Еле-еле живы ели!

Сколько заработал репортер “МК” на продаже елок

Новый год без елки — что корова без вымени. В предпраздничные дни за хвойными красавицами идет настоящая охота. Но как выбрать “свое” деревце? В зеленом мире, как и в мире людей, наметилось заметное расслоение. Куцые деревца из подмосковного лесхоза выглядят ершиками для мытья посуды. А качественные синтетические ели, пока не попробуешь “на зуб”, можно спутать с глянцевыми настоящими.
Как расходится главный атрибут Нового года, узнал репортер “МК”, отработав в элитном салоне и на елочном базаре.

В зеркальной витрине цветочного салона выставлены елки из Дании. Та, что символизирует Бургундию, украшена игрушками винного цвета с позолотой. Другое деревце все сплошь увешано фигурками крысят. На третьей елочке “растут” фрукты, припорошенные снегом.

— Для своих покупателей мы готовы собрать любую тематическую елку, — говорит дизайнер Ольга Гребенкина.

  Фирмы, занимающиеся флористическим и ландшафтным дизайном, зимой не “впадают в спячку”, а меняют профиль — торгуют элитными елками и подбирают к ним “гардероб”. Салон, где мне предстоит торговать елками, специализируется исключительно на датской хвое.

Захожу на склад, как в настоящий лес. Температура самая оптимальная для елей — 15 градусов. На подставках выставлены “кукольные” хвойные деревья. У всех идеально ровные стволы, раскидистые ветки, а изумрудная хвоя — будто подкрашенная. И бесполезно крутить, выбирая лучшее деревце к празднику: “лысых” датских елок в салоне нет. Все ели — как сестры–близнецы, с густой кроной.

— Удивляться нечему, — восклицает менеджер Василий Волгин. — Ели выращивают на специальных фермах, как свеклу. К каждому деревцу подведена труба, через которую строго по графику подаются питательные вещества и минеральные удобрения. Перед отгрузкой деревья сортируются. В продажу идут те, что соответствуют европейским стандартам.

Подхожу к зеленым сестричкам, тру иголочки. И… никакого смолистого аромата. Заграничные красотки совершенно не пахнут хвоей.

— Неужели ель настоящая? — удивляется зашедший на склад клиент.

Я выдергиваю у хвойной красотки иголки, жую сама, даю пожевать покупателю. Вроде на вкус настоящая. Довольный, он выбирает самую высокую из елок — 4,5 метра.

“Это ж какие должны быть в доме потолки?” — не выдерживаю я. Отстегивая 26 тысяч рублей, покупатель откровенничает: “Беру дерево хозяину на дачу. Ставить елочку будем во дворе, рядом с личной церквушкой”.

Пока в салоне затишье, спрашиваю у хозяина:

— В питомнике метровую пихточку можно купить за 8 евро, чуть больше 300 рублей. Накручиваете цену в 5 раз?

— Не торопитесь считать нашу прибыль! — горячится Василий. — Срезанные деревья, как и цветы, хранятся около месяца. Надо отстегнуть немалую сумму за перевозку товара, за оформление груза, чтобы таможня дала “добро”.

Приплюсуйте к этому сумму за аренду помещения, зарплату грузчикам и продавцам. Чтобы не прогореть, закладываем высокую рентабельность.

“Принцесса датская” — пихта Нордмана

А продавец Родион окучивает новую клиентку:

— Датская ель простоит, не осыпаясь, до Старого Нового года, не придется мучительно выковыривать иголки из ковра.

Ухоженная дама едва заметно усмехается. Понятно, что пылесосить в доме придется не ей, а прислуге. Кажется, ее интересует только экстерьер елки. Но мы покупательницу явно недооценили. Уходя, она выговаривает нам:

— То, что вы продаете как “ель датскую”, на самом деле — пихта Нордмана, которую еще называют кавказской пихтой.

У дверей тормозит джип с тонированными стеклами. В салон заходит следующий клиент. Сильно навеселе, нарезая круги вокруг елок, он объясняет, что поссорился с женой и в качестве извинения хочет преподнести ей пушистый новогодний подарок.

Дизайнеры, почувствовав “своего” клиента, предлагают украсить елку недешевыми ангелочками из тончайшего батиста.

К шести вечера на складе не протолкнуться. Пихты расходятся как горячие пирожки. Мы едва успеваем оформлять доставку. В углу горой высятся упакованные в сетку деревья, готовые к отправке.

Две пихты высотой 3,5 метра уедут в ведомство главного эмчээсника страны Сергея Шойгу.

— Цены в салоне “кусаются”, но уж больно хороши елочки! — делится с нами пенсионерка Клавдия Петровна. — К нам на праздник придут дети и внуки. Вот и решили с мужем красивой елочкой их порадовать.

Пожилые москвичи выбрали “крошку” высотой метр сорок пять, заплатив за нее 4200 рублей.

Менеджер объясняет:

Продаю “принцесс датских” уже шестой год. И если раньше “глянцевые” деревья брали в основном обитатели Жуковки и Рублевки, то теперь их покупают и жители Новокосина, Митина, Бутова. Пихту перестали считать роскошью. За сезон в Москве “уходит” не менее 15 тыс. “датчан”.

— Что будете делать с непроданными елками?

— По традиции, отдадим их в детские дома и больницы.

По опыту прошлых лет продавцы знают, что елки москвичи покупают и после 1 января.

— В прошлом году к нам накануне Рождества повалила вторая волна покупателей, — рассказывает Волгин. — Отметившие Новый год на островах москвичи вернулись в зимнюю столицу и захотели создать в доме праздничную атмосферу.

Более практичные москвичи покупают в салоне ели в контейнерах. После Нового года это деревце можно выставить на балкон, укутать, а весной, когда начнется сокодвижение, пересадить на дачные грядки. Метровая голубая елочка в горшке стоит 2,5 тысячи рублей.

Кто ответит за базар?

Елочный базар, где торгуют отечественными хвойными деревьями, нос чует издалека.

— Живую елку покупаю каждый год, — говорит нам Павел Бирюков. — Оттает она с мороза, и по дому плывет аромат зимнего леса. Малогабаритная квартира кажется уютным деревенским домом.

В загоне, огороженном сеткой–рабицей, елки навалены горой. Выдернув одно из деревьев, мне хочется прослезиться. Красавицей ее никак не назовешь: вместо раскидистых лап — палки с облетевшей хвоей.

Даром что елочные плантации вблизи столицы занимают около 646 га и на них растет 3,6 млн. новогодних деревьев.

Наши лесхозы привыкли брать количеством, а не качеством.

Продавец Илья Дмитриев, сам работавший лесником, говорит:

— Датскую пихту на наших почвах не вырастишь, она будет болеть, а елочки чувствуют себя неплохо. Проигрывают по внешнему виду своим иностранным сестрам, но зато выигрывают в плане дешевизны.

Метровая елочка на развале стоит 350 рублей.

— Без елки на Новый год никак нельзя, — говорит нам пожилая покупательница. — Елка — мировое древо, кроной уходящее в небеса, а корнями в преисподнюю. Как ни мала пенсия, а на зеленую красавицу я деньги выделила.

Покупателей у нас немного. Но продавец не расстраивается: найдет своего покупателя и его неказистый товар. За три предновогодних дня “уйдут” даже бракованные елки — с обломанными верхушками. Сметут и однобоких зеленых “красавиц”: они идеально вписываются в угол маленьких гостиных.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру