Жуликов достанут с того света

В Москве нельзя торговать могилами

Материал о продажах могил (причем не пустых, а с покойниками) на престижных погостах Москвы, опубликованный в одном из последних номеров “МК”, потряс многих москвичей. Больше всего волновались ветераны: неужто их после смерти неблагодарные потомки могут “выселить” с кладбищ? И объявления о продаже участков на погостах, появившиеся в газетах и Интернете, стариков напугали еще больше. Возможна ли вообще такая сделка и что грозит тем, кто продает и покупает места на том свете, “МК” выяснил у замруководителя столичного Департамента потребительского рынка Ларисы Коржневой.


— Лариса Алексеевна, многие убеждены, что могилу можно продать так же, как квартиру или любую другую недвижимость...

— Конечно, нет. Земля, на которой похоронены ваши родные и близкие, не является вашей собственностью и принадлежит городу. Так что сама продажа незаконна. Разрешается лишь производить семейно-родовые захоронения, и то при условии, что с момента последнего погребения прошла санитарная норма — 13,5 года. Вот это и решили использовать как лазейку в законе мошенники. Я вообще появление таких объявлений расцениваю как зарождение нового вида мошенничества. Департамент уже провел собственное расследование, и у нас есть основания предполагать, что действует одна группа аферистов. В ближайшее время мы планируем обратиться за помощью в ГУВД Москвы, чтобы остановить преступников.

— Люди, которые продают участки на кладбищах, уверяют, что легко могут переоформить их на покупателя. Это действительно так?

— Чтобы переоформить могилу на человека, он должен доказать свое родство. Нужно предоставить целый ряд документов, включая свидетельство о рождении, браке, выписки из домовой книги, архива кладбища и т.д. Без этого — никак! Некоторым москвичам приходится даже через суд доказывать семейно-родственные отношения, чтобы получить паспорт на участок. Вот недавно у мужчины умер отец, и ответственной за могилу стала супруга покойного. Но она — не москвичка. Сын решил переоформить захоронение на себя. Так он в суд пришел с целым ворохом бумаг, чтобы доказать, что не является посторонним человеком покойному. Кроме того, мы сделали запрос в адресный стол, чтобы убедиться, что жена похороненного действительно не живет в Москве и Подмосковье. Но и после этого в решении о переоформлении могилы указали, что оставляем за собой право его оспорить. Вдруг объявится супруга и потребует этого?

— Может быть, мошенники подделывают документы?

— Во-первых, их подлинность специалисты госпредприятия “Ритуал” не раз перепроверяют. Во-вторых, даже если предположить, что афера удалась, в любой момент могут объявиться настоящие родственники и отстоять свои права. Так что покупка участка подобным путем — такая же “русская рулетка”, как и приобретение машины по доверенности: в один момент можете оказаться ни с чем.

Если же предлагают участок на Ваганьковском или Новодевичьем кладбищах, это аферизм высшей марки. Там, согласно постановлению правительства Москвы, могут захоранивать лишь ближайших родственников и с личного разрешения мэра. Когда умер сын Чкалова, Минобороны обращалось к Лужкову с просьбой о погребении его на Новодевичьем. То же сделало Минкультуры, чтобы похоронить дочь Фурцевой. На этих погостах без ведома администрации даже ограду поменять нельзя.

— А как вы относитесь к тем москвичам, которые готовы “выселить” останки чужого человека, чтобы похоронить там своего родственника?

— Я бы хотела посмотреть им в глаза. Это люди, на которых напало моральное сумасшествие. Хочется верить, что их все же единицы. Я обращаюсь ко всем москвичам: опомнитесь, не предавайте память предков, не глумитесь над их останками! Да, кладбища, расположенные в Москве, закрыты для свободного захоронения, там разрешены лишь родственные. Но у нас есть 1000 га в Московской области. Эти “московские” кладбища ничуть не хуже.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру