Искать мазут без мазы?

Спецкор “МК” передает с места трагедии

На Азовском море продолжаются работы по ликвидации мазутных пятен. Экологи трубят тревогу: катастрофа вызвала массовую гибель птиц и рыб.

А что говорят об ущербе местные жители? Надолго ли рыбаков лишили промысла? И по каким причинам происходят подобные аварии?

Истинные масштабы трагедии выяснил репортер “МК”.

После катастрофы пустынные дороги Таманского полуострова заполнены “КамАЗами”, “Уралами” и многочисленной спецтехникой.

— Мазут собрали еще три дня назад, — говорит водитель экскаватора Сергей Блинов. — А теперь для подстраховки сгребаем прибрежный песок с травой.

С биноклем в руках стою в районе, объявленном эпицентром экологической катастрофы, — на косе Тузла. С откоса хорошо видна 51-я стоянка, где находится огромный корабль-матка. К накопителю мазута то и дело подходят небольшие танкеры, чтобы перекачать на его борт сырье. Справа видна мачта затонувшего танкера (“Волганефть-139”). Воздушная разведка подтвердила: сегодня утечки мазута не обнаружено.

Подхожу к берегу, тщетно пытаюсь разглядеть мазутные пятна. Вода — зеленовато-серая до самого горизонта.

К косе тем временем направляется колонна автобусов с краснодарскими студентами. Все на уборку мазута!

— Где пятна мазута? Что убирать?.. — ребята дружно перебирают песок руками.

Водное пространство Керченского пролива затянуто оранжевыми брезентовыми рукавами, заполненными пенопластом. Часть мазута опустилась на дно. Часть выбросило из танкера на берег. Подъехали автомобили с мешками абсорбента: его собираются сыпать в воду.

* * *

Тяжелые чайки с любопытством выхаживают возле спецтехники. Островок в ста метрах от берега густо облепили утки.

“Самая ценная порода кефалевых рыб в опасности! Через Керченский пролив проходит путь миграции пеленгаса!” — паникуют активисты организации “Экологическая вахта по Северному Кавказу”.

А в Азовской морской инспекции пограничного управления береговой охраны ФСБ недоумевают: “Рыба еще в октябре уплыла через Керченский пролив в сторону Грузии и Турции”.

…Рыбный промысел местные жители и не думают останавливать. В поселке Благовещенск под Анапой мужики таскают с корабля на берег брезентовые мешки с серебристой маленькой рыбкой. Предлагают мне проинспектировать — запустить в любой из них руку. Перебираю рыбешку размером с конфеты, удивляюсь: мазутом здесь и не пахнет, вся живность чистенькая. Откуда же взялись страшилки о тоннах погибшей рыбы?

— Каждый год течет то один танкер, то другой. На рейде все время работают “светлячки” (так рыбаки называют специализированные суда “Светломоры”, которые очищают поверхность моря. — Авт.), — объясняют местные жители. — Паника поднялась после воскресного шторма, потому что погибли люди. В конце ноября наступит время ловить селедку. Рыбаки надеются на хороший улов.

Поселок Ильич, объявленный второй зоной бедствия, на деле практически не пострадал.

— Два трактора нагребли со всего побережья мазут и вывезли на очистные сооружения, — говорит местный житель Григорий Левин. — Мазут — это не нефть, он пленкой по поверхности воды не разливается, а плавает вязкими кусками, как пластилин. Местные жители после шторма первыми вышли убрать от грязных водорослей побережье. У нас курортное место. Летом сдаем недорого дома, потом год на эти деньги живем. Мы по очереди сами убираем пляж, из бочек сделали мусорные баки. Поэтому, как только случился выброс мазута, тут же вышли на берег с ведрами.

* * *

На берегу у истлевших бревен сидит печальная женщина в черном платке. На плечах бушлат, в руках — фото паренька в морской форме.

Глядя на волны, что перекатывают мелкую гальку, она говорит: “Не смывают горя, только ворошат…”

В морге Светлана Шалтуянова только что опознала тело своего 21-летнего сына Олега. Он работал на сухогрузе “Нахичевань”. Во время шторма экипаж пытался пересесть на плот, но тот унесло гигантской волной в пролив.

Кроме Олега нашли в море мертвыми 41-летнего Леонида Пернюкевича и Диму Реутина, которому только что исполнился 31 год. Оба из небольших городков Ростовской области — всю жизнь мечтали о море.

У штаба в порту “Кавказ” мы встретили Светлану Владимировну, которая тоже приехала из Ростова-на-Дону.

Она ищет своего племянника Славу, что служил на “Нахичевани” электромехаником. Он числится пропавшим без вести. Не могут найти пока и старшего помощника капитана Эдуарда Быстрова, который только окончил Институт водного транспорта.

А морякам затонувшего теплохода “Вольногорск” повезло. Они стояли на рейде в районе косы Тузла и были спасены буксиром. Попали в больницу с диагнозом “переохлаждение” и моряки с теплохода “Ковель”. В основном они ходили по рекам, а тут попали в ураганный шторм в проливе, который оказался сродни океанскому. Теперь они сидят в одной больничной палате, как в кают-компании. Но ни один из них не думает списываться на берег.

Прошел крещение бедой и самый юный член экипажа теплохода — 19-летний Сергей Баринов. Это был его второй рейс в жизни. По признанию паренька, огромные волны до сих пор стоят у него перед глазами. 11 ноября экипаж “Ковеля” теперь считает своим общим вторым днем рождения.

На борту затонувших сухогрузов “Вольногорск”, “Нахичевань” и “Ковель” были контейнеры с серой. В штабе утверждают, что сера, находящаяся в герметичной упаковке, в воду попасть не могла.

* * *

Шестибалльные штормы в открытом море и в проливе отличаются длиной и мощностью волн. Ветер в день катастрофы достигал 35 м/с.

— Для здешних мест это не редкость, — говорит бывший капитан дальнего плавания Семен Петров, работающий ныне в порту “Кавказ”. — Помню, у нас был шторм — пеной заливало пост ГАИ в 50 метрах от берега. Так будка стояла вся ледяная. А ни один корабль не утонул. Сейчас судов в Керченском проливе, наверное, как машин у вас на Тверской. Все подъездные пути забиты вагонами с нефтепродуктами.

Перекачивают нефть, солярку, мазут... В глазах у всех — доллары. Коса “Чушка”, что тянется от порта “Кавказ”, считается заповедной зоной. На песчаной “стрелке” гнездятся цапли, лебеди, другие редкие птицы. Но там же построили недавно терминал по перекачке химических веществ. Кто в это время думал об экологии?

Большинство судов сейчас частные. Команды ходят в рейсы плохо подготовленными. Спросил недавно у племянника, который три года был механиком на сухогрузе: “Когда у вас последний раз были учения по спасательным работам?” Он лишь рассмеялся: “Помощник капитана загнал расписаться о проведении инструктажа — вот и все учения”.

— Все капитаны судов получили штормовое предупреждение. Почему не приняли должных мер?

— Я говорил с двумя. Один уверял, что прошел не одно море и от Керченского пролива не ожидал таких мощных волн. Второй поделился негласным распоряжением владельца судна об экономии топлива. Вместо того чтобы сняться с якоря, выйти в море и держать нос на волну, танкер “Волганефть-139” продолжал во время шторма “держаться за дно”. На якоре его приподнимало и било. Вот почему корпус переломился.

Светлана САМОДЕЛОВА,
Ильич—Тамань—Анапа—Москва.

КАК БУДУТ СПАСАТЬ ПТИЦ

В Краснодарском крае по инициативе регионального отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) “Российский Кавказ” создан общественный координационный центр по спасению водоплавающих птиц, пострадавших после разлива нефтепродуктов в проливе. В течение нескольких дней уже погибли около 30 тысяч птиц. Однако эта цифра может увеличиться в разы, если не принять срочные меры, утверждают экологи. Теперь помочь пернатым может любой желающий — надо только подать заявку.

— Сейчас у нас работают около пятидесяти человек волонтеров — все местные. А в субботу мы ожидаем еще примерно такое же количество людей, но уже из разных регионов страны. Это первая группа. От желающих помочь живности нет отбоя. Шквал звонков. Пока мы закрыли сбор добровольцев, но заявки продолжаем принимать. Вторая группа поедет где-то через две-три недели, — рассказали “МК” в отделении “Российский Кавказ”.

Спасение птиц, отравившихся мазутом, — серьезная работа из нескольких этапов. Самый первый шаг — птицу осматривает ветеринар и визуально определяет, каковы ее шансы выжить. Если она только успела сесть в мазут, то шансы есть, и птаху отдают на отмывку. Если пернатая уже сильно надышалась нефтепродуктами и лежит практически без движения, то времени зря не тратят, ведь на каждую пострадавшую чайку или баклана уходит масса времени.

Пернатых, “одобренных” ветеринаром, дальше ждет целая операция по очистке. Сначала жесткими рукавицами или щеткой птицу как бы отжимают, снимают верхнюю часть мазута. Потом ее погружают в раствор с мягким моющим средством (идентичное средству для мытья посуды) и уже мягкой щеткой или куском материала очищают оставшийся мазут. После этого птицу аккуратно вытирают и заворачивают в ткань, пока она не просохнет и не придет в себя.

— В течение нескольких дней спасенные птицы будут находиться в помещении. До того момента, пока окончательно не реабилитируются. Специальных помещений нет, поэтому будем использовать все подсобные.
 
Для птиц такая очистка — сильнейший стресс. Из-за этого они могут даже не есть, — говорят в региональном отделении фонда.

Работа по отмывке пернатых очень долгая и кропотливая. Одной птицей занимаются одновременно 3—4 человека. На помощь местным экологам в Краснодарский край приехал коллега из Мурманска — в подобных акциях он участвовал уже много раз. Сейчас его богатый опыт нужен как никогда.

Екатерина ПЕТУХОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру