Истина в Винер

Кто станет третьей лишней в олимпийской сборной “художниц”: Канаева, Капранова или Сесина?

Если играть словами, это можно назвать художественным безобразием. Три звезды мирового уровня — Оля Капранова, Вера Сесина, Женя Канаева. Втроем и уедут в Пекин. Но только две выйдут на помост, одна посмотрит на Игры со скамейки запасных. Такова спортивная жизнь. И больше ничего не скажешь, не до игры. Потому что такая конкуренция в сборной для кого-то — мечта. Для России вообще-то тоже счастье, но сегодня плакать хочется.

Две лицензии на Игры, которые разыгрывались “художницами” в Патрах на чемпионате мира, были, конечно, не именные — для страны. “Но, — говорили тренеры, — кто из гимнасток, выиграв путевку, затем отдаст ее сопернице?

Землю будут грызть — это еще мягкая характеристика того, что предстоит делать звездам в отстаивании права на пекинское счастье”.

Звезды отстаивали свое право в соревнованиях. Есть кто-то и где-то, управляющий процессом справедливого распределения наград? Не по итогам турниров, а еще до них? Наверное, есть. Так случилось, что юная Женя рванула вперед, многократная чемпионка мира Оля, уже побывавшая запасной в Афинах, в какой-то момент дрогнула, а многократно же титулованная Вера получила травму. При этом в зале весь год они все “грызли землю” и работали, как умеют, наверное, только “художницы”, не щадя себя и получая от этого удовольствие...

Когда тренеры говорили о предстоящей борьбе, то вообще-то имели в виду трех гимнасток — Кабаеву, Капранову и Сесину. А жизнь внесла свои коррективы. Алина не выступает, и, казалось бы, сама жизнь все и расставила по своим местам — Капранова и Сесина завоевали путевки, им в Пекин и ехать. Но в борьбу за лидерство вступила Евгения Канаева.

* * *

— …А форма хорошая, — выходит из примерочной экипировочного центра Bosco Sport главный тренер нашей сборной по художественной гимнастике Ирина Винер, — дизайн очень красивый. Я люблю белый цвет, это цвет лета, мне нравится.

— В этом году изменился дизайн парадной и спортивной экипировки Bosco Sport, на форме появился новый узор жар-птицы. А что вы можете сказать о качестве олимпийской формы: как она сидит, удобно ли в ней, каковы ваши ощущения? — вопрос Ольге Капрановой.

Она от олимпийской одежды тоже в восторге: “Красивая и очень удобная! И сидит, кстати, как влитая… Представляю, как здорово сборная будет выглядеть в этом в Пекине!”

Сборная приехала на несколько дней в Москву и поспешила приодеться к Олимпийским играм. Гимнастки — что фотомодели, глаз не оторвешь. Но хотят почему-то в… депутаты. Винер рассказывает, что дала задание специалистам собрать портфолио для нескольких красавиц, а они, узнав, руками замахали: “Нет, мы пойдем другим путем”.

* * *

Конкуренты не дадут нам без нервотрепки получить в Пекине свое. Но, как говорит Ирина Винер, чем выше хочешь подняться, тем больше усилий нужно прикладывать. И тем больший спрос с лидеров. Тем пристальнее судейство. Это нормально.

Ни один журналист не задал главному тренеру вопрос о недавних разбирательствах ФИЖ. Пощадили нервную систему тренера, и так слишком много сил, нацеленных на Игры, было оттянуто этими событиями.

Вера Шаталина, тренер сборной, считает, что дело это вовсе не щепетильное и скрывать тут нечего. Потому что не было и нет ничего. “Винер — это символ, это крейсер “Аврора”. Что можно с ней сделать? За ней вся страна стоит! И “они” сами того не поняли, что волну возмущения подняли: простые люди звонят, спрашивают, негодуют. Нервы жалко. А так — все это было мыльным пузырем. Как сказала Ирина Александровна: “Я очень горжусь, что они там считают, что я могу на кого-то повлиять!”. У нас ведь как в гимнастике? Если спортсменка делает ошибку — ты хоть на уши встань, это все видят… Трудно ли будет на Играх? А разве бывает легко? Ничего нового не нужно — только преодолеть себя.

Потому что спортивный зал — это одно, а олимпийская площадка — другое. Художественная гимнастика заканчивает Игры, будет уже посчитано количество медалей, и будет, конечно, давление “давай-давай”! И это справедливо, естественно, — не зря же в нас страна столько вкладывала, поэтому ответственность большая. Говорите, девчонки зажатые сегодня? Они в себе, лишний раз не хотят раскрываться, энергию копят. И потом есть элементарные правила приличия — когда будет какой-то результат, тогда и будут радоваться: да, я это сделала. А раньше времени чего уж?..”.

* * *

Винер уверена, что перед Олимпийскими играми ничего нельзя загадывать, конкуренция серьезная. И нужно просто спокойно работать. Говорит, настроение нормальное. А девчонок оценивает по результатам. И получается, что все последние соревнования выиграла Женя Канаева. А в ближайшие дни на этапах Кубка мира в Астане и Иркутске будет разыгрываться второе место между Олей Капрановой и Верой Сесиной. И это жизнь — три гимнастки поедут на сбор в Токио, но в команде официально будут уже две.

Пока главный тренер это говорила, Оля с Верой расхаживали между стойками с одеждой и без остановки трещали.

Странный вид спорта эта художественная гимнастика. Две соперницы пьедестал и вместе и порознь истоптали уже, а зависти почему-то нет. Ходят чуть ли не в обнимку. В одной комнате все время живут. И хохочут даже здесь, среди вешалок. Им через несколько дней олимпийскую путевку друг у друга, можно сказать, вырывать, а им все хиханьки…

Та, что выиграет, будет безмерно счастлива. Та, что проиграет, — безмерно несчастна. Потому что прожить второй олимпийский цикл в художественной гимнастике — это очень трудно.

* * *

Насколько трудно, могла бы рассказать Алина Кабаева — ехала в Сидней фаворитом, неожиданно проиграла. Получила четыре года ожидания. И бесконечного подтверждения рейтинга. А если внимательно следить за перемещениями гимнасток, то создается впечатление, что ответственные старты у них уже сродни тренировкам, нон-стоп какой-то. В Афинах Алина “золото” уже никому не отдала. Могла бы она рассказать и каково это: выдерживать натиск все прибывающих юных талантов — Капрановой с Сесиной, например. И каково это, наконец, сказать официальное “прощай” этим олимпийским жизням. Проводов Алины из гимнастики до сих пор не было — и на вопрос об официальном статусе звезды — “ушла, не ушла” — Ирина Александровна только констатирует: это же Кабаева! Имеет в виду, что если исходить из данных Алины, то она могла бы еще выступать и выступать. “Я могла бы сейчас собрать народ, сделать концерт, чтобы все могли сказать: до свидания, Алина! Когда-то я ей это предложила, но она сказала: провожать меня не надо! Мне это очень хорошо вошло в голову. И теперь каждый раз, когда мелькает мысль “надо бы проводить Кабаеву”, сразу вспоминаю ее голос”.

Тренер помнит, как было тяжело в Афинах: там нужно было доказывать, что после скандала с дисквалификацией Чащиной и Кабаевой из-за употребления пищевых добавок девочки могут стать не только чемпионками мира, но еще и олимпийскими чемпионками. Нужно было, как считает Ирина Винер, поставить восклицательный знак вместо жирной черной точки.

Но это уже история. И хотя голос Алины еще звучит, провожать мы будем Канаеву, Капранову и Сесину. Уже сегодня: из Москвы — почти в Пекин. Вернее, через два этапа Кубка мира, в Токио. Место финального сбора российская сборная поменяла буквально в последние дни — с китайского варианта на японский. Экологическая обстановка в Китае не то чтобы смертельно пугает, но, когда спортсмены выходят на пик формы, их стоит поберечь. Тем более речь идет о гимнастках — они же крошками питаются, но воды много пьют, организм настроен на свою борьбу, а не на борьбу с внешними факторами.

* * *


Женя Канаева к журналистам во время экипировки отнеслась с некоторым подозрением: видно было, что ей не очень хочется отвечать на вопросы. А может, просто не готова была, хотела отдаться целиком такой приятной процедуре — примерке. Но кое-что сказать ей все-таки пришлось — она уже официально представлена общественности как участница Игр. Новое лицо российской сборной, как говорят, Канаева по всем параметрам в струю попала, талант совершенствует, плюс еще очень сильный характер.

Победа для самой Жени приятна, из-за проигрыша она, как любая спортсменка, естественно, расстраивается. Но — и вот она, школа российской гимнастики, — победы не дают ей права считать себя выше других. А если обстоятельства вдруг и ставят выше, все равно, говорит Женя, надо доказать, что выбор в твою пользу не случаен. Не ошибка. “Зрители могут и не увидеть ничего со стороны, но я-то сама знаю, где недоделала, а где перестаралась. И тренеры знают, и соперницы. В нашем виде спорта можно совершенствовать программу бесконечно. И каждая гимнастка знает: если еще поработать, то можно и еще лучше выступить”.

Ирина Винер не видит ничего необычного в том, что дебютантка “выстрелила” в олимпийском году: “У меня не бывает неожиданностей. И случайностей. Была моя ученица Венера Зарипова — имя похоже по звучанию на фамилию Винер. Затем — Алина, Янина, Амина, Ирина… И вот теперь такое совпадение: Кабаева и Канаева. Одна лишь буква. Это все ведь указывает на что-то, и нужно только, как говорится, внимательно следить за рукой, знаки подающей. Сейчас у Жени пора расцвета. Тренеры сумели вдохнуть в нее потрясающую душу. То, как Канаева выступает сейчас, дай бог ей здоровья… Хочется, чтобы все девочки были здоровы. Чтобы небеса не отвернулись от нас и чтобы не было такого грязного хвоста, который не даст возможности выступить на Олимпийских играх во всей красе”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру