Репетиция начала времен

Москвичей ждет настоящий хит от Алексея Рыбникова

Вчера в Колонном зале открылся III Фестиваль симфонических оркестров мира. Немцы (Bamberger Symphoniker) давали Вторую симфонию Брамса, об этом еще поговорим, пока же — о главном сюрпризе, что ждет москвичей 12 июня: премьере Шестой симфонии Рыбникова, написанной за полгода специально для фестиваля. “МК” удалось побывать на репетиции этого шедевра не шедевра, но хита как минимум. Итак, 7 вечера, госфильмофондовский пансионат в Белых Столбах, что по Каширке…

Два “сюрприза” в одном: во-первых, в кои-то веки заказали крупную симфоническую форму ныне живущему автору. Почему Рыбников? Алексей Львович позиционирует себя как приверженец классической школы русского симфонизма, называя среди “главных учителей” Чайковского и Шостаковича. Музыка его мелодична, удобоварима для слуха, лишена этакого явного ухода “в авангардизм”, запоминаема-напеваема, сразу же появляется желание еще и еще раз переслушать какой-то фрагмент. Поэтому для заказа часовой проклассической вещи долго выбирать композитора не пришлось. Интересно другое — если это станет своеобразным форматом фестиваля, кому закажут симфонию в следующий раз?

Второй сюрприз — необычный объединенный оркестр. Кому-то мысль эта — собрать в одну кучу разных музыкантов со всей страны (29 городов) ради одного концерта — теоретически покажется спорной, но столкнитесь вживую с этими ребятами (в основном молодежью): выкладываются выше своих возможностей, фанатично горят музыкой. И это круто. День и ночь с ними Рыбников нянчится, второй дирижер (ассистент Гергиева по Мариинке) Михаил Татарников ни на шаг не отходит; их — в этом киношном монастыре — буквально посвящают в музыкальную религию. Подхожу к симпатичной виолончелистке, зовут Ирина Кунга, из Краснодара.

— Какое впечатление от симфонии Рыбникова?

— Это четырехчастная симфония ми минор, без названия, не менее 40 минут по времени. Очень разнообразная, красивые темы; технически — да, есть места сложные, идут частые смены размера, то есть ты элементарно сидишь и считаешь, зато постоянно находишься в музыке. Понимаете, если произведение самим музыкантам нравится — это залог того, что все будет хорошо.

 
…Но вот в легкий акустический ангар Госфильмофонда входит и сам Рыбников:

— Шестая писалась несколько месяцев и… всю жизнь. Основная тема — духовные основы жизни человека, столкновение Света и Тьмы. Говоря о стиле — у меня достаточно прямая линия преемственности. Учитель с большой буквы — Чайковский. Потом — Прокофьев, Шостакович. Русский симфонизм наиболее дорог; я всегда мечтал как-то продолжить, развить эту линию. Если это получится — цель моей жизни будет достигнута.

Дирижер Татарников начинает “предгергиевскую репетицию” — сначала тревожно-рваная первая часть, потом — совершенно шоковая вторая: оркестр заходится в “болерошной” динамике, ударник держит ритм, все большее число музыкантов подключается к струнным в этой гонке, кульминация. Затем — волшебная третья… Но вот восемь вечера, в “Домодедово” приземлился частный самолет, Гергиев в считанные минуты долетает до Госфильмофонда, где на 21.00 запланирована репетиция… Хлынул ливень, все высыпали встречать маэстро. Когда эскорт из машины ГАИ, трех “Мерседесов” и микроавтобуса рулил к подъезду, на какой-то миг почудилось, что к нам пожаловал сам Дмитрий Анатольевич.

Несколько слов для журналистов — и тут же за пульт. Времени в обрез. Оркестр (ничуть не умаляя работу Татарникова) как переродился, пошел “единый звук”; вот Гергиев останавливает — меняет рассадку скрипок, просит сесть поближе, а трубам советует: “Вы, когда играете, представьте, будто в гору идете, видите вершину и идете к ней, это вам и на будущее пригодится…”, “не докладывайте, а добирайте”… Рыбников лишь стоит зачарованно, слушает. Так что 12-го ждет вас настоящий подарок.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру