Водителей — в зону! Трезвости

Кто погреет руки на “пьяной” статье КоАП?

Федеральным законом с 1 июля будущего года вводится такое непривычное для российского водилы понятие, как пороговая концентрация алкоголя в крови.

Она составляет жалкие 0,3 промилле (или 0,15 мг в литре выдыхаемого воздуха), при достижении которых гражданин признается пьяным. Причем “решать вопрос” будет дозволено и придорожному полицейскому. И что интересно, после принятия этого закона в кругах автомобилистов пошли байки о том, что антиалкогольная статья в новой редакции стала якобы либеральней: теперь, мол, можно даже слегка “принять”, потом сесть за руль и не подвергнуться каре. На самом деле это не совсем так. Вернее, совсем не так.

Пить, но в меру?

Разговор с одним из соавторов действующих и разрабатываемых документов, регламентирующих алкогольно-водительскую проблему, начался с его неожиданных разъяснений действительного положения вещей. Оказывается, на протяжении последних нескольких десятков лет и советское, и российское законодательство позволяло... пить перед посадкой за руль. Пресловутая статья КоАП РФ 1 2.8 предусматривает санкции только против водителей, находящихся в состоянии опьянения. В переводе на общедоступный язык управлять автомобилем с дозой “принятого на грудь” алкоголя можно, если нет явных медицинских признаков опьянения. А их, и это важно, уполномочен констатировать только врач. Но ведь известно, что некоторых наших богатырей даже пресловутые пол-литра “торкнуть” не в состоянии.

СПРАВКА "МК"

Наркологи знают, что если случилась серьезная выпивка, скажем, бутылка “на нос” или больше, то садиться за руль можно не раньше чем через сутки. А то и позже. Да и все сроки испарения из “употребивших” того или иного количества и сорта алкоголя, любезно приведенные в таблицах, которые можно нередко встретить в СМИ, весьма приблизительны: они не учитывают физического состояния и “алковозможностей” конкретного гражданина.

Более того, медицинские исследования показывают, что у большинства обследованных добровольцев (77,2%) первые признаки опьянения появляются при концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе аж в 0,8 промилле и более, а это ни много ни мало любимая в народе соточка “беленькой”. Правда, у оставшихся процентов испытуемых глаза начинали косеть, а некоторых развозило “в кашу” уже при 0,3—0,4 промилле (около 40 граммулек водки). Но в большинстве своем народ у нас крепкий, а значит, может управлять авто и при этом быть в трезвом уме, осушив даже полстакана.

Техника в гаишных руках

Но с введением новой редакции Административного кодекса даже тем, у кого выработался прекрасный иммунитет на алкоголь, придется забыть о возлияниях за рулем. Ведь прописанный порог в 0,3 промилле в водительском “выхлопе” разом отправил в технический нокаут любую возможность “нахождения за рулем в состоянии опьянения”. То есть даже если пойманный по подозрению в пьянстве водила с первого раза да с закрытыми глазами попадает пальцем в нос; без отклонения от курса, будто космический аппарат, пройдет по прочерченной мелом линии и даже если, не обронив ни капли своей физиологической жидкости, до краев наполнит баночку для анализов... он будет признан “синеньким”, если в его дыхании более 0,3 промилле алкоголя.

А ведь раньше влегкую можно было отвертеться от “пьяной” статьи, если врач-нарколог в акте “продувки” писал, что “следы употребления алкоголя обнаружены (к примеру, 0,7 промилле!), но признаков опьянения нет”. Но это уже, считай, история...

А с 1 июля 2008 года, как мы уже сказали, трезвость или невменяемость российских “рулевых” будут определять не только и не столько с помощью всестороннего медисследования, а главным образом с помощью алкометров. Благо приборы, которыми уже оснащены все наркологические кабинеты экспертизы столицы (а к будущему июлю их должны получить и в ГИБДД), нового поколения, и нарисовать “лишенческую” дозу в 0,4 промилле абсолютно трезвому шоферу нереально.

Главное достоинство этих “алконюхачей” заключается в том, что они дают распечатку результатов анализа “выдоха” с указанием заводского номера прибора, даты его калибровки, поверки и точного времени проведения анализа (разве что фотографию не делают!). Распечатку нельзя фальсифицировать, прибор невозможно “подшаманить”. Его можно только сломать. Более того, результаты всех проведенных анализов, скажем, за смену постового, аппарат запоминает. А это значит, что если служивый на трассе решит “договориться” с поддатым водилой, то в родном батальоне, сравнив количество штрафных протоколов с итоговой распечаткой прибора, выявить мухлеж постового проще простого. Если, конечно, вышестоящее начальство с ним не “в доле”.

Как фельдшер решит...

Понятно, что новыми анализаторами стоимостью более 50 000 рублей за штуку всю страну в одночасье не обеспечить. В глубинке выпившего водилу по старинке будет обнюхивать местный фельдшер. Поэтому законодатель и оставил в силе оба способа выявления пьяного водителя: путем традиционного медицинского осмотра и с помощью прибора. Причем подозреваемому не оставили права выбора проверочной экзекуции.

Очевидно и то, что после вхождения в силу положения о пороговой концентрации алкоголя в 0,3 промилле активность сотрудников ГИБДД и медработников-наркологов по “сортировке” водителей резко возрастет. Однако наш осведомленный собеседник с оптимизмом оценивает новую ситуацию, которая возникнет после 1 июля 2008 года. По его данным, лишь половина из подозреваемых в нетрезвости водителей готовы ехать на медицинское освидетельствование, вторая соглашается с протоколом на месте задержания. И, считает эксперт, шельмовать абсолютно трезвого гражданина не станет ни вменяемый гаишник, ни тем более врач-нарколог — себе дороже! А вот граждан, находящихся в пограничном состоянии, которое — без прибора! — можно оценить и так, и эдак, развести вполне могут: все зависит от материального положения и денежного аппетита служивого и врача. При этом если врач грамотно и скрупулезно составил акт освидетельствования, то оспорить его заключение вам вряд ли удастся даже в суде.

      Но таких водителей, подчеркивает наш источник, и не жалко, хотя они и становятся заложниками недобросовестных и корыстных работников жезла и служителей Гиппократа, — не надо выпивать перед тем, как сесть за руль! Ни грамма! Никогда! На дороге оставайтесь всегда в зоне трезвости. Ведь ежегодно из 30 000—40 000 жертв ДТП более половины гибнут именно по вине пьяных водителей.

СПРАВКА "МК"

Сегодня в Москве работают 11 кабинетов медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Десять из них — подразделения наркологической клинической больницы №17. В Москве имеются также шесть передвижных пунктов медицинского освидетельствования на базе автомобилей САРЗ-3280 (две машины) и ГАЗ-330202 “Газель”.

В кабинетах экспертизы НКБ №17 установлен порядок, в соответствии с которым при исследовании используются только приборы, распечатывающие результаты анализа. В тех случаях, когда после осмотра врач находит у вас признаки опьянения, а алкоголя в выдыхаемом вами воздухе нет, то он обязательно предложит сдать на анализ мочу, которую отправят на химико-токсикологический анализ на предмет наличия наркотических, психотропных или иных веществ, с помощью которых можно достичь состояния опьянения. При подозрении на опьянение, вызванное употреблением наркотических средств или психотропных веществ, освидетельствование проводится только в кабинетах №№2, 3, 4, 6, 7, 8 НКБ №17. Вынесение “приговора” откладывается до получения результатов этого анализа.

НАША СПРАВКА

Что делать, если вас, совершенно трезвого человека, недобросовестные сотрудники ГАИ и работающие с ними в связке наркологи пытаются сделать без вины виноватым.

• Если вы не согласны с заключением служивого, остановившего вас на дороге, о том, что вы подшофе, даже если вас “протестировали” с помощью алкометра, требуйте медицинского освидетельствования. Гаишник ОБЯЗАН по закону доставить вас в кабинет экспертизы.

• Даже если вы не употребляли алкоголь, ни в коем случае не соглашайтесь на предложение не проходить медицинское освидетельствование. А ежели при первом исследовании вашего “выхлопа” все же будет обнаружен алкоголь, то через 20 минут вам обязаны сделать повторное исследование.

• Аккуратно и добросовестно исполняйте все просьбы и требования врача. В противном случае при вашем отказе выполнить хотя бы один из предложенных тестов врач имеет право прекратить освидетельствование, указав, что вы от него отказались. А это, между прочим, тоже “лишенческая” статья.   

При этом если вы уверены, что трезвы как стеклышко, а врач, не прибегнув к анализу “выдоха” прибором с распечаткой, признал вас выпившим, то, покинув заведение, мчитесь во весь опор в другой ближайший кабинет медицинского освидетельствования. Там по вашему заявлению на платной основе вас вновь осмотрят и проверят на приборе. И с этим новым документом обращайтесь в службу собственной безопасности милиции, в контрольную комиссию при наркологической клинической больнице №17, в городскую контрольную комиссию экспертизы опьянения Департамента здравоохранения Москвы, к прокурору, в суд и т.д.

• Наконец, запомните: медицинское освидетельствование на состояние опьянения водителей может проводиться только в кабинетах экспертизы медучреждения или в передвижных пунктах, отвечающих специальным требованиям. Если вас “тестировали” в гаишном автомобиле или в какой-нибудь “труповозке” с надписью “03” на борту, запишите госномер этого авто, попросите милиционеров и людей в белых халатах показать служебные удостоверения, зафиксируйте фамилии.

КНИГА ЖАЛОБ

Если вы остались глубоко неудовлетворенными общением с медработниками в кабинетах экспертизы или в передвижных пунктах, то вам следует обратиться к администрации НКБ №17 по адресу: Болотниковская ул., 16, тел. 8-499-619-33-11 или в городскую Контрольную комиссию экспертизы опьянения Департамента здравоохранения города Москвы и в Федеральную службу по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которая расположилась в доме №4, что на Славянской площади.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру