Кубышкин труд

Российская земля буквально напичкана золотом и серебром

“Практически в каждом старом доме, построенном не позднее чем 60—80 лет назад, можно обнаружить клад или тайник, — уверен московский кладоискатель Владимир Порываев. — На протяжении долгих веков в России постоянно возникали какие-то заварухи, один за другим следовали периоды политической нестабильности, сопровождавшиеся массовыми изъятиями ценностей. Но как человеку свои богатства сохранить? Самый надежный банк, который знали наши предки, — “земельный”: собрал золото-серебро, положил в кубышку и закопал где-нибудь в подполе или в потайной нише припрятал. Массовое устройство таких схронов с драгоценностями, с семейными реликвиями было распространено вплоть до середины прошлого века. И многие из этих кладов так и остались до сих пор не найденными”.

Порываев серьезно занимается “копательством” уже 15 лет. В начале 1990-х, когда появились в продаже металлоискатели, обзавелся таким прибором и начал с ним выезжать на поиски “утраченных ценностей”. Сразу же на него обрушилась лавина просьб от друзей и знакомых. Кому-то хотелось попробовать свои силы в роли графа Монте-Кристо, кто-то кольцо на дачном участке обронил, у кого-то ключи от джипа в сугробе сгинули… Владимир сообразил: дело-то востребованное! И организовал… единственную на всю Россию кладоискательскую контору.

— Мы теперь оказываем самые различные услуги в этой области. Самая распространенная — поиск по заявке клиента. Приходит, например, молодая женщина: “Бабушка моя 90-летняя жила в хрущевке, последние несколько лет вообще никуда не выходила… Очень любила при мне перебирать старинные брошки, кольца, доставшиеся ей в наследство. Недавно она умерла, но никаких следов этих богатств так и не удалось обнаружить, а квартиру собираемся продавать”. Отправился “на объект”, металлоискателем прозвонил все стены, полы — и нашел. Оказывается, муж у этой бабушки был искусным плотником. Вот он и оборудовал для нее тайник: выдвижная стенка в косяке комнатной двери, а от нее на веревке мешочек с драгоценностями в пустотелый брусок опущен… Еще мужичок обратился за помощью: дед с войны привез несколько красивых трофейных кинжалов, потом скоропостижно умер, и где теперь их искать? Тоже удалось ему помочь: эти реликвии дедовские были спрятаны на чердаке дома. Несколько сельских старожилов попросили отыскать церковный колокол, который, по их воспоминаниям, в безбожные 30-е годы ради сохранения селяне тайком закопали на поле за околицей. Я колокол обнаружил, но, увы, в совсем нетоварном виде: когда пахали то поле трактористы, плугом зацепили церковную реликвию и раскололи на несколько кусков.

Конечно, есть “черные копатели”, которые вскрывают старые могилы и курганы, ищут оружие на местах боев… Моя кладоискательская контора подобными криминальными вещами не занимается. Был случай даже — довелось вести поиск очередного клада под охраной милиционера. Бабки в деревне увидели постороннего мужчину с “миноискателем”, который по полю зачем-то ходит, и решили: наверняка мины закладывает. Ну и наехали на меня всей толпой. Пришлось за помощью в местную милицию обращаться… Кроме того, я взял за правило всегда проверять юридическую сторону каждого заказа: перед тем как приступить к поискам на месте, обязательно прошу клиента предъявить документы, подтверждающие, что он является владельцем этого участка земли или помещения.

Часто поступают заявки от состоятельных граждан. Один, например, купив участок на Рублевке под строительство дома, пожелал полностью вычистить его от всякого металлического мусора, скрывающегося в земле: пустых банок, ржавых гвоздей… Другой клиент возле своего коттеджа, построенного под Можайском, поднял несколько осколков мин или снарядов и позвал профессионала с металлоискателем, чтобы проверить, нет ли здесь еще и других военных сюрпризов… А вот еще одного владельца загородной недвижимости обратиться в кладоискательскую контору заставили нерадивые гастарбайтеры: закатали горе-работяги под асфальт канализационные сливные люки — попробуй найди их теперь, не расковыряв все дорожки на участке!
— Бывают — и довольно часто — предложения явно малоперспективные. Говорят нам: вот я знаю, там в земле танк лежит, там самолет фашистский, предлагают по “совершенно точным данным” откопать библиотеку Ивана Грозного. В таких случаях приходится или вежливо отказывать, или предлагать свои услуги за повременную оплату, скажем, 2 тысячи в час. Большинство сразу же отказывается, хотя есть и упертые товарищи…

Во время поисков кладоискателю могут попадаться всякие “потеряшечки” — вещи, случайно оброненные людьми в давние и совсем не давние времена… Иногда их ценность даже превышает стоимость того, что спрятано в схроне! Обратились ко мне как-то молодожены: играли на пляже в волейбол, у парня кольцо обручальное в песок упало. За полтора часа работы я четыре “обручалки” золотые нашел — но все не те…
“Пляжное искательство” — совсем особое дело. Сколько за сезон отдыхающие теряют в прибрежной полосе всякой “ювелирки”! Порываев приспособился в последние годы совмещать приятное с полезным. Он выезжает в бархатный сезон куда-нибудь на море вместе с металлоискателем, а вернувшись с отдыха, ставит перед супругой две мисочки: одну с серебряными вещицами, другую с золотыми. Впрочем, такая подработка — лишь эпизод в деятельности основателя кладоискательской конторы.

— На примере многих людей знаю о существовании неписаного закона: кто только ради коммерческого интереса искать начинает, от того сразу удача отворачивается.

Для настоящего “копателя” поиск кладов сродни азартной охоте. Из найденного составляются порой обширные коллекции предметов прикладного искусства, монет… Порываев уже передал часть своих находок в музеи, а старинные нательные крестики, которые очень часто встречаются среди откопанного, всегда отдает в храм.

* * *

Нащупать очередной клад поисковикам помогает кропотливая работа с архивными документами, с краеведческой литературой, задушевные беседы с местными старожилами.

— За сезон обычно получается взять 2—3 увесистых клада. Одна из самых значительных находок в моей практике — сундук, который удалось поднять со дна озера в Тверской области. Узнал об этом схроне от старика егеря. Приезжал в те края когда-то охотиться пожилой мужчина и рассказывал, что отец его был управляющим в имении богатейшего на всю губернию промышленника и видел, как тот, когда революция началась, привез на санях к замерзшему водоему тяжелый ящик, который и сбросили в полынью. Мы там три дня ныряли с подводным металлоискателем, прежде чем смогли этот сундук обнаружить. Внутри оказалось много всяких ценностей, в том числе и ювелирные изделия… Надеюсь, что подобная же находка ждет и в будущем сезоне.

Этот клад относится ко времени Отечественной войны. Местные жители в одной из деревень дальнего Подмосковья сообщили, что зимой 1942-го, во время нашего наступления, фашисты, боясь оказаться в окружении, спешно покинули их селение, но вдруг, когда уже вот-вот должны были появиться части Красной Армии, в деревню ворвался немецкий грузовик. Он вырулил прямо на середину замерзшего пруда, из кабины выпрыгнули солдаты, взрывами двух или трех гранат пробили во льду большую дыру, скинули туда несколько тяжелых ящиков из кузова, после чего машина налегке помчалась догонять отступающие части. В прошлом году мы уже поработали в тех местах и засекли с помощью прибора на дне какое-то значительное скопление металла. Осталось дождаться теплых дней и проверить, что же там спрятано…    

Порываев не только ищет клады — время от времени ему приходится их закапывать: “Какая-нибудь коммерческая фирма, устраивая корпоративный праздник с выездом на природу, предлагает своим сотрудникам развлечься, поупражнявшись в поиске спрятанных сокровищ. Задача кладоискательской конторы — устроить “правильный” тайник, выделить достаточное количество металлоискателей, опытных инструкторов… Как-то папаша пришел: его сынишка маленький начитался приключенческих романов и замучил просьбами “пойти найти клад”… А однажды во время такой “игры в кладоискателей” наши клиенты вместо “подставной кубышки” наткнулись на самый настоящий клад!” 

— Поиск спрятанных сокровищ — занятие порой не только увлекательное, но и опасное. Главным образом из-за юридических, правовых проблем, которые возникают при обнаружении кладов и тайников. Согласно статье Гражданского кодекса на половину добычи имеет право претендовать собственник земли или здания, где найден схрон. Но далеко не всегда эти самые собственники могут узнать о находке и заявить свои права на нее… Кроме того, существует много запретов: нельзя, например, вести поиск на территории памятников истории и культуры, нельзя оставлять себе найденные оружие, взрывчатку, необработанные драгоценные камни и золото…

Впрочем, это еще цветочки. Вот в некоторых странах — Сирии, Иордании, Иране, Ираке — вообще запрещено частным лицам пользоваться металлоискателями. А в Объединенных Арабских Эмиратах любая попытка заняться “копательством” расценивается как посягательство на воровство ценностей из земли, принадлежащей эмиру. За это полагается суровое наказание — вплоть до отрубания виновному отдельных частей тела!

КСТАТИ

Оригинальный подарок смог сделать на днях своей бабушке молодой британец благодаря металлоискателю.
Как сообщает газета The Times, 88-летняя миссис Бусс, живущая в графстве Лестершир, получила от внука собственное обручальное кольцо, потерянное ею почти 67 лет назад. Тогда, в 1941-м, юная Виолетта поссорилась со своим женихом. В гневе она сняла с пальца преподнесенное им в знак помолвки золотое кольцо и зашвырнула его в поле. Молодые люди потом помирились и сыграли свадьбу, только вот найти колечко так и не смогли, хотя и обшарили поле самым тщательным образом. Миссис Бусс все долгие годы замужества вспоминала ту досадную потерю. В конце концов на ее переживания откликнулся подросший внук, который раздобыл металлоискатель и буквально за пару часов отыскал в земле заветное кольцо. Сохранилось оно великолепно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру