Птичку не жалко!

Как бороться с детской жестокостью

  Достоевский писал: “Без детей нельзя было бы так любить человечество”. Но иногда эти ангелочки творят такое... 12-летний подросток на уроке передал однокласснице записку с угрозой изнасиловать. 11-летняя девочка безжалостно обрезала поцарапавшей ее кошке усы и когти. Четырехлетний малыш грозится “всех выкинуть и убить”...
     Как уберечь своего ребенка от жестокости сверстников и что делать, если ваш собственный отпрыск ведет себя агрессивно?

     
     На одном из родительских форумов в Интернете мы нашли такую историю. Мальчик трех с половиной лет подошел к привязанной собаке, стал бросать в нее увесистые игрушечные машинки и при этом радостно смеялся. Тут же в Сети мамы и папы наперебой спорят: “Поведение Вани — это ростки детской жестокости или игра несмышленого ребенка?”
     — Ничего страшного, — успокаивают себя одни. — Люди миллионы лет носились с оружием за зверями! Наши дети убивают некоторых представителей фауны, чтобы утвердить свое превосходство. Все происходит на уровне инстинктов. Со временем пройдет...
     Другие ссылаются на издержки процесса обучения:
     — Когда маленький человек ломает игрушки, на самом деле он их изучает: испытывает на прочность, знакомится с устройством. С собакой ребенок просто проверял, что можно, а что нельзя. Он пока не чувствует чужой боли.
     Третья группа взрослых более категорична:
     — Кто начинает с издевательств над животными, закончит издевательствами над людьми! Родители Вани упустили из виду, что ребенку надо открыть глаза на все, что живет и произрастает. Это такие же живые существа, как и он!

* * *

     Что же такое “детская жестокость”? Говорит детский психолог Ольга БУЛЫХ:
     — Жестокий ребенок — тот, кто получает удовольствие, делая другому больно. Как правило, таковы дети с нестабильной самооценкой. Только унижая остальных, они могут почувствовать себя “на коне”.
     СИТУАЦИЯ: 12-летняя Марина может долго давить укусившую ее пчелу или растоптать муравейник. Раньше мама списывала поведение дочки на любопытство, но теперь ей кажется, что дочка просто издевается над беззащитными букашками.
     ЧТО ДЕЛАТЬ? У совсем маленьких детей (3—4 лет) такие действия действительно можно объяснить интересом первооткрывателя: они хотят узнать, как устроен мир. При этом малышам хорошо бы сказать: “У пчелки тоже есть детки, которых она любит. Они будут плакать, если останутся без мамы. Если хочешь, давай лучше посмотрим на пчелок в зоологическом музее или на картинке”.
     Ребенок может отдирать лапки у насекомого и в 10 лет. Если главная цель — исследовательская деятельность (рассматривает под микроскопом, как все устроено), это тоже не страшно: может, биологом вырастет. Но если 5-летний малыш давит насекомое и вы видите, что он получает от этого удовольствие, — это опасный сигнал. Возможно, насилие стало единственным способом самоутверждения. Причины такого поведения могут скрываться в отношениях в семье. Если мама и папа то и дело одергивают ребенка, не считают нужным спрашивать его мнение, у малыша накапливается раздражение, злость, которые он выплескивает потом на более слабых.
     Некоторые родители, когда видят, как их дети таскают за хвост животное, решают выбить клин клином: “Как тебе не стыдно! Сейчас я тебя ущипну/отлуплю — почувствуешь, каково было кошке!” Иногда это помогает. Но не забывайте: “прививая доброту” ремнем, вы подаете ребенку плохой пример — “со сложной ситуацией можно справиться с помощью агрессии”. Лучше напомните малышу: “Помнишь, как ты упал, поранил об асфальт коленку, как тебе было плохо? Сейчас ты сделал животному так же больно”.

* * *

     СИТУАЦИЯ: В летнем лагере отряд выбрал себе “жертву” — тихую скромную 11-летнюю Аню. Девочку постоянно старались унизить, высмеять. Однажды ночью на простыню ей подсыпали поваренную соль. Утром дети узнали, что Аню срочно госпитализировали: у школьницы была редкая болезнь кожи, которая резко обострилась от воздействия соли. Обидчики испугались вероятного наказания, но угрызений совести у них не было.
     ЧТО ДЕЛАТЬ? В подростковом возрасте для ребенка ослабевает авторитет родителей. Главной становится оценка со стороны сверстников. При этом в любом коллективе происходит распределение ролей: есть свой лидер, прилипалы, отверженный...
     Родители должны защищать ребенка: идти в администрацию школы, психологическую службу, писать докладные. А параллельно с этим — повышать его самооценку, отыскивая сферы, где он способен проявить свою компетентность. Запишите сына или дочь в кружок, в секцию. В сообществе “по интересам” он скорее найдет людей, которые будут относиться к нему нормально.
     А теперь — об обидчиках жертвы. Когда лидер принимает решение “чморить” отверженного, у рядового “игрока” может возникнуть внутренний конфликт: “Смогу ли я не помыкать жертвой и при этом не оказаться отверженным сам, сохранить свой статус?” Даже взрослым не всегда хватает сил справиться с такой ситуацией. Отсюда — поведение по принципу: “Согласен со всеми, только чтобы не меня били”. Многие дети в душе плачут, но не могут сказать громко: “Я не хочу этого делать, не хочу издеваться!” Таким детям важно рассказать, что очень легко свести самооценку агрессора на нет, не послушавшись его. Главное — ответить твердым отказом.

* * *

     СИТУАЦИЯ: 13-летний Петя изо дня в день разрубает топором жутких монстров и перепрыгивает через лужи крови. Все это происходит в компьютерной игре. Бабушка Пети, увидев, во что играет внук, пришла в ужас. Однако родители смотрят на увлечение сына сквозь пальцы.
     ЧТО ДЕЛАТЬ? Сложно дать однозначную оценку компьютерным играм. С одной стороны, каждый ребенок хочет быть лучше, чем он есть на самом деле: сильнее, выносливее, ловчее. А благодаря игре дети могут погонять на машинках, побегать за кем-то, пострелять и расслабиться. Но иногда компьютерная игра учит: когда тебе плохо — не стоит говорить про свои тяжелые чувства, сразу — бери и бей. И действительно может спровоцировать жестокое отношение к людям. Если ребенок глубоко ушел в виртуальную жизнь — это пограничное состояние, и надо “вправлять мозги”. Чаще говорите подростку, где он силен в настоящей жизни. Например: “Слушай, как ты вовремя сообразил купить хлеб! На тебя можно положиться”.

* * *

     СИТУАЦИЯ: Соседи пришли жаловаться к Наталье Петровне на ее сына: Игорь стал зачинщиком драки во дворе и жестоко избил соседского мальчика. Мать грудью встала на защиту ребенка: его оговаривают, он такой прилежный, тише воды ниже травы.
     ЧТО ДЕЛАТЬ? Говоря: “Да какое вы имеете право всех собак на нашего сына вешать?! Да наш Вася мухи не обидит!” — родители защищают не ребенка, а свою семью. Ведь это они вырастили такого человека. Кстати, заступаясь так за отпрыска, родители сами ведут себя агрессивно, показывают плохой пример. Взрослым надо быть ближе к реальности и получить полную информацию. Чем раньше разберетесь в проблеме, тем больше шансов все исправить.

ЧТО У ДРУГИХ?

     Екатерина, 37 лет:
     — Трехлетний сын на даче “выделил” одного ровесника — как только видел его, начинал толкаться, хватать за шею... В конце концов я обнаружила причину: наша бабушка была очень ласкова с чужим малышом, и сын, похоже, ревновал. Нашли такой способ успокоить детей: усаживали обоих рядом на скамейку и читали им вслух... А другой парнишка, пятилетний, наоборот, был агрессивен по отношению к моему малышу — все время делал резкие жесты в его сторону, говорил, что он “старше и умнее”. Наш папа взял их обоих в поход в ближайший лес — в итоге папин “туристический” авторитет распространился и на сына. Агрессия прекратилась.
     
     Дмитрий, 45 лет:
     — Однажды у нас возле дома нашли несколько мертвых котят. А потом я случайно увидел: соседский 14-летний мальчишка взял маленького бездомного мурзика и со всей дури бросил его о стену дома, как ком земли. Я подозвал пацана, жестко с ним поговорил и даже толкнул. Сразу за спиной подростка был невысокий заборчик, он зацепился, упал и больно ударился. Я думал, побежит жаловаться родителям. Но, видимо, мужской разговор пошел на пользу. С тех пор сосед вел себя по-человечески.
     
     Наталья, 25 лет:
     — Моя девочка в 4 года с интересом давила жучков-паучков. Мне это очень не нравилось. Решили сделать вот что: нашли в саду гусеницу, посадили в коробку с дырочками, положили листьев. Я объясняла, как из гусеницы выводится бабочка, смотрели детские энциклопедии с картинками на эту тему. Через две недели случилось превращение — открыв в очередной раз коробку, мы увидели бабочку. Дочка так этим “чудом” прониклась, что перестала ставить жестокие эксперименты.
     
     Мария, 28 лет:
     — У нас во дворе жила 15-летняя девочка с бельмом на глазу. И мы, малолетние, сделали ее жертвой своих постоянных насмешек и уколов. Не знаю, как далеко могли бы мы зайти в своей детской жестокости, если бы не одно обстоятельство. Нас смущало, что у нашей “жертвы” были друзья. Получалось, что она интересна другим людям, а мы не понимаем, чем именно... Мне до сих пор стыдно вспоминать, какими жестокими мы могли быть.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру