Меньшиков всем пробил пенальти

“МК”подвел итоги театрального сезона

Между футболом и театром столько же общего, сколько и различного. Но как никогда именно этот театральный сезон так похож на чемпионат Европы по футболу. Сегодня “МК” подводит итоги театральных игр.

Ты жив по-настоящему до тех пор, пока у тебя есть в запасе хорошая история и кто-то, кому можно ее рассказать.

(Алессандро Барикко, “Новеченто”)

Под знаком именно этой фразы заканчивается театральный сезон. Это цитата из спектакля “1900” Олега Меньшикова. Он возник вдруг, как печальный клоун цирка “Дю Солей”, и у него действительно оказалась одна... хорошая история... Не хорошая — потрясающая. Впрочем “он сам был своей хорошей историей”.

Но это случилось, когда сезон был уже на излете. А начиналось все точно как у нашей команды на Евро-2008: тоскли-во-о-о-о… Вяловатая командная игра, без яркости, куража и азарта. И главное, без стиля.

Вдруг, словно опомнившись, — неожиданная атака: она произойдет в октябре в РАМТе, где режиссер Алексей Бородин вместе с безумным англичанином Стоппардом проведут любопытный пробирочный опыт. Они устроят “Берег утопии” длинною в 10 часов, тем самым заняв уик-энд. Экспириенс превзошел все ожидания — говорильня на десять часов о судьбах царской России обошлась без нафталина и захватила массы. А дальше шел Шекспир, то есть тишина, как он и обещал в “Гамлете”.

Серый, неброский цвет окрашивает подмостки. Скучный штиль не шелохнет застоявшегося воздуха. Ремесло, умение хорошо притворяться у актеров. Провокации с беспомощными претензиями у режиссеров. Классики, нелепо косящие под молодняк… Скучно-о-о-о...

Невыразительный цвет пытаются раскрасить фестивали — большие и малые, международные и местного значения. Они тоже демонстрируют процесс, результат которого не прибавляет мажорности в настроение и похож на доктора, которого не сильно радует затянувшаяся болезнь пациента: он еще не умер, но как-то вяло жив.

Но по весне что-то случилось. Вдруг как рванет мощная контратака в МХТ: сначала на малой сцене — “Сорок первый”. Гражданская война, любовь и неизбежно вытекающее из двух перечисленных — смерть. Романтика и жесть, кровью умытые. Мертвый взгляд синих глаз, устремленных в бездонное небо. Дощатый плот, летающий, точно маятник времени. Это дело рук скромнейшего (до неприличия) режиссера Виктора Рыжакова и трех молодых артистов — Матвеева, Сексте и Ворожцова. Тот случай, когда люди просыпаются знаменитыми.

Вторая волна накрывает первую и несется на зал — уже пугающе большой, и там же, в Художественном театре. Это летит маленькая горбатая лошадка “Конек-горбунок”. Радость! Вот, пожалуй, то правильное слово, которое подходит зрелищу, обозначенному как “семейное”. Хорошее слово, очаговое, но и оно не главное, потому что более радостного спектакля, светом и энергией заливающего публику, давно не было. До Евгения Писарева радость доброты в масштабе для детей делала разве что одна Тереза Дурова в своем Театре клоунады. МХТ не дождался своей “Синей птицы”, но зато получил “Конька-горбунка”.

И вот, казалось бы, чудесный финал. Бурные аплодисменты. Совсем не дурной конец у сезонной истории. Спасибо — не черная комедия, не вселенская трагедия. Неоромантизм как нечто насущно-спасительное увереннее прежнего выдвигается вперед. И тут выходит он — Лемон Новеченто. Величайший пианист, когда-либо игравший в океане. “В глазах людей видно то, что они увидят, а не то, что они видели. Так он говорил: то, что они увидят”.

Это он — Олег Меньшиков, который “сам был своей хорошей историей”. Его история — “сам по себе”. Как в анкете — не состоял, не привлекался, не замечен. Один на один с собой, своими комплексами, муками, желаниями, страстями. Один на один с миром, маленькой и злой Москвой. Так и вышел в Театре им. Моссовета в спектакле “1900”. Он играет ноты и алкоголь. Он играет не музыку, а что-то другое. Он — величайший пианист, играющий только когда “под задницей океан”, а не крутящийся стульчик из черного пластика.

Он один. Он вышел на подмостки. Никуда не прислонясь, ни на что не опираясь. Он не прикрыт режиссерской фантазией. Просто смотрит в глаза залу, а зал — тонет в слезах его глаз. Меньшиков сидит на краю сцены. Меньшиков уходит в люк. Меньшиков качается на черном фортепиано, как на качелях. И они, зрители, “оставались так, в тишине, абсолютно остолбеневшие, даже после этого убийственного залпа аккордов, когда казалось, у него сотня рук, казалось, пианино должно взорваться с минуты на минуту. И в этой безумной тишине Новеченто поднялся, взял мою сигарету, потянулся немного вперед, за клавиатуру, и поднес ее к струнам фортепиано. Легкое шипение. Он достал ее оттуда, сигарета горела”.

Это не только про героя спектакля, это и про него — Олега Меньшикова, который четыре года не выходил на сцену, и многие подумали, что он кончился. Нет! Он взлетел. Выше всех. Выше…

Театр как футбол. И футбол как театр. Правда, последний не так агрессивен и не обещает “всех порвать”. Может, потому, что не так богат и не имеет замашек зажравшегося купчика. А может, потому, что “порвать” (читай — быть самым сильным в мире) ему слабо. Посмотрим, что будет в следующем сезоне.

ИТОГИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ “МК”

Сезон-2007—2008

Мэтры:

1. Лучшая мужская роль — Олег Меньшиков (“1900”, проект “Театральное товарищество 814”)

2. Лучшая женская роль — Элина Быстрицкая (Леди Китти,“Любовный круг”, Малый театр)

3. Лучшая мужская роль второго плана — Александр Збруев (Жевакин, “Женитьба”, Ленком)

4. Лучшая женская роль второго плана — Ольга Дроздова (Ольга, “Три сестры”, театр “Современник”)

5. Лучший дуэт — Василий Бочкарев — Борис Клюев (Клайв, лорд Портес  - “Любовный круг”, Малый театр)

6. Лучший спектакль — “1900” (реж. Олег Меньшиков, проект “Товарищество 1814”)

Полумэтры:

1. Лучшая мужская роль — Илья Исаев (Герцен, “Берег утопии”, РАМТ)

2. Лучшая женская роль — Нелли Уварова (Натали Герцен, “Берег утопии”, РАМТ)

3. Лучшая мужская роль второго плана — Сергей Беляев, Эдуард Чекмазов (царь, спальник, “Конек-горбунок”, МХТ им. Чехова)

4. Лучшая женская роль второго плана — Елена Валюшкина (Дотти,  “Шум за сценой”, Театр им. Моссовета)

5. Лучший дуэт — Максим Матвеев — Яна Сексте (Говоруха-Отрок, Марютка, “Сорок первый”, МХТ им. Чехова)

6. Лучший спектакль — “Конек-горбунок” (реж. Евгений Писарев, МХТ им. Чехова)

Начинающие:

1. Лучшая мужская роль — Аркадий Киселев (Иван-дурак, “Конек-горбунок”, МХТ им. Чехова)

2. Лучшая женская роль — Ирина Таранник (Любовь Бакунина, “Берег утопии”, РАМТ)

3. Лучшая мужская роль второго плана — Сергей Медведев (Конек-горбунок, “Конек-горбунок”, МХТ им. Чехова)

4. Лучшая женская роль второго плана — Дарья Белоусова (Лиза, “Горе от ума”, театр “Современник”)

Другие номинации:

Эксперимент года — “Берег утопии” (реж. Алексей Бородин, РАМТ)

Кукольный спектакль — “Все” (реж. Илья Эпельбаум, театр “Тень”)

Комедия года — “Разговоры мужчин среднего возраста” (“Квартет И”)

Лучший сценограф — Зиновий Марголин (“Конек-горбунок”, МХТ им. Чехова)

Лучший художник по свету — Дамир Исмагилов (“Три сестры”, “Современник”, “Конек-горбунок”, МХТ им. Чехова)

Лучший хореограф — Альберт Альбертс (“Конек-горбунок”, МХТ им. Чехова)

Лучший фестиваль — “Твой шанс” (Театральный центр на Страстном)

Дебют — Евгений Павлов (Петрушка, “Горе от ума”)

Лучший директор — Валентина Памфилова (Театр им. Моссовета)

Человек года — Маргарита Эскина (Центральный Дом актера им. А.А.Яблочкиной)

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру