Черный Барак и Белый дом

Пока афроамериканцы становились президентами США только в кино

Можно что угодно говорить об американской демократии, но кто мог ожидать, что за президентскую номинацию от одной из двух основных политических партий США будут бороться негр и женщина?! (И то и другое — впервые.) И что победит негр?! Одно лишь это — убедительное свидетельство глубинных перемен в американском обществе, которые нельзя объяснить исключительно недовольством страны восьмилетним правлением Джорджа Буша. Во вторник, 3 июня, Обама вырвал победу из рук Хиллари, и теперь именно он будет сражаться с республиканцем Джоном Маккейном за Белый дом в ноябре этого года.

Говоря о выборах в США, мы обычно прибегаем к формуле — “выборы без выбора”.  Небольшая толика истины в ней заключалась лишь в том, что и демократы, и республиканцы на президентских выборах и на выборах в конгресс сдвигались к центру в тактических соображениях, чтобы потрафить большинству избирателей, не оттолкнуть их радикализмом.

Сегодня нет даже этого тактического сдвига к центру. Позиции обеих партий абсолютно противоположны друг другу во всех областях политики. Как образно выразился обозреватель телеканала Эн-би-си Тим Рассерт, “это не А+ и А-, а А и Б”. Так выглядят сегодня арифметика и алфавит демократии в Штатах.

Итак, состоялись последние праймериз в штатах Монтана и Южная Дакота. Но основные события развертывались не там, и борьба на финише велась не избирательными бюллетенями, а… телефонами. Обама, Клинтон и сотрудники их избирательных команд обзванивали суперделегатов, пытаясь склонить их на свою сторону. Задача обамовцев была куда легче. По данным телеканала Эн-би-си, их боссу недоставало до заветного числа всего 30,5 голоса, в то время как Хиллари необходимо было наскрести 198 голосов.

Лагерь Обамы приурочил ко вторнику поддержку восьми суперделегатов — членов сената и палаты представителей во главе с сенатором Томом Хэркином. Не менее важную поддержку Обама получил от конгрессмена Джеймса Клейбарна — демократа №3 на Капитолии и самого высокопоставленного негра в конгрессе. Он призвал последовать его примеру и других. Как писала “Нью-Йорк таймс”, “во вторник с утра суперделегаты стали подчиняться партийной линии”.

В телефонных звонках суперделегатам люди Хиллари молили их, чтобы они хотя бы повременили до среды с провозглашением победы Обамы “в знак уважения к Клинтон”. Сам Обама сделал такое многозначительное заявление: “Когда осядет пыль, поднятая праймериз, я буду готов встретиться с Хиллари в любом месте и в любое время, которые она сама назначит”.

Ожесточенная полемика Обамы с Клинтон к финишу праймериз сменилась основанием общества взаимного восхищения. Обама осыпает Хиллари комплиментами. Он, например, говорил: “Сенатор Клинтон провела великолепную предвыборную кампанию. Она прекрасный слуга народа. В ноябре Хиллари и я будем вместе сражаться против Маккейна”. Обама строго-настрого приказал своим сторонникам не допускать никаких выпадов против Клинтон. Цель этих шагов очевидна: задобрить Клинтон, уврачевать раны, нанесенные друг другу в ходе праймериз, и сплотить демократов в единый фронт.

В полдень 3 июня из Нью-Йорка пришла сенсационная новость. Хиллари Клинтон заявила, что согласна на пост вице-президента, если он будет предложен ей Обамой. Эта новость еще больше подхлестнула неопределившихся суперделегатов, которые стали группами перебегать в лагерь Обамы. Но главным итогом исторического вторника 3 июня стало то, что негр Барак Обама пересек финиш. В момент написания этих строк у него голоса 2156 делегатов, то есть на 38 больше, чем необходимо. С этого момента он получил новый титул — предполагаемый кандидат в президенты от демократической партии. Такой же титул от республиканской партии имеет Джон Маккейн…

gal-4-1.jpg

По данным опроса общественного мнения, проводившегося исследовательской службой Гэллапа, и Клинтон, и Обама шли буквально ноздря в ноздрю с республиканцем Маккейном. Однако разрыв между Хиллари Клинтон и Джоном Маккейном, по последним опросам, составляет 2%, тогда как между Бараком Обамой и Маккейном разрыв сократился до нуля (предпоследние данные зафиксировали преимущество Обамы на 1%).

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис—Сейнт-Пол.

 

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

• “Может ли консервативная политэлита воспрепятствовать приходу Обамы во власть?” — задал “МК” вопрос завотделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александру ПИКАЕВУ:

— Я думаю, консерваторы США вполне готовы к тому, чтобы иметь темнокожего президента. Тем более что Обама, как мы помним, не выходец из афроамериканской среды, с которой у определенной части американской политической элиты исторически сложились напряженные отношения. Его отец — кениец. А это совершенно другая ситуация. Более того, Барак не воспитывался им, а вырос как обычный ребенок из американской семьи среднего достатка.

Лучшим вариантом для Обамы было бы пригласить Клинтон к сотрудничеству в качестве вице-президента. Таким образом он не растеряет голоса демократов, которые не хотят по определенным причинам голосовать за него. А это — большая часть испаноговорящего населения Америки, так называемые “синие воротнички” США и представители традиционной еврейской общины.

• “Не получается ли так, что, открыв дорогу Обаме, демократы тем самым обеспечивают победу республиканца Маккейна?” — с этим вопросом мы обратились к замдиректора Института США и Канады РАН Виктору КРЕМЕНЮКУ:

— В схватке с Маккейном Обама вполне может проиграть. Убедительная часть демократического электората действительно поддержала Обаму, но сколько этот электорат составляет от общего числа американских избирателей? А многие американцы — в силу расовых ли соображений, в силу незрелости Обамы (действительно, ведь фактически еще мальчишка!) — не готовы голосовать за него. 

А Маккейн идет достаточно твердо, у него сильные позиции. И не исключено, что республиканцы получают шансы вновь взять Белый дом. Если Обаме и Клинтон удастся объединиться — эта тема начала обсуждаться, — то они смогут объединить не только ресурсы, но и поддержку избирателей, и тогда у них появится возможность победить республиканцев.

• Алексей МАКАРКИН, зам. гендиректора Центра политических технологий:

— Я думаю, Маккейна Обаме победить будет сложно. Неопределившийся избиратель… с одной стороны, он политкорректен. На опросах он говорит: разумеется, готов голосовать за Обаму. Не вполне прилично сказать социологу, что ты против того, чтобы афроамериканец был президентом: могут в расизме заподозрить. Но когда человек остается один на один с бюллетенем, может проснуться стереотип…

— Ходят слухи, что Обама может повторить судьбу Кеннеди. С чем вы это связываете?

— Это связано с аналогиями, причем не столько с Джоном Кеннеди, сколько с его братом Робертом, который был самым вероятным претендентом в кандидаты от демократов и погиб во время праймериз. Напрашиваются аналогии — молодой, яркий, оратор, сторонник обновления, неожиданная фигура. И конечно, американцы опасаются того, что аналогия может быть доведена до конца, — в США очень много психопатов.

Но стоит помнить, что за время, прошедшее после 60-х годов и после покушения на президента Рейгана в 81-м году, охрана и служба безопасности ушли далеко вперед. 

 

КИНО ПО-ЧЕРНОМУ

• Следуя требованиям политкорректности, работники американской “фабрики грез” несколько раз опередили события и поставили на роли президента Соединенных Штатов чернокожих актеров. Очень хорошо они смотрятся в фантастических фильмах-катастрофах.  

gal-4-2.jpg

Значительный Морган Фримен выглядит весьма харизматично в роли президента Тома Бека перед лицом надвигающейся на нашу планеты катастрофы (“Столкновение с бездной”).

В “Пятом элементе” Люка Бессона появился в небольшой роли президента Линдберга артист Том Листер-младший. Не исключено, что в качестве черного президента Америки появится на экранах актер Дэнни Гловер, ведущий переговоры о съемках в фильме-катастрофе “2012” Роланда Эммериха.

Засветились президенты-негры и в фантастических (фантастических — потому что в жизни так пока не бывало) комедиях. Например, в фильме “Глава государства”, где в разгар предвыборной кампании срочно демократам понадобился кандидат в президенты (взамен умершего). Выбор пал на члена городского совета Вашингтона Мейса Джиллиама (его сыграл Крис Рок). Рекламный плакат фильма изображает черного президента США под надписью: “Единственная белая вещь — это дом” (естественно, имеется в виду Белый дом).

А Крис Такер для съемок в комедийном фильме “Мистер президент” (на экраны пока не выходил) даже специально общался с Биллом Клинтоном, чтобы войти в президентскую роль, а также с известными афроамериканскими политиками Эндрю Янгом и Джесси Джексоном посетил Белый дом.

 

БЫЛИ ЛИ У ОБАМЫ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ?

• Пока темнокожие президенты США встречаются главным образом в кино В реальности же Барак Обама — пока первый афроамериканец, которому удалось так далеко вырваться в президентской гонке.

gal-4-3.jpg

Но у него были свои предшественники. Первым черным американцем, принимавшим участие в президентской кампании, принято считать коммуниста Джеймса Форда. Его кандидатуру американская компартия трижды выдвигала в качестве вице-президента в 1932, 1936 и 1940 гг. Надо ли говорить, что никакими успехами ни Форду, ни его товарищам по партии на этом поприще похвастаться не удалось.

Не смог похвастаться ничем и Элридж Кливер, член негритянской партии “Черные пантеры”. Его выдвинули кандидатом в президенты-1968 от маленькой левой Партии мира и свободы, базирующейся в основном в Калифорнии. Но в том же году Кливер был ранен в столкновениях между “пантерами” и полицейскими и вынужден был бежать (его обвиняли в попытке убийства) в Алжир. В том же 1968 году попытался номинироваться от демократической партии темнокожий Чаннинг Филлипс, набравший на национальном съезде лишь 68 голосов.

В 1972 году от демократической партии пытались пробиться в кандидаты в президенты два чернокожих — пастор Уолтер Фонтрой и первая женщина-афроамериканка Ширли Чисхолм. Чисхолм удалось выиграть первичные выборы в трех штатах (Нью-Джерси, Луизиане и Миссисипи) и собрать голоса 152 делегатов.

Не ошибемся, если самым удачливым из неудавшихся темнокожих кандидатов в президенты Америки назовем преподобного Джесса Джексона, пытавшегося номинироваться от Демократической партии в 1984 и 1988 годах. В 1984-м на первичных выборах Джексон, выиграв 5 праймериз, умудрился занять третье место после Гэри Харта и Уолтера Мондейла. На следующих  праймериз Джексон выиграл 11 первичных выборов, оказавшись среди демократов на втором месте (29,13%) после Майкла Дукакиса (42,47%), но зато опередив такого зубра, как Ал Гор (13,67%).

Из темнокожих политиков, заявлявших свои президентские амбиции от республиканского лагеря, на память приходит лишь Алан Ли Кейс, который тщетно пытался добиться успеха во время кампаний-1996, 2000 и нынешнего года. Похоже, что лучший свой результат — 20% на праймериз в штате Юта — он так и не сумел перешагнуть.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру