Замок на горе, кот и три пуделя

Что радует и что огорчает наших детей?

Каким дети видят мир? Какова иерархия детских ценностей? Мини-сочинения, написанные третьеклашками на уроке (родители не могли ничего подсказать!), лучше всего отвечают на эти вопросы. Мы попросили детского психолога Ларису Коношанову прокомментировать работы детей на темы “Что бы я попросил у золотой рыбки”, “Что такое счастье” и “Самое дорогое в нашем доме”.

Читать опусы девятилеток школы–гимназии №4 подмосковного Климовска без улыбки невозможно. Преподаватель Татьяна Михайловна Бринцова на ответы ученикам отводила не более пяти минут, поэтому творения получились краткими, но емкими.

“Если бы у меня была золотая рыбка”

“Я бы хотел, чтобы она принесла мне золотые часы”. “Пусть построит много приютов для животных. Чтобы на улицах не было голодных кошек и собак”. “Я хотела бы, чтобы золотая рыбка сделала бабушку молодой. Тогда бы дедушка был еще живой, и у них было много картошки и молока”. “Я бы попросил здоровья всем и счастья!” “Пусть рыбка сделает так, чтобы папа снова жил с нами вместе”. “Я попросила бы у рыбки замок на горе, кота и трех пуделей”. “Я хотел бы, чтоб наша школа очутилась в Цветочном городе, там, где Незнайка и коротышки”. “Пусть рыбка сделает меня отличником и большим спортсменом”. “Я попросила бы для мамы хорошей работы”. 

 “Самое дорогое в нашем доме”

“Самое дорогое в нашем доме — это дедушка. Он работает на мясокомбинате и каждый день приносит колбасу”. “Самое дорогое в нашем доме — это паспорт и деньги”. “Это дети, я и мой брат Максим”. “Самое дорогое в нашем доме — свежий воздух и чистота. Если в доме не будет свежего воздуха, то мы задохнемся или заболеем”. “Это морская свинка Нюша и попугай Проша”. “Это мама. Но мы всегда разлучны. Я в школе, она на работе”. “В нашем доме самое дорогое — это драгоценные камни. Еще котенок Дымок и компьютер”. “Самое дорогое в нашем доме — собака Линда”. “Это домашняя атмосфера. У нас был кот. Он умер, после чего атмосфера в доме стала хуже”. 

“Что такое счастье?”

“Счастье, когда дарят подарки”. “Счастье — это если все красиво: деревья зеленые, дома розовые, собаки белые”. “Это то, что я лучше учусь”. “Счастье — это когда по телевизору показывают Джека Чана”. “Счастье бывает, когда люди не ссорятся”. “Счастье — это когда я почти не болею”. “Когда люди не грустят, а смеются”. “Счастье — это много шоколада и футбольный матч на стадионе”. 

“Что меня радует и что огорчает?”

 “Меня радуют оценки и ничего не огорчает”. “Очень радует то, что со мной дружат одноклассники, но чуть–чуть огорчает дождь на улице”. “Радуют компьютерные игры, а расстраивает то, что надо ходить в музыкальную школу”. “Радует, что бабушка выздоровела. А огорчает, что наступила осень. Потому что кошкам в подвале стало холодно жить”. “Меня радует мой кот Тимур, а огорчает, что я не могу завести ему в квартире друзей и что много задают по внеклассному чтению”. “Радует, что мы купили машину. А плохо то, что каникулы уже закончились”. “Меня радует, когда мы всей семьей собираемся вместе. Огорчает, когда папа уезжает по работе далеко–далеко”.

Детский психолог Лариса КОНОШАНОВА:

— В 7—9 лет дети еще искренние, настоящие.  В пятом–шестом классах уже не так — пытаясь угодить родителям и учителям, на вопрос “О чем ты мечтаешь?” можно получить однотипные ответы: “отлично закончить школу”, “чтобы был мир во всем мире”, “чтобы не было войны”. Повзрослев, ребята закрываются, прячась за социально удобными клише.

Современные школяры открыто мечтают о богатстве, об успехе. Счастье для них: “когда дарят подарки”. Это дань обществу потребления,  материальным ориентирам родителей.

— То есть отношение к миру у ребенка формируют родительские приоритеты?

— Да, и по ответам детей можно  нарисовать как портрет семьи, так и общества в целом. Посмотрите, какова мечта детей: “чтобы на улицах не было голодных кошек и собак”, “чтобы папа жил вместе с нами”, “чтобы люди не ссорились”, “чтобы у мамы была хорошая работа”. Картина мира, нарисованная детьми, очень тревожна.

Что радует младших школьников? Оценки, компьютерные игры, собаки, кошки, попугаи. Они хотят из реального мира попасть в Цветочный город. Мамы и папы упоминаются редко — ведь родители круглыми сутками на работе. Дети мечтают о том времени, “когда семья соберется вместе”. Чаще в своих сочинениях ребята говорят о бабушках и дедушках, которые проводят с ними большую часть времени.

— Почему в иерархии детских ценностей одно из первых мест занимают животные?

— Собака, кошка для малышни — лучшие из друзей. С ними детям легче найти контакт. Они одинаково хорошо относятся к хозяину: даже если он получил “двойку” или прогулял занятия в музыкальной школе. Собака — защитник, с ней не так страшно оставаться в комнате, когда темно. А кошка почти такая же ласковая, как мама. Ныне много неполных семей, а в полных часто случаются скандалы. И если ребенок не имеет возможности погладить кошку, пообщаться с собакой, понаблюдать за рыбками, забыв обо всех неприятностях, то у него может развиться невроз.
Из того, что дети самым ценным  называют морскую свинку или собаку, можно сделать вывод, что им  не хватает родительской доброты. Взрослым есть над чем задуматься.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру