50 веселых оленят

Чем опасны детские фантазии

Фантазией и воображением маленьких детей обычно принято восхищаться. Но иногда фантазии зашкаливают. Бывает, разбил ребенок тарелку — и давай доказывать родителям, что это не он, а Карлсон. Или Чебурашка, или неведомый некто…

Как родителям следует относиться к детским вымыслам? Опасны ли детские фантазии и где грань между безобидными выдумками и навязчивой идеей? В этом мы и попытались разобраться.

В одной московской семье, в самой обычной квартире поселились 18 оленят. Эти звери свалились как снег на голову: их привел в семью 5-летний малыш. С одной стороны, они были воображаемыми друзьями и безобидным плодом детской фантазии. С другой — ребенка настолько “заклинило” на его рогатых друзьях, что через некоторое время всем членам семьи пришлось подстраиваться под непростые оленьим нравы...

— Все началось с просмотра безобидного старого мультика “Храбрый олененок”, — вспоминает мама Светлана. — Главный герой — маленький отважный олененок — спасает маму от стаи волков. Мать-олениха бежит по замерзшей реке и начинает проваливаться под лед, и тогда сын-олененок отвлекает их внимание и уводит за собой стаю волков. Все заканчивается хеппи-эндом: олененок спасает маму, и все оленье стадо приветствует его как героя.

Пятилетний Даниил весь мультфильм смотрел в огромном напряжении, переживал и вытирал слезы. Раньше ничего подобного с ним не случалось — скажем, трагедия “Три поросенка” или триллер “Красная Шапочка” его тронули мало. Родители даже хотели выключить мультик, однако малышу важно было узнать, что все закончится хорошо. Собственно, мальчик потом быстро успокоился, и все забыли инцидент.

Однако на следующее утро, когда малыша позвали завтракать, ребенок неожиданно заговорил вслух… с невидимым олененком. “Что ты будешь кушать?” — поинтересовался у него Даниил. Оказалось, что олененок завтракать не собирается. Мальчик поддержал товарища и тоже отказался от еды. Когда пришло время прогулки, то, по словам ребенка, олененок пообещал дождь, поэтому гулять они тоже не пойдут.

— Сначала мы восприняли воображаемого друга вполне с симпатией и даже подыгрывали ребенку, — рассказывает Светлана. — Но вскоре у олененка появились братья и сестры, бабушки и дедушки, ну и прочие родственники. И стало их ни много ни мало целых 18! Почему именно столько — неизвестно, возможно, эта цифра просто нравилась сыну.

Семья воображаемых оленят имела много общего с семьей самого мальчика. Так, главного олененка тоже звали Даниил. Его родители, как и мама с папой ребенка, работали бухгалтером и юристом. За всеми членами своей реальной семьи Даня закрепил определенные обязанности в отношении оленей. Скажем, когда мальчик купался в ванне, с ним плескались три олененка. Соответственно, оставшихся оленят были обязаны купать мама и папа. Если бабушка собиралась в поликлинику, она должна была позвать с собой старшее поколение оленей — чтобы тоже проверили здоровье.

— Самое ужасное началось тогда, когда сын стал переносить на оленят все, что слышал или видел, — говорит Светлана. — Как-то по радио объявили, что кому-то присвоили звание Герой России. Даня стал расспрашивать, что это значит. Я объяснила, что это престижная награда и присваивают ее за выдающиеся заслуги. Через некоторое время ребенок торжественно вышел на середину комнаты и заявил, что только что всем 18 оленятам присвоено звание Героев России! Он стал без конца рассказывать о подвигах оленят: они боролись с пожарами и наводнениями, летали в космос, устанавливали спортивные рекорды…

* * *

Родители забили тревогу и повели Даню к невропатологу. Специалист, обследовав ребенка, не нашел никаких отклонений в его развитии. Порекомендовал больше бывать на свежем воздухе и на ночь принимать успокоительное.

Несколько дней спустя мальчика повели в зоопарк. И эта ошибка стала роковой — ведь до этого времени малыш видел оленят только по телевизору.

— Кого, ты думаешь, мы там встретили? — с порога заявил уставший отец, которой провел с малышом в зоопарке целый день. — Наших родственников!

— Это кого? — удивилась Светлана.

— Оленей, кого же еще, — покрутил у виска муж. — Когда Данька увидел их (правда, это были вовсе не олени, а горные козлы, но для него все рогатые — олени), он буквально бросился к клетке! Затем начал кругами ходить у решетки и рассказывать оленям про наше домашнее стадо. Спел им заунывную песню, естественно, про оленят, которую сам и придумал. Посетители зоопарка уже собрались глазеть не на животных, а на нашего сына. Увести его от клетки не было никакой возможности, орал как резаный!

С того самого момента оленят в квартире стало уже 50, ведь те козлы из зоопарка тоже перекочевали в семью. Родители мальчика решили жестко бороться с фантазиями ребенка. Строгой цензуре подверглись все детские книги, в которых были картинки неких животных, напоминающих оленей, и игрушки с рогами. Телевизор решили не включать вообще, чтобы оленятам не было повода свершать новых подвигов, скажем, после новостей бороться с преступностью, спасать людей в ДТП, заседать в Госдуме...

— Когда мы собрались на лето к бабушке, в другой город, то решили, что это случай избавиться от оленей навсегда, — рассказывает мама. — И сказали Дане, что оленята останутся в Москве, а то их слишком много, и на них не хватило билетов на поезд. Удивительно, но Даня согласился с нашими доводами. Мы сели в поезд, и я с радостью почувствовала, что мы свободны. Наконец-то это стадо отстало от нас!

Но не прошло и десяти минут, как Даня начал всматриваться в окно и кому-то махать руками.

— Мама! Оленята бегут за поездом! — кричал радостно ребенок. — Сейчас они нас догонят!
Светлане показалось, что она точно сошла с ума: она действительно отчетливо услышала стук копыт…

* * *

На даче у бабушки олени бегали по участку, резвились и ели клубнику. Даже соседи, которым ребенок все уши прожужжал про оленят, смирились с их присутствием и ничего не имели против того, что те время от времени заходят и к ним. Потом пришло время уезжать. Семья уже отъехала далеко от дачи, как вдруг...

— Олененок Петя бежит, олененок Гриша бежит, — пересчитывал Даня. — Мама, мы забыли самого маленького олененка Васю на даче!!! Он остался в доме, и мы закрыли его на ключ! Надо вернуться и спасти его!

— Как я ни пыталась доказать ему, что олененок Вася разобьет стекло рожками и выпрыгнет, было бесполезно, — вспоминает Светлана. — Даня твердил, что олененок может погибнуть. И тогда я поняла, что моему терпению пришел конец. Несмотря на слезы сына, вернуться на дачу и открыть дом со словами: “Вася, ты спасен!

Выходи!” — я не могла. Даже не потому, что выглядела бы полной идиоткой, а потому, что всему есть предел.

Мама решила, что их единственное спасение — это детский психиатр. Профессор научного центра психического здоровья РАМН Вера Бакшина на своем веку повидала многих детей, в том числе и “наполеонов”, поэтому она и бровью не повела, когда Даниил открыл в кабинет дверь и, не обращая внимания на врача, кивая на невидимое стадо, громко объявил:

— Оленята, заходите!

— У меня было впечатление, что врач и ребенок нашли друг друга, — вспоминает Светлана. — Более благодарного слушателя, чем профессор, было просто не найти. Честно говоря, меня шокировал доктор, записывающий весь этот бред в карточку. Они понимали друг друга с полуслова и беседовали несколько часов. Ее интересовало все: родственные связи оленят, откуда приехали, что едят, как спят…

Но в конце концов Вера Михайловна попробовала воззвать к здравому смыслу ребенка:

— А как у вас могут жить оленята, если ты человек, папа-мама тоже? Вот посмотри на маму, разве она похожа на олениху: ни копыт, ни рожек…

— Так она мне и не мать, — не моргнув глазом, заявил Даниил.

Мама Светлана чуть не заплакала от обиды... Но врач успокоила ее:

— Ну что ж, здоровый мальчик. Такая буйная фантазия говорит лишь об эмоциональности ребенка, что свидетельствует о хорошем интеллектуальном развитии. Но из-за повышенной восприимчивости нервная система не справилась с потрясением, полученным от мультфильма, и сработала своеобразная защита. Именно в этом возрасте дети особенно боятся смерти — как своей, так и родителей. Мультфильм продемонстрировал, как легко это может случиться. В силу возраста именно в этот период ребенок был не готов узнать, что в жизни не все бывает так беззаботно, как у него, и в реальности есть много опасностей. Ему показалось, что только герои могут с этим справиться. Он примерил ситуацию олененка на себя: он маленький мальчик, случись что, не сможет спасти родителей. А олененок оказался храбрым и смелым, поэтому нужно быть на него похожим… Поэтому олененок стал кумиром. Так что теперь рассказывайте ребенку побольше о себе, своей семье и своих поступках, чтобы он видел, что его собственная семья тоже способна на многое.

* * *

— С тех пор наша семья стала “героической”, — смеется Светлана. — Следуя совету доктора, мы с мужем рассказывали про сбор макулатуры и металлолома в школьные годы, хвастались своими “пятерками”, грамотами по английскому и красными дипломами. Где уж оленятам своими маленькими копытцами угнаться за нами! Но самое яркое впечатление произвел на сына наш дедушка, который в молодости служил на Балтийском флоте. Мы уже было хотели праздновать разгром оленят Балтийским флотом и нашу сокрушительную победу над ними, но дедушка возьми и ляпни еще и о Черноморском флоте... А там-то он не служил! В отличие от оленят, которых Даня немедленно объявил черноморскими героями.

Нас спас рассказ о прабабушке, ветеране войны, реальном герое нашего времени. Пришлось приврать, конечно — якобы старушка не только работала в тылу, но также защищала Москву, брала Берлин и водружала там красное знамя…

С тех пор авторитет оленят померк, и через пару месяцев они исчезли так же, как и появились. Но, помня пережитое, на всякий случай малышу еще долго не показывали мультики типа “Пингвиненка Лоло” — ведь следующего триумфального нашествия зверей-героев родители бы уже не пережили…

Комментарий специалиста кафедры прикладной психологии Университета им. М.А. Шолохова Елены Бахуриной:

— Детские фантазии и воображаемые друзья — естественное состояние детской психики. Часто малыши придумывают воображаемых друзей, например, динозавров, которые впечатляют их своей силой. Также это могут быть фантазии о несуществующих городах, населенных невиданными существами. Не стоит бежать к врачу, какими бы невероятными ни казались рассказы ребенка. Фантазируя, ребенок лишь демонстрирует свою интеллектуальную способность проецировать мир. Что, безусловно, пригодится ему в будущем, поможет воспринимать как научные знания, так и культурные ценности.

Многие родители думают, что, если ребенок придумывает друзей, значит, он одинок. Это никак не связано между собой. Запрещать фантазировать ни в коем случае нельзя. Однако, если у ребенка навязчивая фантазия, исключительно вокруг одного и того же объекта, это может означать, что в голове его скрывается страх. А вот страхи уже нужно преодолевать. И если родители, рисуя и обсуждая причину страха, не могут справиться сами, только тогда следует обратиться к специалисту-психологу. А вот психиатр вряд ли понадобится: вероятность психических отклонений, проявляющихся фантазиями, — один процент из ста. Как правило, одной-двух бесед с ребенком вполне достаточно, чтобы избавить его от навязчивой идеи. Родителей должны волновать не фантазии как таковые, а поведение ребенка. Например, если малыш боится других людей, темноты, плохо спит, его мучают кошмары, он не контактирует с другими детьми — все это говорит о проблемах. Если бурные фантазии не мешают социальному поведению ребенка, нет оснований беспокоиться. Стоит помнить, что у восприимчивых детей навязчивые фантазии могут повторяться вновь, уже вокруг других объектов, особенно это характерно в возрасте от 5 до 8 лет. Всех детей, а восприимчивых в особенности, следует ограждать от лишней информации, которая может спровоцировать эмоциональную перегрузку, что даст толчок к новому страху и выльется в очередных навязчивых воображаемых друзей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру