Врачебно-физкультурное чудо

“За десять лет детскую заболеваемость можно уменьшить вдвое”

Среди подростков заболеваний костно-мышечной системы стало больше в пять раз.

Системы кровообращения — в четыре.

Органов дыхания — в полтора.

Это данные по России за тринадцать лет, с 1991-го.

И печальная статистика нарастает как снежный ком.

“Надо бить во все колокола. Если мы станем еще несколько лет раскачиваться, то рожать и служить в армии будет некому”, — говорит Ольга ШТЕФАН, лауреат премии “Лучший врач-2006”, заведующая отделением московского врачебно-физкультурного диспансера №5.

Реально ли за десять лет наполовину снизить детскую заболеваемость в стране?

Ольга считает, что это — не фантастика. Только в “Нежном возрасте” — об уникальной программе оздоровления, которая может помочь всем без исключения школьникам. Самое интересное, что государству даже не нужно будет тратиться...

“Полностью здоровых —  пять процентов”

— Если обратиться к вашей практике — какие тенденции кажутся вам самыми настораживающими?

— Еще десять лет назад эта динамика не так бросалась в глаза, но постепенно мы обратили внимание на то, что к нам обращаются все больше молодых людей и подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, гипертонией... В связи с этим три года назад мы начали эксперимент по обследованию школьников. За первый год осмотрели всех учащихся Центрального округа — в каждую из двухсот школ выезжали специальные бригады, состоящие из спортивного врача и врача лечебной физкультуры.

— Но ведь школьники и так проходят диспансеризацию...

— Конечно. Но ни для кого не секрет, что в очень многих поликлиниках нет врачей лечебной физкультуры и даже хирургов-ортопедов. И когда мы сравнили школьные карты с диагнозами, которые выставили наши специалисты, то увидели очень большие несоответствия: у более чем 70% детей, которых мы обследовали и у которых нашли нарушения, ранее не было выставленных диагнозов!

У ребенка, например, явное плоскостопие — однако в поликлинике на это внимания не обратили. А родители...

Такое ощущение, что нарушение осанки или то же плоскостопие часто кажется им чем-то “не страшным”, второстепенным. Но ведь если махнуть на них рукой, эти заболевания будут прогрессировать...

Или — берем старшеклассников, меряем давление. 160 на 100 или даже 180 на 110! А они, по их словам, “ни на что такое внимание не обращали”.

Что еще бросилось в глаза: очень много ребят, освобожденных от физкультуры. И при этом — мало школьников, занимающихся спортом. Вспомните наше детство: какими спортивными видами только ни занимались... Теперь картина радикально изменилась в худшую сторону. Конечно, можно говорить о том, что дети сейчас гораздо сильнее загружены “теорией”, но это проблемы не снимает.

Полностью здоровых ребят — за вычетом всех патологий — не больше пяти процентов...

“Парту надо подгонять под каждого”


— Родители говорят: ребенок пошел в школу, стал таскать тяжеленную сумку, сидеть за партой, вот и стала спина кривая... Это действительно главная причина нарушений осанки?

— Если взять, скажем, сколиоз, то у него может быть масса причин, например наследственные факторы. Еще у детсадовцев выявляется до 40 процентов нарушений осанки. Но в школе они очень сильно прогрессируют.

Первоклассник еще никогда так долго в своей жизни не сидел за партой. В классе — 30 человек, не может же каждому учитель говорить: “Выпрямись!” А возьмем школьную мебель: в старшем классе мальчик под метр девяносто, девочка — метр шестьдесят. Могут они нормально сидеть на одинаковых стульях и за одинаковыми столами? Значит, мебель должна быть не просто регулируемой — ее надо индивидуально подгонять под каждого. Следит за этим учитель? Вряд ли. Но это может делать врач, даже медсестра школьная, измерив рост каждого... Правда, простейшая мера? Но на поток она почему-то не поставлена...

“Физруки говорят: “Мы боимся”


— Какой, например, выход для тех, кто от физкультуры освобожден?

— Заниматься лечебной физкультурой! Некоторые папы и мамы, с которыми мы встречались на родительских собраниях, говорят: “Зачем нашим ослабленным детям играть на физре в футбол или волейбол? Им, наверное, специальные занятия нужны”. И они правы. Есть такое понятие — “спецгруппы”. Где по специальной методике занимаются с теми, у кого различные заболевания: астма, диабет и так далее.

Ребенка-астматика, конечно, можно лечить медикаментами, госпитализировать, вызвать ему “скорую”. Но если взять западную систему здравоохранения, то громадный участок в ней — профилактика и реабилитация. Если заниматься с ребенком лечебной физкультурой, научить его правильно дышать, делать ему массаж, рецидивы и обострения резко уменьшатся. Или возьмем вегетососудистую дистонию у детей. Она может развиться в гипертоническую болезнь. Но занятия ЛФК ее предотвращают...

— Почему же в школах так мало спецгрупп?

— Штатные физруки, как правило, такие группы не формируют. Говорят: “Мы боимся”. И я их понимаю: когда у ребенка какое-то заболевание, у проводящего занятия должна быть очень высокая квалификация, чтобы не навредить, давать дозированную нагрузку, продуманный комплекс упражнений. По моему мнению, подобные занятия должны проводить методисты лечебной физкультуры и врачи ЛФК.

Надо отдать должное нашему департаменту образования — там это очень хорошо понимают. Но, например, у меня просят методистов, в школах выделяют ставки — а в нашем диспансере их всего четыре человека...

— Замкнутый круг получается...

— Выход на самом деле есть. Пока в России существует врачебно-физкультурная служба, ее кадры могут взять на себя реабилитационное звено. И, по нашим выкладкам, за десять лет в два раза снизить заболеваемость детского населения.

— Звучит громко. Но что конкретно вы предлагаете?

— После того как с программой реабилитации московских школьников я стала лауреатом конкурса “Лучший врач 2006 года”, мною была подготовлена более масштабная программа: оздоровление детского населения страны.

В большинстве крупных городов России есть врачебно-физкультурные диспансеры, хотя их стало и меньше, чем в советские времена. Когда-то эта служба была создана для контроля за спортсменами и вообще теми, кто занимается физкультурой и спортом. Так вот, на базе этой службы и могут быть созданы реабилитационные центры для детей и подростков. Ведь именно у нас работают специалисты с огромным опытом — врачи-реабилитологи, массажисты, методисты-инструкторы лечебной физкультуры... И их услуги для населения — бесплатные.

В идеале нужно, чтобы в каждой школе работали методист и массажист. Дети же с серьезными патологиями должны заниматься под наблюдением врачей в центрах, которые могут быть организованы в диспансерах или при поликлиниках.

“Если мы пойдем “в люди”, государство сэкономит”


— Вы сами говорите, что с методистами — проблема. Да и массажиста хорошего найти не так просто...

— Я предлагаю каждому диспансеру наметить “профильное” медучилище. Наши специалисты могли бы целенаправленно готовить кадры для Центров, а учащиеся — проходить у нас практику. Ведь в диспансерах есть уникальные сотрудники еще старой школы, которые могут поделиться опытом, — они ведут и инфарктных больных, и инсультных, и страдающих ДЦП, и рассеянным склерозом... Что уж говорить о детских заболеваниях, которые выявляются в начальной стадии.

Ведь реабилитация — это не только лечебная физкультура и массаж. Это и мануальная терапия, и иглорефлексотерапия, и водолечение... Мало кто знает, скажем, что можно начинать занятия лечебной физкультурой и физиотерапию, когда еще не снят гипс. Диагноз “грыжа позвоночника”? Все, на операцию! А ведь ее можно вылечить совсем другими способами. У ребенка мигрени, нарушения сна, скачки давления? Это опять-таки реально “снять” не препаратами, а реабилитационными методами.

— Значит, вы считаете, что постепенно можно сформировать сеть государственных центров, которая охватит всех школьников. А как с финансовой стороной вопроса?

— В том-то и дело, что никаких лишних затрат не будет — все решается организационными методами!

Посмотрите, что мы сейчас имеем: реабилитология процветает в основном в платных клиниках, многие врачебно-физкультурные диспансеры превращены в поликлиники восстановительного лечения, но их главные пациенты — взрослые, а непосредственно наша служба незаслуженно потеряла свой престиж — хотя, повторю, кадры и возможности у нас уникальные. Если детская реабилитология будет систематизирована, если мы “пойдем в люди”, охватим все сто процентов школ, то государство, наоборот, сэкономит массу средств — на лекарствах, на госпитализации и так далее... 

“Сколиоз укрепляют на тренажерах”


— Если и здоровые дети не идут в спортивные секции, то как побудить заниматься ослабленных?

— Конечно, гораздо проще усадить сына или дочку у компьютера и расслабиться. Или сказать: “Ой, его освободили от физкультуры, как хорошо, пусть лучше книжку почитает”... Иногда родители знают диагнозы, но совершенно не понимают, что с этим делать. Когда я выступала на телевидении, была масса звонков в эфир вроде: “У ребенка сколиоз, а как нам дальше действовать?” Или: “Нам поставили плоскостопие, это страшно или нет?”

Но когда мы объясняем, чем это чревато и каким путем идти, — чаще всего встречаем понимание. Например, в нашем диспансере открыли группы ЛФК для детей. И папы-мамы-бабушки возят к нам ребят, отбоя нет.

Но вообще я считаю, что за детским здоровьем должно следить государство и действовать тут надо административными мерами. Например, в вузах, если студент направлен в группу лечебной физкультуры, он приносит справку о том, что он в ней занимался, и только тогда ему ставят зачет. Такую же систему можно внедрить и в школах.

— Интересно, а что вы скажете по поводу фитнеса? Ведь можно купить ребенку тренажер, чтобы он занимался себе дома...

— Недавно был такой случай: мы обследовали старшеклассника. У него оказался очень ярко выраженный сколиоз. И парень говорит: “А я качаюсь, хожу в фитнес-зал”. Но этого делать нельзя! Он качается — и каждый день свой сколиоз только укрепляет. Только врач ЛФК может сказать, на какую группу мышц в такой ситуации усилить нагрузку, а на какую — снизить. Ведь противопоказаний очень много! При определенных нарушениях осанки детям, скажем, нельзя заниматься футболом, а нужно — плаванием... Тут давать рекомендации должна врачебно-физкультурная служба.

Мы не волшебники — мы не можем “повернуть вспять” заболевание. Но мы можем сделать так, чтобы оно не прогрессировало. И начинать нужно как можно раньше. Знаете, какое кредо у нашего диспансера? “Примем любого пациента старше трех лет”.

Заболеваемость населения от 0 до 14 лет*

Болезни системы кровообращения     191,5 (1990 г.)   863,8 (2004 г.)

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани    842,9 (1990 г.)   3883,9 (2004 г.)

* На 100 000 человек, данные справочника “Здравоохранение в России”

Результаты профилактических осмотров детей от 0 до 14 лет*

Сколиоз    0,7 (1990 г.)   1,6 (2000 г.)   1,8 (2004 г.)

Нарушение осанки    3,2 (1990 г.)   7,3 (2000 г.)   8,1 (2004 г.)

* В % от числа осмотренных, данные справочника “Здравоохранение в России”

Количество врачебно-физкультурных диспансеров в РФ

    1990 г.      282

    2000 г.     156

    2004 г.     149

На 10 000 населения в России приходится 0,3 (!) врача по лечебной физкультуре и спорту.

Для сравнения: стоматологов — в 14 раз больше.

Авторы:
Сюжет

Работа мечты

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

В регионах:Ещё материалы

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру