Скорбный танец эпохи

Умер Игорь Моисеев

…Игорь Александрович, танцор, сын дворянина. Человек, помнящий Луначарского, Маяковского, Барбюса, Таирова, Мейерхольда, — такая добрая весточка из 20-х, времени великого всплеска нашей культуры… И вот 2 ноября. Больница в Романовом переулке близ Большой Никитской, 8.15 утра. Занавес пошел. Игорь Моисеев скончался на 102-м году жизни.

Первый звонок директору ансамбля Елене Щербаковой:

— В последние годы Игорь Александрович страдал ишемической и гипертонической болезнями.

Весь этот год провел в больнице в Романовом переулке. Там и скончался, Бог его забрал…

Официальное заключение: “Умер от сердечной недостаточности”. Более ничего не могу вам сказать...

В Центральной клинической больнице говорят: “Игорь Александрович для своего возраста был достаточно бодр: смотрел телевизор, читал, общался с друзьями. Частенько приходили супруга, родственники, коллеги”.

В труппу Большого Моисеев был принят в 1924 году. Там же буквально через год разразился известный “молодежный бунт” в поддержку Касьяна Голейзовского, которого осуждали за “новации”; Моисеев был главным бунтарем, за что его и “осудили” на два года безработицы…

— Умер?! — первая реакция Николая Цискаридзе. — Чудовищная потеря! Не могу собраться… Мало найдется людей, которые сделали больше для русского танца, для прославления нашей культуры...

…В 1936-м Моисеев — к тому времени большой знаток танцевального фольклора — приглашен балетмейстером в Театр народного творчества. Тогда Молотов ставит свою резолюцию: “Идея хороша, пусть автор ее реализует”.

Майя Плисецкая — “МК” дозвонился ей в Германию:

— Знаете, он был первый, кто вообще поехал за рубеж, — тогда ведь никто никуда не ездил. Все говорили: “Да все в России разрушено, ничего нет!” А он — пожалуйста: объездил чуть ли не 50 стран и везде — триумф! Как это было здорово! Он прославил народный танец, каждый номер так был отдраен! Потому что Моисеев видел радость во всем. Даже когда все вокруг были мрачны.

…Год от года мы получали печальную статистику его самочувствия: “на праздновании 95-летия маэстро присутствовать не смог, заболел”, “на 100-летие…” Но верили, что недуг будет побежден.

Майя Плисецкая добавляет:

— Если его ансамбль сейчас, после смерти Моисеева, попадет в хорошие руки, то он не пропадет. У них есть школа, это очень важно. Все останется. Я надеюсь, что это будут люди, которые имеют отношение к ансамблю Моисеева, как-то были связаны с ним.

В одном из последних интервью Игорь Александрович говорил, что благодарит XX век, “несмотря на все те трудности, нелепости, страхи и ужасы, которые он принес”.

— Я являюсь и свидетелем века, и прожил этот век для себя благополучно. И глубоко надеюсь, что все, что я сделал, должно меня пережить.

“Пережить” — теперь эта главная формула для всех, кто будет связан с его легендарным ансамблем. Прощание с маэстро пройдет 7 ноября в зале им. Чайковского, а похоронят его на Новодевичьем…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру