Сдвиг по базе

Чиновники ищут новые подходы к мигрантам

Малоквалифицированные иностранцы-нелегалы забирают места у москвичей.

Больше 40% преступлений совершают приезжие.

Почти половина выявляемых инфекционных заболеваний приходится на мигрантов.

Такие нелицеприятные факты мы услышали на конференции по миграционным проблемам Москвы.

На сей раз специалисты, чиновники и ученые не только отчитались о проделанном, но и выразили весьма интересные мнения о направлениях будущей работы.

Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой

Глава столичного Комитета межрегиональных связей и национальной политики Алексей Александров предложил окрасить каждого иностранца в определенный цвет. Не по-настоящему, конечно, а в специальной электронной базе. Вот как это может выглядеть.

Поставила служба мигранта на учет — номер его миграционной карты в электронной базе окрашивается в синий цвет. Получил разрешение на работу — номер становится желтым, устроился на работу — оранжевым, а если прошел медицинское освидетельствование и получил заключение о том, что здоров, цвет меняется на зеленый.

Такая база данных необходима и для контролирующих органов, и для работодателей, ведь они сразу увидят, получил ли трудовой мигрант разрешение на работу, имеет ли опасные заболевания. При этом если гастарбайтер в течение трех месяцев, отведенных законом на пребывание в стране без работы, не нашел ее, он должен покинуть страну.

— В таком случае номер миграционной карты в его личном электронном деле должен стать красным, — продолжил Александров. — Цвет поменяется на красный и в том случае, если врачи выявили у мигранта опасную болезнь. Ему тоже придется вернуться на родину.

Сейчас иностранца можно депортировать из России только в том случае, если у него СПИД или ВИЧ. Но кроме синдрома иммунодефицита существует много других заболеваний — сифилис, вирусный гепатит, туберкулез, лепра, корь и т.д., которые опасны для окружающих. А поскольку плотность населения в столице очень высока — больше 10 тысяч человек на 1 кв. км, чиновники намерены включить в “депортационный” список и эти недуги.

Как рассказали представители Роспотребнадзора, вспышки инфекционных заболеваний из-за некачественного питания происходят в Москве с завидной регулярностью. Недавно отравилось больше 1100 рабочих, которые строили взлетную полосу в “Шереметьево-3”, загремели на больничные койки 300 с лишним человек, занятых в строительстве “Ритц-Карлтона” на Тверской…

Очень высокие цифры по ВИЧ: только в этом году заразились 174 мигранта, но лишь 29 из них депортированы. 92% из заболевших сифилисом в российской столице — мигранты (и это только те, кого удалось выявить). У 6 тысяч мигрантов обнаружен вирусный гепатит (больше 50% от общего числа заболевших в Москве).

— Следует изменить последовательность процедур, связанных с получением иностранцем разрешения на работу, — уверен Алексей Александров. — Он должен предварительно проходить медицинское освидетельствование и лишь затем получать такое разрешение. Для этого необходимо изменение в законодательстве.

Да и вообще нынешний миграционный закон нужно менять довольно существенно. Особенно в отношении Москвы. Это отмечают многие эксперты. Другое дело, что их мнения часто являются полярными.

Амнистировать нельзя депортировать

С 15 января 2007 года — с момента вступления в действие нового федерального миграционного законодательства — в столице получили разрешение на работу почти 500 тысяч иностранных граждан. И только 145 тысяч подали уведомления о трудоустройстве в ФМС и службу занятости. Куда делись остальные 355 тысяч?

Эти слова чиновники повторяют как мантру. Не было ни одного заседания, ни одной конференции, на которой не зашла бы речь о “потерявшихся” мигрантах. Почему гастарбайтеры остаются вне закона, присутствующим “на пальцах” разъяснил президент национально-культурной автономии “Азеррос” Союн Садыков:

— Приезжие из СНГ не всегда понимают, что Россия — это другое государство. Мы пытались объяснить это русской общине в Азербайджане, но безуспешно. Также мигранты считают, что работодатели их обманывают, а государство завышает налоги. А мигрантам, которые живут здесь несколько лет, просто невыгодно официально устраиваться на работу. Они создали бригады по ремонту квартир и имеют стабильный заработок. Есть такие, кто приехал в 1991 году, нарожал детей, и теперь у этих детей нет паспортов, они боятся обратиться в госструктуры, иначе их депортируют…

Выход из сложившейся ситуации г-н Садыков выдвинул неоднозначный. По его словам, “нужна амнистия мигрантов, это выгодно и государству, и мигрантам”. В Испании, Германии каждые три года делают амнистии — вытаскивают нелегалов наружу.

— По амнистии взгляды расходятся, — вступил в разговор замдиректора ФМС России Вячеслав Поставнин. — Есть мнение, что она, наоборот, способствует притоку мигрантов, а нам это не нужно. Мы разработали методику, которая позволит мигрантам выйти из тени, — путем штрафов.

Но и без амнистии к еще большему накоплению в Москве трудовых мигрантов уже привел существующий порядок выдачи разрешений на работу, сказал замруководителя столичного Комитета межрегиональных связей и национальной политики Александр Назаров.

— Для Москвы введенная заявительная форма является ошибочной — реальных результатов она не принесла.

Разве что мы увидели, сколько у нас на самом деле мигрантов, — согласился с ним глава комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным связям Игорь Елеференко.

Как нелегалы липу полюбили

Московские власти хотят создать в Москве миграционный терминал с филиалами во всех административных округах. В таком терминале гастарбайтерам будут выдавать все разрешительные документы и индивидуальный налоговый номер (ИНН). Специалисты дадут мигранту на выбор несколько вакансий из банка данных, направят его на медосмотр и на курсы — пусть изучает русский язык, культуру и историю Москвы.

— Инициатива московского правительства по созданию миграционных терминалов очень хорошая, — считает Вячеслав Поставнин. — Они не только будут содействовать выдаче документов, но и вытеснят существующие сейчас посреднические, зачастую нелегальные и мошеннические структуры, оказывающие услуги по выдаче разрешений и медицинских справок.

А таких “рогов и копыт” в Москве — пруд пруди. За 9 месяцев сотрудники ФМС изъяли больше 2000 поддельных бланков миграционных карт, 1500 липовых свидетельств о регистрации, столько же поддельных разрешений на работу и больше 1000 фальшивых медкнижек.

— Одно из массовых правонарушений — подделка паспортов и виз, — рассказал начальник управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка ГУВД Москвы Геннадий Гусев. — Вместе с УФМС по Москве мы проверили 76 объявлений в СМИ и общественном транспорте о предоставлении услуг по оформлению документов иностранцам. Кто пользуется этой рекламой? Выходцы из ближнего зарубежья и предприниматели. С начала года милиционеры выявили 398 посреднических фирм, оказывающих незаконные услуги по оформлению поддельных документов. Четыре уголовных дела уже возбуждено.

Не всегда бывают честными и сотрудники паспортно-визовых отделов. Несколько таких дельцов попали в поле зрения милиционеров. “Они за взятки выдавали документы на подлинных бланках”, — признался Гусев.

Однако всех нарушителей за руку не поймаешь. Что же делать? Депутат Елеференко предложил в корне изменить существующий порядок — вместо разрешений на работу ввести систему выдачи трудовых виз.

— Подписание договоров о трудовом обмене с бывшими союзными республиками — это лукавство. При чем тут обмен? Ясно, что мы никуда не едем — едут к нам, причем в основном из стран с безвизовым режимом. Может быть, продумать для этих стран введение некоего документа, который выдавали бы по месту жительства?

Тогда отпал бы вопрос медкнижек, которые покупаются. Можно ввести тестирование на знание русского языка.

По его словам, такие документы можно было бы выдавать в том числе в странах, с которыми у России установлен безвизовый режим въезда.

— Но если мы не переломим в обществе негативное отношение к мигрантам, все принимаемые программы останутся на бумаге, — подытожил Елеференко.

КОМУ НУЖНЫ НЕМОСКВИЧИ?

С этого года в Москве существует специальный банк вакансий для людей, прибывающих из стран с безвизовым режимом. В нем — 21 тысяча вакансий, которые подойдут иностранцам. Для столицы совсем немного.

— Работодатели не спешат заявлять, что им требуются сотрудники, — говорит начальник управления Федеральной государственной службы занятости населения Москвы Сергей Дудников. И дипломатично добавляет: — Видно, ими движут экономические интересы.

Проще говоря, коммерсанты предпочитают набирать нелегалов. А какие организации, наоборот, регулярно заявляют о своих вакансиях? В числе постоянных клиентов — Главмосстрой, СУ-155, Мосгортранс, “Трехгорка”. Но у этих предприятий и требования к соискателям другие — для них важна квалификация работника.

ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ МИГРАНТЫ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ?

Сотрудники столичного Департамента поддержки и развития малого предпринимательства провели интересное исследование. И вот что выяснили.

В малом бизнесе Москвы больше трети предприятий использует труд иностранных работников и сотрудников из других регионов России (около 250 тысяч человек). В основном мигранты задействованы в производстве продуктов питания и промышленности. 20% занимаются неквалифицированным трудом. Причем в большинстве предприятий оборот составляет свыше 30 миллионов рублей, то есть это не фирмы-однодневки, а солидные структуры.

Среди тех, кто не держит на работе мигрантов, значительная категория предпринимателей (45%) считает невозможным брать на работу иногородних сотрудников, а тем более иностранцев. Но 42% руководителей не исключают этого в будущем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру