Флот за линией фронта

У ЧФ отняли уже около 600 гектаров земли

Сегодня Черноморскому флоту России исполняется 225 лет со дня основания. Нынешний юбилей стал для ЧФ непростым. В последние годы украинская власть делает все возможное, чтобы черноморцы чувствовали себя в Севастополе не в своей тарелке. Как сегодня живется Черноморскому флоту, волею судеб оказавшемуся на территории другого государства, которое с каждым днем становится все дальше от России, — в репортаже корреспондента “МК”, побывавшего в Крыму накануне юбилея.

“Может, мы уже и не нужны России?”

Севастополь, хоть и принадлежит де-юре Украине, де-факто так и остался русским городом. Его история связана с Черноморским флотом, с русской воинской славой и, конечно, с императрицей Екатериной II, которая основала “достойный город” (так с греческого переводится Севастополь) и флот. Площадь Нахимова, набережная Корнилова, площадь Лазарева, улица Истомина, Матросский бульвар — в этом весь Севастополь. И то, что именно здесь находится “очаг пророссийских движений” Крыма и всей Юго-Восточной Украины, прекрасно понимают украинские националисты.

Город переподчинили напрямую Киеву сразу же, как только Украина получила независимость. Севастополь — под номером один среди “объектов, подлежащих обязательной украинизации”. И потому Черноморский флот здесь — как кость в горле.

Вот и недавно, когда местные власти в лице горадминистрации (с подачи Киева), МИД и минобороны Украины весьма резко обозначили свою негативную позицию по поводу проведения в Севастополе военного парада в честь 225-летия ЧФ, севастопольцы встали на защиту “российского бастиона”. В городе только и говорили о том, что “бандеровцы покусились на святое”.

— Мало того что городские власти не согласовали документы с ЧФ по проведению парада, они еще и включили в комплекс мероприятий ко Дню города установку 7 мая на Графской пристани таблички в честь 90-летия со дня поднятия украинских флагов на Черноморском флоте. Это нонсенс! — рассказывает депутат Ленинского районного совета Александр Данилов, руководитель Русского молодежного союза Севастополя. — Новоявленные историки на американские гранты выдумали миф, что в 1918 году на ЧФ массово поднимали украинские флаги. Но тогда в стране вообще царила анархия, флот переходил из рук в руки. Кто-то поднимал на кораблях американского “Веселого Роджера”, кто-то — действительно украинские прапоры… Но массового подъема флагов не было! Эту акцию нужно расценивать только как очередной укол в сторону Российской Федерации. Тем более что увековечить это решили именно на Графской пристани — историческом для всех севастопольцев месте. По этим ступеням поднимались прославленные адмиралы. Наш город принадлежит Черноморскому флоту, морякам-черноморцам!

Графская пристань была построена в честь прибытия в “достойный город” императрицы Екатерины. Но сейчас на ней установлены всего лишь две таблички. Одна — в память о геройски погибшем в 1941 году, во время обороны Севастополя, крейсере “Червона Украина”. Другая свидетельствует о том, что с этого места в 1921 году уходили последние корабли с белой эмиграцией.

— Севастополь — единственный город в Европе, где мэра не выбирают жители (главу администрации назначает лично президент. — Е.П.) и каждый председатель старается как можно ярче выслужиться перед Киевом. Они готовы ставить любые памятники — ВМС Украины, депортированным татарам, которых тогда вообще не было в Севастополе, — лишь бы оправдать оказанное доверие, — продолжает Александр Данилов.

В ожидании автобуса на остановке баба Маша выдала мне правду-матку, как будто специально меня ждала.

— Дочка, ну какие же мы, русские, все-таки малахольные! Сколько ж мы еще все это глотать будем?! — негодовала старожил Севастополя. — Вон они на Западной Украине что захотят, то и выделывают, бандеровцев величают. А мы сидим и сопли жуем, не можем свой родной город защитить. Да что без Черноморского флота Севастополь-то делать будет? Они же связаны — не разрубить. Да и Россия что-то не спешит помогать. Может, мы ей уже и не нужны?..

Севастопольские бабушки — особая когорта местного населения. Такую “артиллерию” нельзя списывать со счетов. Вспомнилось, как во время президентской кампании 2004 года перед 3-м туром голосования в Севастополь приехала так называемая “оранжевая автоколонна дружбы”, увешанная символикой ющенковской “Нашей Украины”. Понятно, какими лозунгами севастопольцы встретили представителей “оранжевого” лагеря… Однако один эпизод обескуражил даже прыткую молодежь. Бабулька, вооружившись деревянной дубиной, что есть силы била по лобовому стеклу одной из машин, участвовавших в автопробеге. Пассажиров несчастного авто как ветром сдуло... Те кадры тогда облетели весь мир.

Флотские утехи Украины

Главный противник базирования Черноморского флота России в городе русской славы Севастополе — министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко. Он то и дело высказывается в том духе, что ЧФ надо выдворить из Крыма еще до 2017 года (таков срок пребывания по Большому договору между Россией и Украиной).

Сейчас МИД Украины настаивает на инвентаризации всех объектов ЧФ. Мол, хотим знать, как используете арендованные объекты. Однако под полной инвентаризацией украинский МИД понимает вовсе не простую ревизию объектов ЧФ. Проще говоря, собираются переписать даже собственное имущество флота, которое находится на территории этих объектов. А в 2017 году, судя по всему, еще и потребуют оставить Украине достояние ЧФ, приобретенное не российские деньги. Интересная получается инвентаризация — просто ноу-хау украинских властей. Естественно, что МИД РФ такое развитие событий отнюдь не устраивает. Между тем подопечные украинского МИД — молодые националисты из организации “Студенческое братство” — только в этом году уже несколько раз покушались на объекты ЧФ: станцию “Марс-75” в Геническе, Херсонесский маяк и даже на здание Гидрографии ЧФ недалеко от штаба флота.

Тем временем своеобразная “инвентаризация” земель, арендуемых флотом, уже идет полным ходом. В Севастополе, к примеру, существует четкая схема отъема земли у ЧФ. К председателю администрации приходит предприниматель с заявлением, что он хочет арендовать определенный участок земли. В свою очередь, глава администрации ставит свою резолюцию, что не может дать землю, так как она арендуется Черноморским флотом. С этой бумагой предприниматель идет в хозяйственный суд, и суд принимает решение в пользу истца. Дальше все просто: коммерческая структура занимает участок, который находится в аренде у ЧФ, и использует его под свои нужды. Таким образом в Крыму у Черноморского флота отобрали уже порядка 600 гектаров земли: в поселке Флотское Балаклавского района Севастополя, в Феодосии, в ялтинском районе Массандра, в поселке Кача, что на северной стороне Севастополя, и т.д.

Особенно остра проблема с землей ЧФ в Севастополе. Решения городского совета полностью игнорируются: локальная война между исполнительной властью города и горсоветом идет уже давно, чиновники теперь общаются только через прессу. О беспределе рассказал мне депутат Геннадий Басов:

— Нынешний председатель Севастопольской горгосадминистрации Сергей Куницын — непосредственно человек главы секретариата Ющенко Виктора Балоги. Неудивительно, что он пользуется здесь тотальными полномочиями. Он хорошо делится с Киевом. Сегодня администрация Куницына с помощью судов забирает у ЧФ земли, прописанные в международных соглашениях. На которые у флота есть выданный Украиной государственный акт (документ, подтверждающий право пользования землей. — Е.П.). Причем поверьте: места выбираются не случайно. Это очень ликвидные участки, привлекательные в инвестиционном плане.

По словам депутата горсовета Севастополя Геннадия Басова, у ЧФ отхапали землю в самом центре города — на Матросском бульваре, совсем недалеко от штаба флота. Там заветные гектары как-то хитро признали собственностью Военно-морских сил Украины и по суду забрали, хотя они прописаны в международных соглашениях. Севастопольцы говорят, что теперь в исторической части города — на Матросском бульваре — вырастет гостиница.

— Можно прямо сказать, что Украина ставит под сомнение существование Большого договора, так как не выполняет его условия. Причем Российскую Федерацию будто не волнует, что происходит с тем, за что она платит деньги. Большие деньги — 98 млн. долларов в год. Получается, россияне платят за то, что на арендуемых ими гектарах украинские коммерческие структуры организуют свой бизнес. Это нелепо! — недоумевает депутат.

Еще один случай отъема земли у Черноморского флота — в районе Константиновского равелина, что на северной стороне Севастополя, в окрестностях поселка Радиогорка. По решению суда земля передана ООО “Михайловский равелин”. А между прочим, на этом участке находятся два жилых дома, где проживают офицерские семьи.

Крымские татары боятся только морпехов

Черноморский флот, оказывается, мешает не только украинским националистам, но и крымско-татарскому непризнанному меджлису. Его руководитель Мустафа Джемилев на прошлой неделе заявил буквально следующее: “Думаю, что теперь Украина должна проводить четкую политику по защите своей территории. И в первую очередь надо рассмотреть вопрос о выводе Черноморского флота из Крыма. Страна, которая проводит в отношении Украины такую политику, не может размещать свои базы на ее территории”.

Как рассказал нам осведомленный источник, татары уже готовы с оружием в руках отстаивать крымско-татарскую автономию. Сейчас на полуострове есть лагеря, где боевики проходят спецподготовку.

— К счастью, эти экстремисты не имеют такого серьезного вооружения, как БТРы, ракеты. Если брать исламские войны, они все близки к партизанскому уровню ведения войны. Таковы примеры Чечни и Косова. И так как экстремисты рассчитывают в основном на горные районы Крыма для боевых действий, то морская пехота и вертолеты — самые невыгодные для них подразделения. Других видов вооружения они не боятся — не будут же по мирному населению запускать ракеты, а танки в горах фактически недееспособны, — объясняет лидер крымских коммунистов Леонид Грач, бывший премьер-министр автономной  республики Крым.

* * *


Сегодня на Черноморском флоте России служат около 15 тысяч военных, а гражданских людей, работающих на флотских объектах, насчитывается примерно 28 тысяч. ЧФ — это примерно 20% бюджета Севастополя. Что будет с самим городом и с людьми, которые трудятся на южном форпосте России, если после 2017 года Черноморский флот вынужден будет уйти, пока трудно даже представить.
Севастополь—Москва.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру