Папа, подари мне зубра

Люди совсем озверели от любви к животным

Совсем близко от Москвы, в каких-то шестидесяти с небольшим километрах, на территории Приокско-террасного заповедника, находится один из крупнейших зубропитомников мира. Это здесь, опять же впервые в мире, заработал уникальный проект по усыновлению зубров и бизонов. За четыре года “приемными родителями” обзавелись в общей сложности 23 животных. Один раз в год эти самые родители собираются вместе.

Все как на любом школьном собрании: родители пытаются не нервничать, расспрашивая о художествах деток. Педагоги терпеливо поясняют, что на самом деле все идет своим путем, молодежь в меру шалит. Старшие остепенились, семьями обзаводятся.

— Как, у нас внучка родилась? — охает одна из мамаш. На нее смотрят с завистью. Повезло!

В хорошие руки работники заповедника начали пристраивать своих подопечных четыре года назад, когда государство перестало выделять деньги на их содержание. Идею сначала обсуждали двое — директор заповедника Михаил Брынских и руководитель программы “Сторонник WWF России” Виктория Синицина. Взвесив все “за” и “против”, обнародовали детали проекта, назвав его “Усынови зубра”. И народ потянулся к животным.

На нынешнем, четвертом по счету годовом собрании приемных родителей, на котором уже традиционно заповедник вручал отчеты о трате денег (нынче усыновление зубра стоит 50 тысяч рублей), опять же традиционно кто-то из усыновителей держал небольшую речь, в которой полагалось рассказать, какие пути привели его в заповедник. Так вот, парнишка, приехавший с родителями, говорил, что три года назад передачу про зубров увидел и поразился, что такие гиганты беззащитны перед человеком и реально могут погибнуть. Надо ли говорить, как он насел на родичей, требуя, чтобы они завели ему могучего “братца” или “сестренку”. Теперь вот всей семьей приезжают из столицы “родственницу” морковкой кормить. Она им сюрприз приготовила: родила сыночка. Его тоже усыновить придется, не отдавать же в чужие руки, чай родня теперь.

Кто-то с удовольствием берет в свою семью новых питомцев, как Ира и Галя Андреевы. Они сначала зубриху Маркизу удочерили — ее совсем по-домашнему Мулей кличут. Следом не смогли пройти мимо бизонихи Масяни. У той недавно теленок родился. Андреевы говорят, что, если никто его не усыновит, тоже к себе заберут.

Но, по словам Брынских, до 30 процентов приемных родителей через год перестают “детьми” интересоваться, от усыновления отказываются. Например, город Пущино еще недавно гордился собственным зубром, а теперь животное пришлось передать в срочном порядке другим родителям. Пущинская администрация не выделила денег на его содержание. Конечно, есть этому какое-то вполне связное объяснение. Но не хочется его выслушивать. Особенно находясь в зубропитомнике, где в загонах течет своя, ни на что не похожая жизнь зверей, топтавших планету еще во времена мамонтов. Только те-то вымерли. Неужели дадим и этим красавцам пропасть?

Нет, конечно. Уверенность эта подкреплена хотя бы тем фактом, что семья усыновителей растет год от года. Даже подобие очереди выстраивается. В ней и те, кто уже побывал в приемных родителях. Только питомцев вывезли в другие регионы России, на вольные хлеба.

Кто-то поначалу огорчился, но ненадолго. Любая, даже золотая клетка не заменит животному свободы. Об этом с энтузиазмом говорил директор Серпуховского филиала МОБТИ Олег Соколов. Приемная “дочурка” этой организации — зубриха Мубтика — теперь обживает просторы Теберды. Но “родители” не осиротели. У них уже второй зубренок появился. Однако про первого своего питомца тоже охота новости послушать. Заповедник обещает навести о нем подробные справки.

Заведующая зубропитомником Наталья Требоганова рассказывает, что местной звездой признан зубр Муборик, усыновленный администрацией Серпуховского района, в свое время получивший кличку в честь Бориса Ельцина. Он так потешно клянчит морковку и сердится, не получив лакомства. Возле него всегда много людей. А первый заместитель главы района Александр Рабочих с удовольствием рассказывал, что администрация просто по определению не могла не поддержать проект по усыновлению животных, ведь на гербе региона — зубр. На флаге — тоже.

У зубров, между прочим, все как у людей. Вот взять, к примеру, Мешилку. Мамаша с папашей родом из Окского заповедника. Там папаша — зубр Метруд — славился победами на любовном фронте. Запросто громил ограждения и уводил за собой зубрих. Мешилке тоже ни один забор не преграда. Она их три преодолела, вырываясь на свободу. Где-то в лесах родила теленка. Ее с приплодом с трудом назад вернули.

Наталья Валерьевна, чуть отвлекшись от своих подопечных, говорит, что вот косилку на родительские деньги приобрели, теперь уж точно без сена все поголовье зубропитомника не останется. Простыми косами много ли накосишь? Тем более что и людей в заповеднике немного трудится. На сенокос и отправлять некого.

Про сено особенно приятно говорить, когда оно вот, под боком. Правда, прошлогоднее. В ангаре, где его хранят, после собрания и прогулки по зубропитомнику народ расселся, чтобы насладиться пловом, приготовленном на костре директором заповедника. Это тоже стало уже традицией. Вкусной, пахнущей лесом и близостью древних животных.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру