Идем на восток

Но Запад для России важен еще больше

Дмитрий Медведев начинает свой первый — в качестве вступившего в должность Президента России — зарубежный вояж. Первыми странами, куда отправляется новый российский лидер, стали Казахстан и Китай. Ясно, что выбор неслучаен, но насколько знаковым он является?

В мировой практике часто можно услышать, что не стоит придавать особого значения тому, куда новый лидер наносит свой первый визит — это зависит прежде всего от календаря запланированных мероприятий и возможности организации поездки. Вероятно, доля истины в этом есть. И тем не менее.

Уроки французского

Интересно вспомнить, куда направляли свои стопы предшественники Дмитрия Медведева. И Ельцин, и Путин выбрали для себя западное направление.

Свою первую загранпоездку в качестве председателя Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин совершил в апреле 1991 года — во Францию. Визит носил не официальный, а частный характер — по приглашению неправительственной организации “Международный политический форум”. Что не помешало Ельцину заявить, что смысл его поездки в том, чтобы способствовать “возвращению России в Европу, неотъемлемой частью которой она была на протяжении веков”. В Европе, все еще зачарованной перестройкой, приезд горбачевского оппонента бури восторга явно не вызвал.

С большим трудом Ельцину удалось буквально напроситься на аудиенцию к президенту Франции Миттерану. Но встреча ограничилась лишь рукопожатием — по контрасту с приемом, оказанным французским президентом председателю союзного Верховного Совета Лукьянову (с ним Миттеран разговаривал беспрецедентно долго — два часа). Зато ради встречи в Елисейском дворце Ельцин отменил несколько запланированных встреч, что вызвало по меньшей мере недоумение у тех, кто к этим встречам готовился.

Французский урок был учтен, когда Ельцин отправился в первый официальный визит — в Чехословакию. Итогом поездки стал прецедент: впервые были установлены межгосударственные отношения между республикой, входящей в состав СССР, и иностранным государством. В каком-то смысле поездка имела знаковый характер — из-за встреч Ельцина с бывшими диссидентами, сумевшими подняться на вершину государственной власти, — Александром Дубчеком и Вацлавом Гавелом. И Ельцину удалось загладить просчеты своего французского визита, что было немаловажно ввиду приближавшихся президентских выборов.

Окно в Европу

В апреле 2000 года избранный президент Путин, не дожидаясь даже инаугурации, отправился в свое первое зарубежное турне по маршруту: Белоруссия—Великобритания—Украина. ВВП тогда заявил, что ничего случайного в выборе маршрута нет. С Белоруссией надо было подчеркнуть “особые отношения”. Поездка Путина в Киев и Севастополь тоже воспринималась знаковой — Украина позиционировалась как один из важнейших стратегических партнеров России. В Лондон российского лидера пригласил Тони Блэр. В то время политологи надеялись на перспективу “новых стратегических отношений”, вспоминали знаменитую горбачевскую поездку в Соединенное Королевство и вошедшую в анналы встречу его с Маргарет Тэтчер. Говорили о том, что поездкой в Британию Путин прорубает “окно в Европу”.

Интересно, что ни на одном из этих направлений российская дипломатия не достигла, мягко говоря, никаких успехов. А отношения между Москвой и Лондоном дошли чуть ли не до разрыва.

Да, азиаты мы

В отличие от своих предшественников Медведев выбрал для визита азиатское направление. И выбор этот вряд ли случаен.

— Выбор маршрута задуман, вероятно, чтобы подчеркнуть важность азиатской составляющей во внешней политике нового президента, — считает эксперт из Международного института стратегических исследований (Лондон) Оксана АНТОНЕНКО. — Одновременно выбраны наименее проблемные страны, с которыми у России сложились давние стратегические отношения. В период президентства Медведева российско-китайские отношения будут дальше укрепляться. Хотя не все в двусторонних отношениях России и Китая так просто, как это кажется на первый взгляд. Остается много нерешенных проблем — таких, как экспорт российского газа, проблемы китайской миграции (реальной и преувеличенной) и изменения торгового баланса в сторону более высокотехнологичных отраслей.

Новые противоречия возникают и в Центральноазиатском регионе. Строительство газопровода Туркменистан — Китай может (при условии сохранения прежнего уровня добычи) уже в ближайшее время сократить поставки туркменского газа в Россию, что очень беспокоит “Газпром”, который именно в силу новой конкуренции со стороны Китая был вынужден поднять закупочные цены на туркменский газ. Китай все увереннее выстраивает двусторонние отношения со своими центральноазиатскими партнерами, часто опережая Россию и по масштабам, и по эффективности экономических вложений в их экономику. Растут опасения, насколько долго при росте своего влияния в регионе Китай будет готов постоянно искать компромисс с Россией в рамках ШОС, или он уже сейчас готов сделать больший упор на развитие двусторонних связей, что значительно укрепит его позиции в регионе, во многом за счет ослабления там российского влияния.

Независимо от Китая с приходом нового Президента России это влияние может быть ослаблено опасениями со стороны некоторых центральноазиатских режимов, которые пошли на изменение конституций ради сохранения фактически пожизненного правления их лидеров. Смена власти в России без изменения Конституции может быть воспринята как косвенная угроза их легитимности.

С Казахстаном новому президенту будет легче выстраивать отношения, чем с другими странами Средней Азии.

У Казахстана и России много совместных экономических интересов. Казахстан — бесспорный региональный лидер в Центральной Азии и по темпам развития экономики, и по масштабу экономических преобразований, которые во многом дают фору и России. Казахстану удалось реально выстроить успешную многовекторную внешнюю политику. Он поддерживает тесные связи как с Россией, так и с Китаем, Европой, США и странами Азии. Казахстан один из крупнейших инвесторов во многих странах СНГ. Он член ОДКБ, его представитель является генсеком ШОС, при этом у него самое тесное сотрудничество с НАТО, ЕС, и в 2010 году он будет первой страной СНГ, которой доверили председательствовать в ОБСЕ. России есть чему поучиться у Казахстана во внешней политике, не только с точки зрения стратегии, но и кадровой политики на этом направлении.

Хотя первый визит Медведева состоится в Азию, наиболее сложные проблемы, которые ему предстоит решать, связаны в первую очередь с Западом. Именно на этом направлении надо будет находить сложные компромиссы и преодолевать наметившиеся конфликты интересов. Тактически укрепление отношений с азиатскими соседями может прибавить России очки для разговора с Западом. Но при всей его важности азиатское направление в российской внешней политике еще долго не станет доминирующим.

— Медведев, как и его предшественник, проводит многовекторную внешнюю политику, — комментирует маршрут первого заграничного турне президента зам. гендиректора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН. — Его первые зарубежные визиты надо рассматривать в совокупности с другими визитами. Выбор Казахстана демонстрирует внимание к странам СНГ, из которых Казахстан — самый комфортный для России партнер. Вряд ли в ходе этого визита будут какие-нибудь неожиданности. Тем более что Казахстан — страна, которая сама проводит многовекторную политику, развивающая отношения и с Китаем, и с Западом.

Если бы президент Медведев поехал первым делом в Белоруссию, это наверняка вызвало бы критику в западных СМИ, тем более что в отношениях между Россией и Белоруссией немало проблемных мест, например, в части функционирования Союзного государства. Если бы на Украину, то там тоже сложная ситуация для России. Поэтому выбран именно такой предсказуемый, стабильный партнер России в СНГ. Китай же выбран как один из основных центров мировой политики. Но надо иметь в виду, что потом будут поездки в Германию, являющуюся, пожалуй, нашим самым ближайшим партнером в Европе. И будет саммит “Большой восьмерки”, в рамках которого состоится встреча с президентом США, а также широко анонсируемая встреча с премьер-министром Великобритании. Все эти акции в совокупности и создают образ многовекторной политики России, каковой она, в сущности, и является.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Куда наносили первые визиты зарубежные лидеры?

Гордон БРАУН, премьер-министр Великобритании, — в июле 2007 г. нанес визит в Германию.

Николя САРКОЗИ, президент Франции, — в мае 2007 г. нанес визит в Германию.

Ангела МЕРКЕЛЬ, канцлер Германии, — в ноябре 2005 г. нанесла визит во Францию.

Джордж БУШ, президент США, — в феврале 2001 нанес визит в Мексику.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру