас только Россия заинтересована в стабильной ситуации внутри Туркмении, — считает российский политолог Руслан Саидов. — Ирану и Узбекистану, напротив, выгодна дестабилизация. В атмосфере хаоса они вполне могут резко увеличить свое влияние внутри Туркмении. Что же до американцев, то сейчас они уже озабочены тем, как с наименьшими потерями начать постепенный уход из Афганистана. Им уже не до Ашхабада”.

За 21 год своего правления Ниязов полностью разрушил нормальную структуру общества. Лишившаяся диктатора Туркмения в политическом отношении — сплошная “чистая доска”, на которой можно написать все что угодно.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру