Овчаров посадил свой “Сад”

Известный режиссер доказал, что Чехов писал комедии

Не снимавший кино целых семь лет Сергей Овчаров (“Барабаниада”, “Сказ про Федота-стрельца”) представил новый фильм — экранизацию одной из самых известных пьес Чехова “Вишневый сад”. Премьера фильма прошла в рамках 30-го Московского международного кинофестиваля; сам же фильм, как известно, входит в основной конкурс ММКФ.

“Вишневый сад” все режиссеры изначально ставили как драму, что, как известно, сердило автора, написавшего, как он считал, комедию.

— “Я написал водевиль, почти фарс, не надо делать из меня плакальщицу”, — процитировал Овчаров Чехова в беседе с репортером “МК”. — В этой пьесе проявился весь поэтический, магический реализм Чехова. Это произведение в принципе невозможно экранизировать, потому что это новый вид искусства. Стрелка зашкаливает, непонятно, что автор за существо. Пришелец, наверное. Мы попытались снять фильм не о недотепах, как называет окружающих Фирс из “Вишневого сада”, а о светлом времени, канувшем безвозвратно, с его абсолютным романтизмом существования.

Режиссер с его эксцентричным подходом к любому материалу, будь то русский фольклор (“Небывальщина”), рассказ Лескова (“Левша”) или повесть Салтыкова-Щедрина (“Оно”), сделал из чеховской пьесы гремучий жанрово-стилевой сплав. При этом то ли в шутку, то ли всерьез утверждая, что снимал про Россию, которую мы потеряли. Скучать над хрестоматийным текстом, обретшим буйную кинематографическую форму, не приходится. Уже не “Вишневый...”, а просто “Сад” Овчарова может кого-то раздражать порой излишне педалированной актерской игрой с назойливо повторяющимися приемами. У кого-то он, возможно, вызовет досаду и, как ни парадоксально, восторг своей изощренной декоративностью. А авторы как бы говорят: “Да, это комедия, водевиль, фарс, черт нас всех подери!”

Кстати, на премьере присутствовали два человека, сыгравшие в разное время в классических сценических версиях “Вишневого сада”, — исполнитель роли Лопахина в постановке “Современника” Сергей Гармаш и Вера Васильева, сыгравшая Раневскую в знаменитом спектакле Театра сатиры. Сергей Леонидович покинул зрительный зал ровно на середине фильма. Васильева досидела до конца и поделилась впечатлениями с “МК”:

— Это смелое и временами дерзкое прочтение Чехова тем и интересно, что, строго следуя букве первоисточника, делает классическую пьесу новой и необычной. И, несмотря ни на какие режиссерские трактовки, Раневская остается Раневской, Чехов — Чеховым, а русская боль — русской болью.

“Сад” Овчарова мчится со скоростью курьерского поезда, резко притормаживая ближе к финалу. И начинаешь задаваться вопросом: жертва ли помещица Раневская (Анна Астраханцева-Вартанян) или она очаровательный ненасытный монстр, тянущий соки из всех, кто ее окружает? Жалок или страшен вечный студент Петя (Андрей Феськов) с его трогательной беззащитностью и харизмой революционного вожака? А вокруг героев с их любовями, бесконечными слезами и непробиваемой глупостью тихо стоит вишневый сад, почти зловещий в своей неестественной красоте. Срубить его, уничтожить старинный дом, распродать землю — вот выход для героев фильма. Знакомо, не правда ли?

Сам сад и усадьба Раневских для съемок фильма были выстроены в самом большом павильоне “Ленфильма”. Отсутствие натуры в фильме его композитор и по совместительству продюсер Андрей Сигле объяснил “МК” следующим образом:

— В России просто не осталось подходящих усадебных интерьеров, окруженных вишневыми садами. И потом, вишня цветет всего восемь дней. А мы снимали гораздо дольше. Сергей Овчаров работал с актерами по театральному принципу. Долго репетировал до начала съемок, разбирал каждый жест, каждый взгляд, каждое движение. В картине много крупных планов, и малейшая фальшь была недопустима. Актеры просто растворялись в этой работе, купались в блаженстве. Все они представляют серьезную санкт-петербургскую театральную школу, и такая подробная работа над ролью им в радость. Мы с Овчаровым скрупулезно работали с перепиской Чехова времен создания “Вишневого сада”. И это дает нам право думать, что мы как никто поняли замысел автора, который, между прочим, возмущался первой постановкой Станиславского и утверждал, что его произведение зачем-то превратили в театре в трагедию…

От участия раскрученных звезд в проекте, за исключением сыгравшего Фирса Игоря Ясуловича, режиссер и продюсер отказались по ряду причин. Одна из главных, как утверждает Сигле, — у знаменитостей, кочующих из проекта в проект, работа поставлена на поток, и у них нет времени на такую подробную и кропотливую работу, которую провел Овчаров. Для него самого, по мнению Сигле, “Сад” — “как поздний ребенок, самый любимый”.

Порадоваться за “позднего ребенка” и его родителей на премьеру пришли коллеги и друзья Сергея Овчарова — Никита Михалков, Александр Адабашьян, Владимир Хотиненко.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру