Автобусный бум

Добраться из села до школы в Подмосковье — не проблема

Почти половина из 30 тысяч сельских школ нашей страны, по мнению президента Путина, нуждается в организованной доставке детей к местам обучения. Цифра на самом деле удручает. Сотни детей вынуждены добираться до школы на перекладных, в лучшем случае подолгу простаивая на морозе в ожидании маршрутного автобуса, в худшем — не дождавшись оного, топать на своих двоих по нескольку километров. Подпрограмма “Сельский школьный автобус” национального приоритетного проекта “Образование” постепенно снижает накал проблемы, но темпы ее реализации все равно пока недостаточны.

3758 школьных автобусов для регионов закуплено в 2006 году на выделенный из федерального бюджета миллиард рублей. Мало того что этот показатель в условиях существующего дефицита скромен, серьезные нарекания вызвало и качество поставляемой автотехники. Первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев откровенно объявил закупаемую технику российского производства “дрянью” и пригрозил отказаться от услуг российского автопрома в этой программе. Больше всего нареканий вызвали 11-местные автобусы. Ни требования безопасности, ни технические параметры не устроили комиссию. Из-за серьезного несоответствия ГОСТам образцы просто завернули во время тендера Федерального агентства по образованию на поставку автобусов для перевозки школьников в 2007 году, а конкурс признали несостоявшимся. Получив нагоняй, производители сели за разработку новых моделей, которые планируют представить уже на конкурсе 2008 года.

О 22-местных моделях Медведев отозвался не так категорично, но заметил, что это тоже “не идеал”. Хотя, откровенно говоря, в сельских школах им рады. И прежде всего детвора. Яркий, красивый, удобный, словно игрушечный, — прокатиться в таком одно удовольствие. Вот и для учеников Краснопутьской сельской школы городского округа Домодедово Подмосковья поездки в новеньком желтом автобусе каждый день — словно праздник. Едва прозвенел звонок с последнего урока, а четвероклашки уже высыпали на ступеньки школы и с нетерпением ждут посадки.

— Автобус “ПАЗ-32053-70” на 22 места мы получили в январе, а пользоваться начали с апреля этого года, — рассказывает директор школы Валентина Щеглова. — В 7.45 он начинает собирать ребят по самым дальним деревням округа: Лямцино, Кутузово, Филатово. Там живут всего 12 наших учеников. Больше всего детей ездят из бывшего военного городка Шахово — 170 из 490 учащихся школы. Еще у нас учатся 25 воспитанников детского дома. До него всего метров 600, но дорога узкая, извилистая, поэтому мы их тоже подвозим.

Рабочий день школьного автобуса заканчивается только после пяти часов вечера. В это время ребята возвращаются домой с дополнительных занятий, факультативов и спортивных секций. Таким образом, с появлением автобуса не только повышается доступность образования, но и, как предполагал президент Путин, сельские школы превращаются в социокультурные образовательные центры.

Директор подчеркнула, что автобус удобен в эксплуатации: снабжен громкой связью, кнопками экстренного вызова возле каждого сиденья, отделением для рюкзаков, ограничителем скорости до 60 км в час, ремнями безопасности. Но некоторые коррективы при подготовке его к эксплуатации все-таки пришлось внести — по длине автобуса увеличить расстояние между сиденьями. Иначе детишкам было бы тесновато.

— От нашей остановки автобус едет 7—10 минут, — делится маленькая жительница Шахова Даша Панюкова. — Он четыре раза возвращается забрать ребят, поэтому в школу я всегда успеваю.

С появлением в Домодедове желтого “новичка” добавилось хлопот у местной администрации. Ведь все заботы о техническом осмотре, оплате труда водителя, эксплуатации и пр. легли на ее плечи.

— Мы провели тендер на обслуживание автобуса, который выиграло наше Домодедовское ПАТП, — сообщила начальник управления образования округа Марина Ведерникова. — У них стабильный штат водителей, хорошая материально-техническая база, поэтому за этот вопрос мы теперь спокойны.

На обслуживание автобуса в городском округе Домодедово 1 млн рублей выделил областной бюджет и еще 1 млн. 200 тыс. — местный. Итого — 2 млн. 200 тыс. рублей. Однако что касается подвоза детей — это не единственная статья расхода в округе. Еще до появления “федерального” автобуса развозом детей занимались автобусы, выделяемые Домодедовским ПАТП. Они и сейчас продолжают это делать. Шесть автобусов марки “Мерседес” и “Икарус” ежедневно выходят на маршруты, которые специально разрабатывают с учетом безопасности детей: в объезд железнодорожных переездов, опасных съездов на Каширское шоссе и т.д.

— У нас организован подвоз 794 школьников (6,47% от общего количества) из 19 отдаленных от места учебы населенных пунктов, — продолжает Марина Ведерникова. — На эти цели в этом году администрация округа выделила 6 млн. 800 тыс. рублей.

Как сообщили “МК” в министерстве образования Московской области, система транспортного обеспечения учеников сельских школ стабильно функционирует в регионе уже более 10 лет. Если родители решают, что ребенок будет ездить на общественном транспорте, то ему выдается школьный проездной. Он стоит 162 рубля на месяц. Разницу в реальной стоимости проезда компенсирует областной бюджет.

Большую помощь, в том числе финансовую, муниципальным образованиям в данной работе оказывает подмосковное правительство. Ведь образование является одним из приоритетов политики губернатора Московской области Бориса Громова. Когда начала действовать подпрограмма “Сельский школьный автобус” ПНП “Образование”, минобразования региона провело мониторинг потребности в автотранспортных перевозках учащихся Московской области. Согласно поданным заявкам на 2007 год, она составляет 228 школьных автобуса. Специалисты министерства уверены, что по мере реализации программы все заявки будут удовлетворены.

КСТАТИ

В Подмосковье транспортными услугами в сельской местности пользуются 30 228 учащихся. В города ездят учиться 2299 юных жителей села, а в другие сельские поселения — 7852. Учиться в другое муниципальное образование отправляются каждое утро 424 школьника.

Для проезда к месту занятий в объединениях дополнительного образования в Московской области автотранспорт доставляет 9639 учащихся сельских школ Московской области, из них 6649 — во второй половине дня. В каникулы при проезде на дополнительные занятия используют автотранспорт 4500 учеников.

В рамках ПНП “Образование” в 2006—2007 гг. 38 муниципальных образований Подмосковья получили 71 школьный автобус. Из них 38 единиц — из федерального бюджета, в том числе автобусов “ПАЗ” — 30 штук, автобусов “УАЗ” — 8 штук, в целом на сумму 22 млн. 31 тыс. рублей. Из областного бюджета в распоряжение школ поступило 33 единицы автотранспорта. Конкретно в 2007 году сельские школы получили 23 школьных автобуса. На обеспечение транспортного обслуживания школьников из областного бюджета в этом году выделено 37 млн. рублей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру