Нет смерти для кино

Оператор Андрей Жегалов — лучший среди своих за “Остров” своего таланта

  Операторы в кино как разведка в армии — элитное подразделение, не по виду, а по достоинству. И на операторскую премию не выдвигают по кумовству или конъюнктуры ради. “Белый квадрат” — премия Гильдии кинооператоров России — в четвертый раз назвала лучших по итогам года: пятерку номинантов. А жюри выбрало самого-самого. И им стал, конечно, оператор Андрей Жегалов. За фильм “Остров”. А не за то, что умер. Слова “посмертно” никто и не произносил. И в каталоге премии имя Андрея Жегалова — без черной рамки. И это по-честному.
     В том, что работа Андрея Жегалова — из лучших среди операторских за этот год, никто не сомневался. Как рассказывал режиссер “Острова” Павел Лунгин, Жегалов, пересмотрев “море” натуры, сразу почувствовал это место — полуостров Кемь. И оно задышало на экране — как отдельный персонаж в этой тихой истории о главном. Снятой точно, беспафосно и емко — с глубиной, поэтичностью и личной интонацией, вместе с тем понятной каждому.
     Знак номинанта Жегалова и потом саму премию получал Лунгин. Он сказал:
     — Спасибо всем. Но от радости за оценку его работы боль не утихает. Мир без него стал другим. Он был по-настоящему человеком искусства. Он жил только ради любви и искусства.
     Андрею Жегалову было 42 года. И “Белый квадрат” ему дали первый раз, хотя уже номинировался за “Кукушку”. За нее же он получил Госпремию РФ. А за “Остров” его наградили “Золотым орлом” и выдвинули на “Нику”. После “Острова” он успел снять еще два фильма — “Русскую рулетку” (реж. Павел Чухрай) и “Ветку сирени” (реж. Павел Лунгин). Андрей Жегалов умер 25 января на выборе натуры для новой картины Карена Шахназарова.
     Премию за вклад в операторское искусство в этом году вручили легендарному Вадиму Юсову, снявшему лучшие фильмы Андрея Тарковского, Георгия Данелия и Ивана Дыховичного. Правда, почему-то сам факт вручения доверили Ренате Литвиновой, а не приехавшему впервые на “Белый квадрат” президенту Европейской федерации кинооператоров игрового кино IMAGO г-ну Андреасу Фишеру-Хансену. Рената же и сама почувствовала себя неловко — поскольку зал встал и зааплодировал так, что все ее робкие слова восхищения в адрес Юсова стали никому не слышны да и в общем-то были не нужны. То, что он гений, — это и так ясно всем. А то, что у Ренаты от напряжения даже платье расстегнулось, о чем она тоже сообщила со сцены, только добавило забавности понятной ситуации, в которую Литвинову нелепо поместили организаторы церемонии. Что, в общем-то, было неожиданно. Ведь “Белый квадрат” три года подряд был самой стильной и лаконичной церемонией. И генпродюсера премии Анну Михалкову, и президента премии и Гильдии кинооператоров России Игоря Клебанова, и арт-директора “Квадрата” Алексея Аграновича в отсутствии вкуса сложно упрекнуть. В этот же раз, к сожалению, прокол с Литвиновой оказался не единственным. Каждого номинанта представляли аж по три раза, не говоря про порой не вполне корректные песенки “группы осветителей” в адрес номинантов и режиссеров, с которыми они работают. Например, про Максима Осадчего спели “Он даже муру может снять хорошо”. Причем на экране шли кадры с Белоснежкой из “9 роты”. Кстати, за нее Осадчий получил “Белый квадрат” в прошлом году.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру