Платить — и никаких гвоздей!

“Вы что, думаете, когда мы выступаем, то у нас счетчик в глазах щелкает?”

До открытия Олимпийских игр оставалось двое суток, когда я не выдержала и вступила все-таки в бессмысленный спор. Мой оппонент утверждал: спортсменам государство ничего не должно — они добровольно пришли к своим “прыжкам и ужимкам”, а если хотели деньги зарабатывать, то занимались бы приватизацией нефтяных скважин!

Странное дело — кошелек людей большого спорта в преддверии Пекина не дает многим покоя. За последние недели чего только не пришлось услышать. Одни говорят, например: если занимаются люди любимым делом, кормят их на сборах, поят, формой обеспечивают — значит, можно и обычной зарплатой ограничиться. Какая разница — Игры внезапно наступили или еще что? Другие: Китай прав, выделяя в качестве награды за олимпийскую победу миллион долларов! Середняки придерживаются тона более спокойного и жизненного: деньги очень важны не только для конкретных спортсменов, но и для популяризации видов спорта, не собирающих толпы фанатеющих болельщиков. Это спрос рождает предложение — если государство хочет получить победы, пусть заплатит за миг триумфа. А рядовому члену нашего общества не стоит расценивать это как кражу из собственного кармана — если чемпионам не будут платить высокие призовые, то это совершенно не означает, что зарплаты болельщиков автоматически удвоятся…

О чем вообще идет речь? О предполагаемых ста тысячах евро за “золото” (60 — “серебро”, 40 — “бронза”). Почему предполагаемых? Во-первых, нужно сделать самую малость — их заработать. А во-вторых, как утверждают все официальные лица, “решение еще не принято, но есть вероятность”. Для обычного москвича “золотая” сумма большая, спору нет. Можно купить хорошую машину, ну и так, еще чего-нибудь. Квартиру — уже нельзя. Можно дачку где-нибудь в Черногории. Но на ее содержание уже тоже не хватит. Так что цену вопроса оценить можно по-разному.

* * *

Разговаривала недавно с Аней Чичеровой — вице-чемпионкой мира по прыжкам в высоту. Иду, говорит, с тренировки, а тут — внезапная встреча. “Я прямо запаниковала: такая нелепая ситуация — очень хотелось есть, я подошла к ларьку купила миндаль в йогурте. Жую эти орехи — тут молодой человек: можно автограф взять? “Вы не ошиблись?” — спрашиваю. Нас же очень редко на улице узнают, а это так классно! Он смеется: “Нет, я вас знаю. Можно сфотографировать?” Это было удивительно. Он стоял такой бодрый, а я с тренировки измочаленная шла, черт-те на кого похожа, с этим пакетом в руках, который не знала куда деть”.

Я слушала Аню и тоже удивлялась. До какой же степени мы не избаловали хотя бы вниманием даже элиту нашего спорта (не веду речь об избранно-раскрученных футболистах или фигуристах), что ярчайший представитель легкой атлетики смущенно теребит пакетик в руках при просьбе об автографе! Та же Аня прошла в спорте через все. Травмы, отчаяние, боль, надежду, успех. На квартиру не накопила. Ездит на метро — от ЦСКА до “Домодедовской”. Часто и засыпает там, потому что тренировки выматывают. И — идет вперед.

— Меня часто спрашивают: ради чего, Ань? Отвечаю просто: спорт — это способ идти в жизни. Это меня толкает. Хотя как-то ехали в машине, и приятель один философствовал: “Вот зачем это нужно, вы все топчете дорожку до сорока лет! А я вот яхтами сейчас занимаюсь… Ну сколько вы зарабатываете?” Мне хотелось ему сказать: знаешь, с яхтами мы, конечно, не сравнимся — а все равно возможности и перспектива в спорте есть. И при удачном стечении обстоятельств есть реальная возможность обеспечить себя. Плюс можем совместить полезное с приятным. А то, что случаются неудачи, у всех бывает. Бывает, люди и от жизни устают. Когда она их достает.

Высшая несправедливость жизни в том, что это “удачное стечение обстоятельств”, о котором говорит Чичерова, приходит не ко всем, кто его заслужил, работая самоотверженно на протяжении всего олимпийского цикла — четыре года, ни много ни мало. А иногда — два олимпийских цикла, три. Помните конькобежку Светлану Журову? Олимп покорен был лишь с четвертой попытки! Это стоит призовых денег?

* * *

Тренер чемпионок как-то рассказывала мне, что означает для нее, не выходящей из зала всю светлую и половину темной части суток, то материальное благополучие, которое ей смогло создать руководство.

— Я с женской точки зрения могу это оценить. Когда ты приходишь в зал рано утром и знаешь, что в 10 вечера у дверей тебя будет ждать водитель, которого главный тренер прислала, а в кошельке лежат деньги и ты можешь заехать в супермаркет по дороге, то, поверьте, приходишь на работу без рюкзака проблем за спиной. Ты чувствуешь себя нормально и можешь творить. А если ты не знаешь, что будешь есть и какие вещи надевать… Спорт сейчас ищет спонсоров, и правильно делает. Спорт дает возможность зарабатывать, и правильно делает. Человек не должен расти в бедности, а спортсмен начинается рано. Спорт, основа которого — труд и способности, должен давать возможность избежать стояния с протянутой рукой.

Этому тренеру повезло. Но ее судьба сегодня скорее исключение, чем правило. Потому что основная масса приходит на тренировки все-таки с рюкзаками проблем. Промежуточные успехи, как, например, в футболе — победа в матче, выход в 1/4 финала и так далее, в большинстве видов спорта не поощряются. Абсолютно не хочу столкнуть лбами футбол и остальной спорт, если так можно сказать, потому что футбол и по резонансу, и по зарплатам стоит особняком.

— В какой-то момент, — рассказывает известный тренер фигуристов Тамара Москвина, — меня заинтересовало: что же такое маркетинг? Я нашла книгу по бизнесу американского автора, начала читать. И вдруг поняла, что маркетинг — это то, чем мы, тренеры, всю жизнь занимались, но не знали, как это называется. А спорт — это самый настоящий бизнес. Я, тренер, создаю товар высокого качества, занимаюсь его промоушном на “рынке”, чтобы он достойно конкурировал, позиционирую его, нахожу рынки сбыта, меняю, снова создаю... Да, людей нельзя называть товаром. Но что делать, если на рынке спорта действуют те же понятия, что и на коммерческом. Это мы себе лично, дома, можем объяснить, что работаем, исходя не из экономических соображений, а из альтруистических. И что не можем бросить свой “товар”.

А “товар”, добавим, не может бросить свою работу. Олимпийская чемпионка Анастасия Ермакова, ни секунды не задумывалась над ответом на вопрос: греет ли ей душу то, что, возможно, она в случае победы в Пекине получит не 50 тысяч евро, а сто?

— Вы что, думаете, когда мы выступаем, то у нас счетчик в глазах щелкает?

* * *

Каждый товар имеет свою цену. Олимпийский товар — наивысшего качества. Уже объявлено, например, что спортсмен, выступающий за Центральный спортивный клуб армии в любом виде спорта и выигравший “золото” на Олимпиаде, получит дополнительную премию от спонсоров и ЦСКА: три миллиона, полтора — за “серебро”, один миллион — за “бронзу”. Особенностью этой призовой программы станет поддержка тренеров чемпионов Олимпийских игр. Тому, кто непосредственно подготовил олимпийского чемпиона, будет выделен миллион рублей, серебряного призера — 500 тысяч рублей, бронзового — 300 тысяч. Не будет забыта и роль самых первых наставников, сумевших рассмотреть будущих чемпионов еще в детских спортшколах. Учредители призового фонда найдут первого тренера каждого спортсмена, выигравшего медаль. Этот тренер получит 350 тысяч рублей. Разве это неправильно?

Общественность потрясло сообщение из этого же ряда — о том, что Сулейман Керимов пообещал: каждый борец — победитель Олимпийских игр 2008 года в Пекине получит от попечительского совета премию в размере 500 тысяч долларов. А если в Пекине в трех дисциплинах борьбы золотых наград будет десять и более, каждый из победителей заработает по 1 миллиону долларов. При этом тренерам чемпионов обещано по 100 тысяч долларов. В борцовских кругах, да и не только, это не могло не вызвать бурного обсуждения. Даже ветераны “загорелись”: “За такие деньги и я сейчас начну бороться”. Рискованный ли это эксперимент? Не знаю. Если бояться каких-то внутренних предолимпийских разборок, то нездоровые страсти конкуренции могут разгореться и из-за сумм, значительно меньших. Просто из-за возможности сказать: наш человек (области, края, города) был в Пекине!

— В жизни спортсмена Игры — это скорее всего единственный шанс по-настоящему наладить свою жизнь: обзавестись семьей, купить квартиру, начать небольшой бизнес, выучить детей, помочь родственникам, — считает Михаил Мамиашвили. — Многие борцы — из небогатых многодетных семей. Поэтому сын, добившийся успеха, фактически несет на себе груз ответственности за всех родных. И знаете что? Почему сегодня мы так много говорим о деньгах? В 1988 году, когда я выиграл Олимпийские игры в Сеуле, нас, советских спортсменов, тоже наградила страна. Я бесплатно получил квартиру в Крылатском, которая стоит сейчас, наверное, как раз керимовских денег. Получается, что сегодняшняя сумма абсолютно адекватна той даже с точки зрения чистой математики.

* * *

Лет пять назад я поехала в “голубой городок”, на базу борцов. Там встретилась с Натальей Гольц — нынче неоднократной чемпионкой Европы, призером чемпионатов мира. Хорошенькая смешливая девочка тогда уже была надеждой нашей сборной по вольной борьбе. “Наташ, а как же родители? Как они тебя отпустили?” — вопрос мой не отличался оригинальностью, но уж очень беззащитным казался тогда этот буквально ребенок. В ответ услышала: “Мама с папой очень радовались. Я ведь буду накормлена — у нас замечательная еда, да и одета. Они не беспокоятся теперь за мое будущее”. Сказала тогда так, как видела. Как и было.

Сегодня у Наташи есть шанс не только получить призовые от государства, но и вот те, отдельно обещанные. Почему нам так трудно порадоваться за нее?

…В споре я услышала: так взрывать рынок зарплат — это лишнее. И делать этого не стоит. Но при чем тут рынок зарплат? Сколько у нас олимпийских чемпионов? Почему никого не удивляет, например, что артисты, снимающиеся в сериалах, не звезды, так, средней руки, могут похвастаться тем, что заработали на квартиру в центре Москвы? Никто не оспаривает того, что работают они много. Но и олимпийская медаль вбирает в себя годы труда. Она соткана из труда. Ее нельзя купить — даже в самых сложных судейских случаях, которые бывают и на Играх, человек, дошедший до пьедестала, пахал ради этого, как вол. И вопрос, не жирный ли кусок отхватят победители стартующих Игр, право слово, просто неприличен.

СКОЛЬКО ЗАПЛАТЯТ  ОЛИМПИЙЦАМ-2008 ЗА “ЗОЛОТО”

Белоруссия    $100 тыс.
Болгария    $100 тыс.
Германия    $23 тыс.
Греция    $295 тыс.
Грузия    $715 тыс.   
Израиль    $140 тыс.
Казахстан    $250 тыс.
Латвия    $220 тыс.
Сингапур    $775 тыс.
Украина    $140 тыс.

ОЛИМПИЙСКИЕ VIP

Съезд высоких гостей на открытие пекинских летних Игр впечатляет. Среди тех, кто захотел присутствовать на праздничной церемонии, президенты Афганистана, Алжира, Бразилии, Хорватии, Франции, Габона, Филиппин, Сербии, Южной Кореи, Словакии, Швейцарии, США, Вьетнама, Армении, Белоруссии, Латвии, Израиля, Черногории и других стран; премьер-министры России, Австралии, Японии, министры иностранных дел Канады, Италии, Испании и т.д.; князь Монако, кронпринцы из европейских и неевропейских монархий. Среди тех, кто решил не ехать на открытие Олимпиады, канцлер Германии Меркель, британский премьер Браун, итальянский премьер-министр Берлускони, украинский президент Ющенко.

ОЛИМПИЙСКИЕ СТИХИ

Президент Израиля нобелевский лауреат Шимон Перес написал в честь Олимпиады даже стихотворное приветствие. В примерном переводе оно звучит так: “Разноперые птицы собираются вместе и поют/Гимн надежды в олимпийском гнезде./Забудьте о своих границах, игнорируйте свои клетки и летите свободно./Отбросьте свои ночные кошмары, а имейте мечту,/Мечту о славе, гармонии, мире./Одну мечту для бедных и богатых, черных и белых./Выигрывая — не убивайте, проигрывая — не ненавидьте, надеясь, не сожалейте”.

ОЛИМПИЙСКАЯ ОЗАБОЧЕННОСТЬ

Перед тем как приехать в Пекин на Олимпиаду, президент США не удержался от того, чтобы выразить “глубокую озабоченность” положением с соблюдением прав человека в Китае. Выступая в Бангкоке, Буш заявил: “США считают, что китайский народ заслуживает свободы, которая является неотъемлемым правом каждого человека”. Правда, при этом Буш положительно отозвался об экономике Китая, сказав, что покупательская способность страны оказывает благотворное влияние на мировой рынок.

ОЛИМПИЙСКИЕ РЕЙСЫ

Последний предолимпийский день стал самым напряженным для пекинского аэропорта “Шоуду”. Из полутора тысяч принятых и отправленных рейсов более двухсот — “олимпийские”. К ним относятся и рейсы, выполняемые официальными перевозчиками, обслуживающими Олимпиаду, и чартеры, и спецрейсы, на которых прибывали для участия в церемонии открытия Игр руководители государств, правительств более 80 стран. В день открытия Игр-2008 число “олимпийских” рейсов убавилось: немногим более сотни.

ОЛИМПИЙСКИЕ МАРКИ

Самым ходовым товаром в Олимпийской деревне оказались почтовые марки. Пекинская филателистическая компания предоставила Олимпийской деревне свыше миллиона наборов почтовых марок 33 видов и каталог олимпийских марок на китайском, английском и французском языках. Особенно популярными среди жителей Олимпийской деревни стали почтовые марки, посвященные спортивным объектам XXIX летних Олимпийских игр, олимпийским видам спорта и эстафете огня Олимпиады.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру