Кто в Кремле хозяин

Главный завхоз страны раскрыл “МК” профессиональные тайны

Его даже первые лица государства называют человеком-легендой. Именно он поменял красные флаги над Белым домом и Кремлем на трехцветные, российские. Он обустраивал кремлевские кабинеты при трех президентах. Он знает здесь каждый стул и каждый цветок. Корреспондент “МК” побывал в гостях у главного завхоза страны Виктора Савченко.

Кому за стеной жить хорошо

Через Спасские ворота попадаем с Виктором Егоровичем на территорию Кремля.

— Сколько лет сюда хожу и вроде каждый камень здесь знаю, а всякий раз от чувств грудь словно распирает, — откровенничает со мной Савченко. — Все-таки это удивительное место. По-моему, самое красивое в мире. И энергетика здесь особая. Я постоянно благодарю судьбу и Бога за то, что работаю здесь.

Мы идем с Виктором Егоровичем по коридорам 14-го корпуса Кремля. Его здесь знают все — от начальников секретных подразделений до уборщиц.

— Кремль, наверное, обслуживает целая армия рабочих?

— Несколько сот человек. Это и дворники, и садовники, и уборщики, и электрики, и инженеры, и специалисты, которые занимаются подготовкой помещений к мероприятиям… Большинство работают здесь по 10—20 лет.

— Зарплату часто просят повысить?

— Не поверите, вообще не просят, хотя мы, конечно, ее регулярно индексируем. Здесь трудятся люди, которые свою работу очень любят. Они гордятся тем, что обслуживают Кремль. И заметьте, не хвастаются этим перед знакомыми — все-таки объект строгой секретности.

— Устроиться сюда на работу так же сложно, как в советские годы?

— Вообще-то да. Кого попало не берем, и ошибки у нас тут не может быть, как у саперов. Требования очень высокие. Каждого кандидата тщательно проверяет Федеральная служба охраны. То же касается тех, кто трудоустраивается в Белый дом, Совет Федерации, Госдуму.

— А правда, что вы по памяти можете воспроизвести обстановку любого из кабинетов этих зданий?

— Эк вы. (Смеется.) Скажу только, что всю мебель, ковры, шторы подбирал сам.

Фэншуй для президента

За разговорами и не заметили, как пришли к кабинету самого Савченко. Без изысков, зато просторный, светлый, очень уютный.  На маленьком столике у стены целая коллекция авиамоделей.

— Друзья подарили. Я ведь авиационный институт заканчивал. Все, что во мне есть хорошего, от авиации.

— А что это за лягушка у вас на окне?

— Талисман. Удачу приносит. Но стоять лягушка должна именно в левом углу, как у меня.

— Неужели вы фэншуем увлекаетесь?

— Да. Эта древняя наука многому меня научила. Я использую ее в своей работе, когда продумываю, в каком кабинете где поставить стол, где разместить кресла. Это касается и кабинетов первых лиц.

— А у Медведева в кабинете есть такая лягушка или еще что-то подобное?

— Нет. Я бы не решился такое поставить в кабинете президента. Все убранство там довольно аскетичное. Ничего лишнего.

— Помните, как обустраивали кремлевский кабинет для первого президента?

— Еще бы! Когда Борис Николаевич переехал в 14-й корпус Кремля работать, мы пришли посмотреть, в каком состоянии его новый кабинет. Там стояли только небольшой стол и 2 обыкновенных кресла. Одним словом, далеко не президентский вариант. Я тут же занялся поиском мебели. Подходящую нашел в “Президент-отеле”, оттуда и привез. Потом мы сделали хороший ремонт в кабинете. Все по своему вкусу. Правда, привлекли команду дизайнеров “Моспроект-2”, которые нам давали советы. При подборе материалов, красок мы также учитывали, как кабинет будет смотреться на экранах телевизоров.

— Вашему вкусу Ельцин доверял?

— Конечно. Он никогда не вмешивался. Относился к интерьеру по принципу “что сделано, то и ладно”.

— Слышала, что с первым письменным набором для первого президента казус вышел…

— Когда Ельцин переехал, его письменный стол был абсолютно пустой. Президент окинул его взором и немного расстроился — чем писать-то? Времени на поиски не было, и я поехал в ближайший канцелярский магазин. Купил ему самый обыкновенный письменный прибор. Кстати, Ельцин долго им пользовался. Он вообще мало внимания уделял тому, на чем сидел, чем писал. Позднее он переехал в кабинет в 1-м корпусе Кремля. Там тоже все мы оформляли.

— Когда апартаменты достались Путину, они сильно изменились?

— Президентский кабинет остался точно таким же. Ни книжные шкафы, ни стол, ни настольную лампу, ни даже письменный прибор не меняли. Установили только компьютер. Более того, когда главой стал Медведев, мы даже не делали косметического ремонта. Все осталось абсолютно таким же, как при Ельцине.

— А мне показалось, что там сейчас стало много розового цвета…

— Это вы с экрана телевизора плохо рассмотрели. Там просто две большие розовые вазы. А весь кабинет декорирован деревом и оформлен в белых тонах. Вообще известно, что обстановка, атмосфера кабинета влияют на настроение, работоспособность человека. Потому мы стараемся через близкое окружение узнавать о вкусах первых лиц, чтобы потом сделать им приятное. Вот, к примеру, однажды мне сказали, что Ельцин мечтает о большом мягком кресле, чтобы в него можно было сесть и провалиться. Я сразу же нашел такое кресло, привез в Кремль. Решили его поставить в разгар рабочего дня. Борис Николаевич сначала возмутился: мол, что, другого времени не нашли. Но потом, когда сел в новое кресло, поблагодарил. Стараемся также выяснить, какие книги президент любит, чтобы они всегда были в шкафу.

— А были у Дмитрия Анатольевича какие-то пожелания по поводу кабинета?

— Никаких. Он очень неприхотливый. Я даже иногда думаю: ну почему он ничего не просит?

— А сами что, не предлагаете?

— Ну это не совсем этично. Забыл сказать, что все российские президенты очень любят красивые цветы. Растения в кабинете президента стоят самые разные, но в основном с белыми цветами.

— При каком президенте было проще работать?

— Да в общем-то одинаково. Самое главное, что ни при каком президенте капризов не было. Это, я думаю, достоинство нашей страны, в том числе избирателей.

Как изгоняли из Белого дома мышей


— Одно время ходили слухи, что на Кремль и Белый дом было настоящее нашествие мышей…

—Не только мыши, но и крысы наведывались. В Кремль грызуны побежали, когда начали Манеж строить. Пришлось объявить им войну. Привлекли науку — по всему периметру поставили приборы, квонтеры, которые издавали особые сигналы, неприятные для мышей и крыс. Вот они и ушли. Приборы уже давно убрали, а грызуны напуганные не возвращаются.

— А как боретесь с тараканами, муравьями и прочими насекомыми?

— Да их ни в Кремле, ни в Белом доме никогда и не было. Обслуживающий персонал им никакого шанса не дает. Чистота ведь здесь практически идеальная. Пыли в кабинетах никогда не увидите, потому что ее вытирают ежедневно.

— Вы используете современные технологии и материалы?

— Естественно. Есть сейчас пылесосы, которые сами бегают по коридорам и кабинетам и все убирают. Применяем моющие и чистящие средства последнего поколения. Единственное — лично я против пластика. А за то, чтоб был цельный материал, чтоб стены дышали, чтоб все материалы были природные.

— Интерьеры Кремля и Белого дома сильно изменились за последние годы?

— Все, что было устаревшее (10—15 лет), заменили. Это в первую очередь мебель. Расшатанных столов, кривых стульев вы здесь нигде не найдете. И дырявых выцветших штор тоже. Регулярно меняем ковры. Причем так, чтобы это не особенно привлекало внимание. Стараемся, чтобы они были если не идентичны, то очень похожи. Для этого специально выбираем неброские цвета — зеленый, беж. Кстати, ковер в кабинете Медведева тот же, что был при Путине.

— Есть стандарты, как часто нужно переклеивать обои в кабинетах первых лиц?

— Ничего подобного никогда не было. Сама жизнь подсказывает, что морально устарело. Это так же, как дома. Вот вы окидываете взглядом квартиру и понимаете, что пора делать ремонт. То же и здесь.

— Наверное, вся мебель в Кремле исключительно российского производства?

— А вот и не угадали. Мы выбираем самое лучшее, самое современное, что есть в мире. А российского ли оно производства или зарубежного, не имеет значения. Вот, скажем, люстры в Кремле. Они практически все австрийские. Но такие красивые и качественные, что им по 15 лет, а смотрятся шикарно.

— Я почему-то не заметила в кремлевских коридорах настенных часов. И у вас в кабинете их нет…

— Часов в Кремле действительно мало. У меня такое ощущение, что на них никто не смотрит. Все пользуются наручными часами. Настенные остались только в некоторых приемных — чтобы посетители могли ориентироваться во времени.

Флаг для Белого дома взяли напрокат


— Правда, что вы искали первый флаг для Ельцина?

— Было дело. Я в тот период был начальником одного из управлений в Белом доме. На одном из заседаний Верховного Совета Собчак поднял вопрос о замене красного коммунистического флага на Белом доме на российский. Объявили перерыв, и мне председатель Совета Министров Иван Силаев поручил срочно найти такой флаг. Дал свою “Чайку” и сказал, чтоб через час флаг уже висел. Я сначала растерялся — как найти за такое короткое время, где? Но сразу вспомнил, что такой флаг был у министра внешних экономических связей Виктор Ярошенко. Он, как ярый демократ, везде с ним ездил. Не теряя ни минуты, я отправился к Ярошенко. Он отдал мне его, но строго сказал: “Чтобы завтра вернул”. Этот флаг, кстати, и сейчас находится у Ярошенко.

— Успели поднять флаг к сроку?

— Да. Но чего нам это стоило… Это же был просто флаг, без всяких вспомогательных элементов. Кое-как закрепили его обыкновенной проволокой, нитками, иголками… Но когда после перерыва вновь началось заседание, по мониторам показали, что флаг поднимается. Только тогда я облегченно вздохнул.

— А флаг над Кремлем вы тоже меняли?

— Да. У меня даже сохранилась рабочая тетрадь, в которой я подробно расписал, как это надо сделать. Вроде бы учел все детали, но… когда начали поднимать новый флаг, его заело! Мы его подняли-таки, но с опозданием. Борис Ельцин тут же позвонил и спросил, мол, почему задержали на 3 минуты? Я ответил, дескать, все точно по Кремлевским курантам. Сознаваться-то не очень хотелось… Поднятие флага показали по телевизору так, что никто задержки не заметил. Поскольку я был организатором замены флага, коллеги надо мной потом долго шутили: “Коммунисты придут, с тобой разберутся”. (Смеется.)

— То время для вас было трудным?

— Наверное, да. В сложные 90-е многое было непонятно. К власти пришли другие люди, которые были менее подготовленные. За их плечами не было учебы в Академии народного хозяйства, богатого опыта. Помню, тогда хотели ввести новую моду — чтобы выступающие на мероприятии не готовились. Дескать, не надо писать тексты, заранее сообщать о теме, о моментах, которые надо раскрыть, и т.д. Такая глупость была, и мы ее пережили. Удалось убедить, что готовиться нужно обязательно.

Кому варит борщ кремлевский завхоз

Покидаем Кремль, и главный завхоз страны приглашает меня к себе домой. Милая уютная квартира без излишеств. Все лежит на своем месте, и даже придраться не к чему.

— С тех пор как умерла жена, я сам слежу за порядком в доме. Стараюсь, чтобы дети, вернувшись домой, почувствовали себя уютно. Чтобы и на столе все было, и в холодильнике. Особенно важно, чтобы в доме всегда было первое блюдо. Мое любимое — солянка.

А хотите попробовать борщ? Я его готовлю без мяса, травы разные кладу — такая вкуснота получается! На второе обычно готовлю курицу или баранину на гриле. Дочка очень любит тушеные овощи, картофель. Не буду врать, каждый день готовить не получается. Но хотя бы два раза в неделю — обязательно.

— Какой у вас баян! Вы играете?

— Нет. Это сын играет. А я люблю петь под его аккомпанемент. Особенно “Мои года, мое богатство”, “Я люблю тебя, Россия, дорогая моя Русь”, “Погода в доме”… Последнюю песню я пару лет назад даже исполнил на одном из предновогодних концертов, которые показывали по телевидению.

— А перед первыми лицами государства выступать в этом качестве не приходилось?

— Что вы! У меня совсем другая задача. А это так — хобби.

— А чем еще увлекаетесь?

— Горными лыжами, теннисом. Вхожу в клуб любителей Большого театра. Мне интересно жить полной жизнью. Стараюсь мало спать — по 5—6 часов. Часто езжу на рыбалку. На прошлых выходных поймал трех вот таких здоровенных карасей!

— Наверное, ловили их на таком спецозере для высоких чиновников, где рыбу водолазы на крючок вешают?

— Хотели поддеть меня? Не получится! Рыбачил на самом обыкновенном заросшем озере в Подмосковье. А вот охотиться не люблю. Не могу зверей убивать.

— Откуда у вас казачий костюм?

— А я сам атаман. Когда началось возрождение казачьего движения, я стал одним из инициаторов объединения этого гордого племени в Москве. То был зов души. Когда же в Белокаменной основали казачью станицу, атаманом избрали меня.

После встречи с Савченко я была в приподнятом состоянии. Будто он подзарядил меня положительной энергией. И почему-то захотелось сделать что-то хорошее для страны. Жаль, что сегодня многие считают патриотизм ерундой. Может, они просто не знакомы с кремлевским завхозом?!

СПРАВКА “МК”

Виктор САВЧЕНКО — доктор экономических наук, профессор, лауреат Госпремии, заслуженный экономист РФ, кавалер ордена Почета, лауреат премии “Россиянин 2006 года”. С 1991 года — начальник объединения по эксплуатации зданий и сооружений Хозяйственного управления Администрации Президента, с 1993-го — заместитель Управляющего делами Президента. С 2008-го — начальник ФГУ Управления деламии президента.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру