Столица Единой России

Андрей Метельский: “Парламент Москвы, избранный по политическим спискам, доказал свою эффективность”

Подходит к концу 2007 год. Главным политическим событием которого стала сокрушительная победа партии “Единая Россия” на выборах в Госдуму. Что означает это для москвичей? С какими итогами столица встретит новый год? Что хорошего сделали для них власти и какие проблемы пока, увы, решить не удалось? Подвести итоги года уходящего и рассказать о том, что сделано Мосгордумой за это время, мы попросили вице-спикера МГД, руководителя фракции “Единая Россия” Андрея МЕТЕЛЬСКОГО.

— Андрей Николаевич, как вы оцениваете итоги прошедших выборов в Госдуму?

— На мой взгляд, победа “Единой России” во главе с президентом Путиным на выборах в Госдуму и выдвижение кандидатом в президенты Дмитрия Медведева — два главных события этого года. Надеюсь, теперь прекратится вся эта развернутая оппозиционерами и “лоббистами” западных демократических принципов истерия вокруг вопроса “преемника” и возможных изменений Конституции. В России демократия еще очень молодая, и, если кому-то кажется, что она не вписывается в какие-то навязанные извне стандарты, это их проблемы. Большинство россиян, по сути, выразили свою позицию по этому вопросу на прошедших выборах. Об этом говорит и самая высокая за последние годы явка, и общий процент голосов за “ЕР”, и другие пропрезидентские партии — значит, люди поддерживают тот курс, которым мы идем сегодня. Наша политика социально ориентирована, и ее главная задача — повышение качества жизни граждан. В своей предвыборной программе мы сделали особый акцент на социальных задачах. Ведь определенные успехи в экономике уже есть, и теперь пора направлять основные усилия именно в социальную сферу. Другие партии, конечно, тоже предлагали соцпрограммы, но “Единая Россия” смогла доказать, что именно она — партия реальных дел. Это не просто наш лозунг, но и главный принцип в работе.

— Как реализуется ваша социальная политика в Москве?

— Всем известно, что нынешний год объявлен в столице Годом ребенка. И по этому поводу власти приняли программу социальной поддержки материнства и детства, подкрепленную бюджетным финансированием. Главное внимание уделено многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, детям-сиротам… В Москве продолжают возводить новые детские сады — в прошлом и нынешнем годах их построено по сто. Но главный итог, которого мы добились всеми этими мерами: у молодых людей появилась уверенность в том, что поддержка института семьи — один из приоритетов для столичных властей. Поэтому рождаемость повышается.

Мы решаем и массу других социальных задач, касающихся и зарплат бюджетников, и дополнительных мер поддержки малообеспеченных граждан: пенсионеров, инвалидов… С будущего года в Москве минимальная пенсия превысит прожиточный минимум в 1,25 раза, концу года — в 1,5 раза, а в 2009 году — в 2 раза. И я не сомневаюсь, что этот рост продолжится. Каждый наш шаг подкреплен финансированием и обеспечен законодательным механизмом исполнения. Выработанный столичными властями подход позволяет постепенно решать стоящие перед нами проблемы. Москва уже более 10 лет около 40% доходов бюджета направляет на решение социальных задач.

— В будущем году эта тенденция сохранится? Недавно Мосгордума приняла бюджет города на 2008 год, расходная часть которого впервые превысит триллион рублей.

— Бюджет — это своего рода гарантия стабильного развития города, и, разумеется, социальная направленность сохранится и в 2008 году. Как всегда, около 40% расходов столичной казны пойдет именно на социальные цели: повышение пенсий и зарплат бюджетников, строительство социального жилья и детсадов, обеспечение льготников лекарствами и т.д.

А вообще, в уходящем году мы приняли немало значимых для москвичей и развития города законов и программ. Например, на днях одобрили в двух чтениях программу капремонта жилых домов, по которой москвичам будут выделять средства на ремонт из бюджета столицы. Ведь по новому Жилищному кодексу собственники квартир теперь обязаны сами следить за состоянием дома, однако столица взяла на себя обязательства постепенно отремонтировать практически весь жилой сектор (кроме аварийных домов и подлежащих сносу пятиэтажек) за счет казны. Кроме того, в этом году мы приняли столичный кодекс об административных правонарушениях, в котором собраны все проступки, за которые грозит административная ответственность. Ввели и новые штрафы: например, за нарушение чиновниками сроков ответа на запросы граждан. В первом чтении принят Градостроительный кодекс города, который Юрий Лужков назвал “градостроительной конституцией”. Мы работаем над программой социальной поддержки семей…

— Программу капремонта власти приняли в том числе и для того, чтобы ускорить в городе процесс создания товариществ собственников жилья (ТСЖ). Чем еще будут стимулировать граждан формировать жилищные объединения?

— Сегодня в городе всего 1700 ТСЖ — очень мало. Но мы не сомневаемся, что в ближайшее время их станет значительно больше. По прогнозам властей, ежегодно их число будет увеличиваться на 4,5 тысячи. Есть предложение ввести некоторые налоговые льготы для ТСЖ: уже в этом году их освободили от земельного налога. Кроме того, Москва воспользовалась предоставленным ей Федерацией правом и перенесла максимальный срок проведения конкурсов по выбору способа управления домом до 1 мая 2008 года. Возможно, и его нужно будет продлить.

— А какими своими законопроектами вы особенно гордитесь?

— В первую очередь законом о мерах социальной поддержки отдельных категорий москвичей. Еще по инициативе фракции “Единая Россия” в Москве принят закон о размещении на территории города игорных заведений, который ввел массу ограничений для “одноруких бандитов”. В итоге мы избавились от сотен залов игровых автоматов еще до того, как за этот вопрос серьезно взялись федеральные власти. На улицах больше нет “столбиков” и “ромашек”, опустошавших карманы пенсионеров и подростков, закрыто более 70% игровых клубов — в их помещениях мы откроем продуктовые магазины.

Надеюсь, что и новый Градостроительный кодекс существенно облегчит жизнь горожан. Например, решит проблему т.н. точечной застройки в городе. Она будет разрешена лишь в трех случаях: 1) если это строительство социального объекта внутри района (детского сада, поликлиники и пр.); 2) если это воссоздание дома взамен снесенного; 3) если это строительство на месте аварийного дома.

— Кстати, о точечной застройке. Недавно в Москве появилась “горячая линия” для граждан, недовольных строительством под окнами. Однако далеко не все жалобы признают обоснованными. В чем причина?

— На “горячую линию” уже поступило несколько сотен обращений, однако именно “точечной застройкой” признали далеко не все объекты, на которые указывали жители. Дело в том, то термина “точечная застройка” в законах нет — его придумали журналисты. И часто люди зовут так любые стройки, которые причиняют им неудобства. По новому Градостроительному кодексу разрешена будет лишь комплексная застройка. Ею можно назвать даже строительство одного дома — лишь бы он вписывался в планировку квартала. Поэтому жители со своими забастовками не всегда правы. А очень часто всякие митинги протеста организуют не они, а политические силы, которым это выгодно.

— Сейчас в очереди на жилье стоят около 200 тысяч семей. Когда-то власти обещали, что к концу 2010 года очередь сократится вдвое. Стоит ли очередникам на это надеяться?

— Поставленная задача не так уж и неосуществима. Тем более что сейчас у москвичей-очередников есть масса способов улучшить жилищные условия, не дожидаясь конца очереди. Можно воспользоваться безвозмездной субсидией (в зависимости от количества лет в очереди она может составить до 70% от стоимости жилья), социальной ипотекой… Для молодых работает программа “Молодой семье — доступное жилье”. А на днях мы приняли поправку в первом чтении в городской закон об обеспечении права жителей на жилые помещения, установившую новую категорию людей, которые могут встать на жилищный учет: “нуждающиеся в содействии города в приобретении жилья”. Бесплатно они квартиру не получат, но смогут купить ее по ценам примерно в 4 раза ниже рыночных. Зато им не нужно будет доказывать, что они малоимущие (а это необходимо для того, чтобы встать в очередь на бесплатное жилье). Кстати, уже сегодня доля строительства социального жилья в городе достигает 50%.

— Одной из самых актуальных москвичи называют проблему миграции. Как вы считаете, приезжая рабочая сила нужна городу или это миф и на самом деле все вакантные должности на рынке труда смогут занять москвичи?

— Вопрос миграции в Москве действительно очень актуален — не случайно он постоянно обсуждается в Мосгордуме. С одной стороны, Москве и вправду нужна приезжая рабочая сила. Потому что жители столицы не всегда готовы работать строителями, дворниками, водителями автобусов… Но, с другой стороны, трудовые мигранты составляют конкуренцию коренным жителям на рынке труда: чаще всего их труд оценивают дешевле. Как решить эту проблему?

Москва давно просит федеральный центр учитывать мнение регионов в этом вопросе, но прислушиваться к нам стали лишь недавно. К примеру, мы выступали против уведомительного характера регистрации, и сегодня жизнь доказала нашу правоту. Мы отстаивали право субъекта РФ самому устанавливать квоты для приезжей рабочей силы — и опять мы были правы. На недавней встрече с Владимиром Путиным Юрий Лужков поднимал этот вопрос и получил от президента одобрение. Я считаю, город должен иметь право самостоятельно решать, сколько людей и каких профессий ему нужно. И должен отвечать за них: чтобы их зарплата была достойной, чтобы они получали медицинскую помощь, имели соцпакет, чтобы условия их труда отвечали нормам, чтобы они имели достойное жилище. То есть были социально защищены не хуже москвичей.

— Недавно столичные власти создали рабочую группу, задача которой — внести предложения по подготовке рабочего класса из москвичей. Как, по-вашему, это можно осуществить на практике?

— Мы уже давно говорим о необходимости воссоздания в столице системы профессионального обучения. Сейчас молодежь осваивать рабочие специальности не спешит. Зачем? Можно ведь заработать деньги быстрее, например пойти в торговлю. Еще модно учиться на юристов и психологов, а их в городе — выше крыши. Тем временем квалифицированные токари, фрезеровщики, сантехники городу жизненно необходимы. А значит, они должны получить хорошее среднетехническое образование, которое позволит им работать на современном оборудовании. Как заполучить такие кадры? Город уже делает некоторые шаги в этом направлении. Выпускникам колледжей предлагают высокооплачиваемую работу по специальности сразу после окончания учебы, иногда даже обеспечивают их жилплощадью. Однако пока этого мало. Ведь школа подготовки таких кадров утеряна, причем не только в Москве. Но мы прилагаем серьезные усилия по ее возрождению. Недавно члены молодежной палаты при Мосгордуме рассмотрели законопроект о профтехобразовании. Они нашли в нем много недостатков, а мы, депутаты, отчетливо поняли: стремление к легким заработкам стало превалировать среди современной молодежи. Нужно, чтобы подрастающее поколение поняло: прежде чем что-то получить, нужно трудиться. Поэтому считаю: надо закладывать любовь к труду еще со школьной скамьи — возрождать уроки домоводства для девочек и мастерские для мальчиков, как было раньше.

— Еще одна актуальная проблема — пробки на столичных дорогах. Может, пора запретить горожанам приобретать автомобили, количество которых прирастает на 300 тысяч ежегодно?

— Ну кто ж нам позволит запретить кому-то что-то покупать! А вот законодательно ввести возможность поездок по городу по четным дням машин с четными номерами, а по нечетным с нечетными — такое предложение мы в Гордуме обсуждаем. У многих семей нынче по 2, а то и по 3 машины, и, если они станут ездить на них по очереди, а не сразу, машин на дорогах станет меньше. А можно вообще как в Германии: продавать номера, с которыми можно ездить каждый день, но очень дорого. В общем, вариантов много. Думаю, в будущем наши предложения станут уже более конкретными. Но запрет на въезд в центр города мы не введем — на практике это неосуществимо. Не шлагбаумы же ставить! Конечно, для решения транспортной проблемы город строит немало дорог: вслед за Третьим кольцом сразу же принялись за четвертое, возводится Звенигородский проспект, реконструируется Ленинградка. Однако мы могли бы строить значительно больше, если бы вернули дорожный фонд, из которого когда-то Федерация финансировала дорожное строительство. Его закрыли, а ничего нового так и не создали. В будущем году столица потратит на дорожное строительство около 83 миллиардов рублей, но этого в конечном счете недостаточно.

— Перед выборами исполнительная власть города отозвала на доработку закон о повышении транспортного налога. Говорят, скоро его вернут. Что ждать автовладельцам?

— Думаю, что налог на самые мощные машины мы непременно поднимем. А вот по поводу маломощных авто (до 150 л.с.) пока сказать сложно — мнения разделяются. Некоторые депутаты считают, что надо оставить нынешнюю ставку налога для авто с мощностью двигателя 125—150 л.с., а для авто 100—125 л.с. — снизить. Сейчас мы согласовываем эту позицию с мэрией. Но в любом случае мы максимально учтем интересы автовладельцев.

— Многие упрекают думское большинство (партия “Единая Россия” имеет в Мосгордуме 29 мандатов из 35) в том, что оно не прислушивается к мнению оппозиции. И все законопроекты оппозиции изначально провальны. Что скажете по этому поводу?

— Нынешний парламент Москвы был впервые избран по политическим спискам. И он доказал эффективность своей работы во многом благодаря подходу, выработанному фракцией “ЕР”. Конечно, имея большинство мандатов, мы могли бы вообще не принимать в расчет мнение оппозиции. Но, как вы видите, этого не происходит. Депутаты фракций “Яблоко — Объединенные демократы” и КПРФ не только имеют право голоса — мы принимаем многие поправки, предложенные ими. И вместе ищем пути к компромиссу. Получается, увы, не всегда, но по многим вопросам мы приходим к единой точке зрения. Цели-то у нас одинаковые — сделать жизнь в столице более комфортной.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру