Диана Сергеевна ворвалась в кафе на Ленинском как-то по-маяковски: стремительная и резкая, как “Нате!”. Но под черными очками обнаружилась мягкость глаз.
В отличие от звезданутых Арбенина не способна разговаривать с человеком, когда она в черных очках и не видно глаз: сразу снимает. С ней ворвалась целая компания дам — ее друзья. Повод для встречи — книга стихов Арбениной, которая появится в августе. Захотелось понять, из какого сора растут ее стихи, — а стихи, надо сказать, очень хорошие.
Самое заповедное
— Как будет называться книга?
— “Дезертир сна”. В этом словосочетании есть абсолютная магия — раз. Оно в моей структуре определений — это два. В отличие от песен, которые я могу писать в любое время дня, стихотворение — более заповедная штука. Они приходятся на ночь, на то время суток, когда ты должен отдыхать. Стихи — это воровство себя самого у себя самого.
— Магия, говорите. А в вашей жизни магия есть?
— Конечно! Самое главное, что у меня есть (тьфу-тьфу-тьфу) на сегодняшний день неисчерпаемый запас возможности радоваться и любить. Откуда это — я не знаю. Я даже боюсь это спугнуть. Никогда в жизни у меня не было депрессии, ни дня просто. Были какие-то острые переживания в 14—15 лет, но я вам скажу, что в 14 лет я была такой же, как сейчас. И сейчас у меня переживания ничуть не менее остры. Даже, может, похлеще.
— Для вас имеет значение, от мужского или женского лица вы пишете?
— Нет. Персонифицирование, мне кажется, очень убого. Поэт, как говорил Мандельштам, двупол. Это нормально, не значит, что есть крен в мужское или женское. Когда ты начинаешь писать стихи, ты теряешь связь с конкретикой, человеческий контекст. Это дает большую свободу.
— У вас никогда не было ощущения, которое часто мучает молодых писателей, — что все уже названо и писать после Шекспира вообще нет смысла?
— Нет. Это говорит о скудости души, о малодушии. В каком-то смысле до меня ничего не было! Я родилась, и это моя вселенная. Я умру, со мной она закончится. Нельзя говорить, что есть семь нот — и уже все сыграно. Тогда иди водить автобус. А зачем водить автобус, до тебя же водили? Чем более ты душевно богат и разнообразен, тем больше к тебе приходит слов. Ты же их не на аркане цепляешь, они сами в тебя вливаются, когда ты открыт и когда ты хочешь этого.
— В стихах, или стихуях, как вы их называете, у вас часто появляется поезд. Ваша красивая строчка: “Ты ехала в город в извилистом теле змеи”. Обычно поезд в трактовке сновидений, да и в литературе, — образ времени…
— Да? Действительно — такое количество вагонов!
— А для вас что такое поезд?
— Я никогда не говорю “поезд”, говорю — “паровоз”. Это возможность думать. Мне нравится неспешность, с которой там все происходит. С годами я становлюсь все торопливей, все быстрее надо делать. А паровоз меня конкретно удерживает. Для меня это стоп-кран, когда я могу лечь на полку, подумать, почитать, посмотреть в окно. Но не могу сказать, что самолет проигрывает в чем-то: самолет же в небе.
— Вы редко — и слава богу — употребляете в стихах слово “любовь”, не тратите его понапрасну. Боитесь его?
— Хороший вопрос. Конечно, боюсь.
О любви