Ярославский клонируют на Ленинградке

В Москве хотят восстановить деревянную копию вокзала работы Шехтеля

Возможно, через некоторое время у Ярославского вокзала столицы появится “младший брат”. В Москве хотят восстановить уникальное здание, построенное архитектором Федором Шехтелем, о котором еще недавно не знал практически никто.

“На счету” Шехтеля немало достопримечательностей столицы — особняки Рябушинского и Морозова, здание Ярославского вокзала… Но у талантливого архитектора были и другие, менее известные и даже совсем неизвестные проекты.

В Музее архитектуры среди бумаг из личного архива Шехтеля сохранилось старое фото деревянного павильона, увенчанного острым “гребешком”. На обороте рукой самого Федора Осиповича написано: “Станция “Петровский парк”. Специалисты поясняют, что речь идет о здании на конечной станции городской железной дороги, ведущей от Тверской заставы до Петровского дворца.

Осенью 1874 года именно к Петровскому дворцу был проложен первый городской маршрут конки. А в 1899-м вместо неуклюжих вагончиков, запряженных лошадьми, вдоль Петербургского шоссе покатили первые электрические трамваи.

Несколько лет спустя, когда начался настоящий трамвайный “бум”, власти утвердили план строительства павильонов для остановочных пунктов в наиболее оживленных местах: на Арбатской площади, у Красных Ворот, у Тверской Заставы, у Сухаревой башни...

“Городское Управление заготовило проекты изящных павильонов для ожидания трамваев… с помещениями в них для трамвайной администрации”, — писали “Московские ведомости” в начале 1909 года. Конструкции большинства этих мини-вокзалов были выполнены из узорчатого чугунного литья и застеклены. Но два павильона — “Сокольничья застава” и “Петровский парк”, — предназначенные для “дачных” зон, решили сделать деревянными.

Как выяснили сотрудники Музея архитектуры, строительство “теплой станции постоянного типа” в Петровском парке было начато в 1912 году. Внушительное по размерам здание Шехтель увенчал высоким шатром с ажурным кокошником а-ля Ярославский вокзал. Просторную открытую веранду для пассажиров ограждала декоративная резная аркада. Внутреннее помещение было разделено на две части: служебное помещение и два туалета — бесплатный и платный (каждый “оборудован 6-ю ватерклозетами, разделенными перегородками с дверцами, снабженными замками и крючками для верхней одежды, умывальниками и пожарными кранами”).

Трамвайный павильон был принят комиссией от строителей 26 марта 1914 года. Но шехтелевскому чудо-терему была суждена недолгая жизнь: есть сведения, что в конце 1914 года в районе Петровского парка случился большой пожар, который уничтожил много построек. Видимо, в их числе был и павильон станции трамвая.

Сейчас, почти столетие спустя, появились планы восстановить оригинальное сооружение. За дело взялись активисты региональной общественной организации содействия сохранению и возрождению памятников истории и архитектуры “Московская община”.

— Мы собираемся воссоздать трамвайный павильон, — говорит ее председатель Наталья Ануфриева. — На основании сохранившегося фото архитектор Кузнецова разработала проект павильона. Удалось определить и место его расположения. Теремок стоял на углу Петербургского шоссе и Театральной аллеи — неподалеку от нынешнего северного вестибюля станции метро “Динамо” (именно здесь когда-то заканчивалась линия “электрической конки”).

Но теперь на этом пятачке разместить деревянное здание “из прошлого века” невозможно. Мы предлагали несколько участков по соседству. Один из них — в нескольких десятках метров от “родной” точки, на другой стороне Театральной аллеи, другой — на Ленинградке, неподалеку от гостиницы “Аэростар”. Однако оба варианта были забракованы в городских инстанциях по разным причинам. Хотя саму идею воссоздания шехтелевского вокзала в свое время на заседании столичного правительства одобрил Юрий Лужков…

Теперь мы пытаемся получить разрешение строить павильон ближе к Петровскому дворцу — на Дворцовой аллее. Пока это место занято неработающим общественным туалетом. Москомархитектура этот проект уже согласовала, сейчас документы находятся в Архитектурно-планировочном управлении САО.

— Если “хождения по инстанциям” завершатся благополучно, как строить-то будете? И на какие средства?

— Мы уже нашли спонсоров. Это поклонники творчества Шехтеля, и они готовы помочь совершенно бескорыстно. И опыт подобной работы у нас уже есть: несколько лет назад стараниями наших энтузиастов было отстроено заново другое шехтелевское здание — деревянный храм Святителя Николая у Соломенной сторожки, сгоревший в революционное время. Там будет открыт небольшой музей Федора Шехтеля и оборудован выставочный зал.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру