Если некоторые россияне до сих пор считают Илью Муромца вымышленным персонажем, то они глубоко заблуждаются. Впервые в России в Государственном биологическом музее им. Тимирязева всеобщему обзору представлен гипсовый бюст героя. Образ воссоздан с точностью до миллиметра по мощам XII века, которые принадлежали силачу Чоботоку из Мурома (впоследствии он принял монашество под именем Илия и стал прототипом былинного героя). Корреспондент “МК” первым посмотрел ему в лицо.
В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Илии Муромца, покоящихся в Киево-Печерской лавре. Исследования показали: преподобный был исключительно сильным человеком, имел рост 177 см (для средневековья — выше среднего), и у него были обнаружены признаки заболевания позвоночника, которые позволяют говорить о параличе в юности (согласно былинам, Муромец до 33 лет не мог двигаться). Также были обнаружены следы многочисленных ранений.
— Чоботок состоял в княжеской дружине киевского князя Владимира Мономаха и прославился подвигами и невиданной силой, — говорит заведующая научно-образовательным отделом музея Александра Авчухова. — После успешной воинской карьеры богатырь принял решение уйти в монастырь. В Киево-Печерской лавре он принял постриг под именем Илии, там же был похоронен. Впоследствии, в 1643 году, Илия Муромец был причислен к лику святых.
Московский эксперт-криминалист Сергей Никитин на основе результатов исследования с помощью метода пластической реконструкции Герасимова еще в 1989 году воссоздал портрет русского богатыря. Но у публики появилась возможность оценить его открытие лишь спустя десятилетия. Только сегодня гипсовый бюст впервые выставлен в биологическом музее.
— Предполагают, что Илья Муромец погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславовичем в 1204 году, — продолжает уточнять детали г-жа Авчухова. — В возрасте 40—55 лет он скончался от обширной раны в области сердца.
Как именно выглядит метод пластической реконструкции, “МК” объяснила завлабораторией антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН Татьяна Балуева:
— С помощью специального аппарата — диоптографа — делается точная копия черепа в графическом варианте. Затем с помощью определенных закономерностей воссоздаются нос, уши, глаза. После контурной реконструкции приступают к скульптурной, на череп накладываются полоски пластилина определенной толщины, которые облегают его, как кожа. Затем полученную реконструкцию отливают.