Мы уходим с востока

20 лет назад, 15 мая 1988 года, начался первый этап вывода советских войск из Афганистана

По сравнению с 15 февраля уже следующего года, когда закончилась война, эта дата осталась как бы незамеченной. Хотя именно тогда была проведена генеральная репетиция операции по выводу всего Ограниченного контингента (“всего-то” сто тысяч человек!). Как и на завершающем этапе, операцию возглавлял командующий 40-й армией генерал Борис Громов, выполнив самую главную задачу: сберечь солдатские жизни. Сегодня губернатор Московской области Борис Громов вспоминает про подвиг своих однополчан.

— Борис Всеволодович, какое значение имела для нашей страны война в Афганистане?

— Я уже не однажды высказывал свое мнение на этот счет. Считал и считаю: эта война стала огромной и во многом непоправимой политической ошибкой тогдашнего руководства Советского Союза. Вместе с тем наши военнослужащие на земле Афганистана проявили свои лучшие качества — мужество, высочайший профессионализм, благородство.

Подчеркну еще один немаловажный аспект: собственно боевые действия в общем объеме задач, выполняемых Ограниченным контингентом советских войск в Афганистане, составляли не более сорока процентов. Все остальное — это миротворческая, гуманитарная миссии. Именно поэтому до сих пор афганцы с ностальгией вспоминают наших солдат и офицеров, а когда кто-то из наших приезжает в нынешний Афганистан, он слышит абсолютно искренние слова: “Ташакор, шурави!” (“Спасибо, русский!”).

— Так сложилось: в нашей стране очень громко отмечается день окончания вывода и совсем редко упоминается о самом выводе. В эти дни как раз исполняется 20 лет с того дня, как контингент советских войск начал возвращение по обширной фронтовой территории Афганистана на родину. Что было самым трудным на этом пути?

— Мы понимали: так просто нам уйти не дадут. И знали: есть определенные силы, которые во что бы то ни стало попытаются нам отомстить. Надо было спланировать все так, чтобы свести к минимуму осуществление этих замыслов, которые могли бы привести к новым жертвам. Я поставил командирам всех уровней главную цель: мы должны выйти с наименьшими потерями. Задача номер один на всем нашем пути — сохранение солдатских жизней. Не техника, не цистерны с горючкой, не склады и прочее железо, а именно жизнь солдата была для нас превыше всего.

Когда у меня спрашивают, что самое трудное было за время вывода и каков его важнейший итог, я как на духу говорю: мы вышли с минимальными потерями. С самыми минимальными. В этом отношении моя совесть чиста, и этот результат, возможно, самая большая победа в моей военной биографии.

— Часто ли оживает в вашей памяти то время?

— Я был в афганском пекле три раза — в общей сложности пять с половиной лет. Был под бомбежками, под обстрелами, спал в обнимку с автоматом. Можно ли такое забыть?..

У замечательной поэтессы Юлии Друниной, прошедшей дорогами Великой Отечественной, есть такие поразительно точные строки:

Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Вслед за ней я бы сказал: кто уверяет, что он забыл войну, как только снял шинель, — значит, этот человек был далеко в стороне от войны.

— Какие льготы получают подмосковные ветераны-“афганцы” и семьи погибших на этой войне? Какая у них пенсия, получают ли они пособия от губернатора?

— Я бы ответил не только по воинам-“афганцам”, но и посмотрел бы на этот вопрос шире. На территории Московской области проживают сейчас свыше 44 тысяч ветеранов боевых действий. Имеются в виду все конфликты и локальные войны, в которых участвовали наши граждане в прошлые годы. Наряду с мерами социальной поддержки на федеральном уровне им установлены льготы за счет средств из бюджета области. Этих мер очень много. Одна из самых главных касается транспортного обслуживания. Все ветераны и члены семей погибших имеют право бесплатного проезда на пассажирском транспорте. Причем как на территории Подмосковья, так и в Москве. Они платят также только половину стоимости проезда на внутреннем водном транспорте пригородного сообщения.

Кроме того, областное правительство осуществляет непрерывную социальную поддержку наших ветеранов, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Мы приняли специальный закон, на основе которого этим людям предоставляются ежемесячные компенсационные выплаты. С 1 февраля нынешнего года эти выплаты мы в очередной раз существенно повысили. Например, для участников боевых действий в Афганистане, Чечне, Дагестане, ставших инвалидами вследствие ранений или увечий, выплаты из областного бюджета возросли с 3,5 до 4 тысяч рублей. Каждый член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, теперь получает не 6, а 7 тысяч рублей. До 8 тысяч повысился размер выплат членам семей военнослужащих, сотрудников внутренних органов, погибших в Афганистане или при участии в боевых действиях в мирное время. Такие же суммы мы выплачиваем за погибших при аварии АПК “Курск”, вдовам военных, погибших на территории Таджикистана, в авиакатастрофе в небе Вьетнама и т.д.

— Вас неоднократно приглашали побывать в Афганистане. Когда примете такое приглашение?

— Я сторонник развития экономических связей между нашими странами, между Афганистаном и Московской областью. Подмосковье регулярно направляет туда гуманитарные грузы. Кто знает, может, со временем и я смогу там побывать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру