Дорогие россияне скоро подешевеют

Сначала пострадают приезжие рабочие, а следом и наши: инфляция, банкротства, дорогие кредиты…

Вчера рассказали новый анекдот. То есть он, наверное, старый, просто переиначили под события: “18 сентября, обед, мужик застрял на Тверской наглухо в пробке. Смотрит, гаишники суетятся. Наконец доходят до него, и он спрашивает: “Капитан, что за дела? Два часа стою, ни туда ни сюда”. — “Да вот, террористы захватили нашего министра финансов, выкуп требуют — 10 миллиардов, а то грозятся бензином облить и поджечь. Ходим, собираем кто что может. Ты-то как?” — “Ну, я литра три — да нет, пожалуй, литров пять солью”.

Что-то мне подсказывает, что вскоре количество таких “добрых” анекдотов про нашего министра финансов значительно увеличится. Тем более что Минфин начинает потихоньку знакомить россиян с истинной картиной происходящего, которая не очень укладывается в официальную версию “подставы от Запада”. Так, например, в воскресенье Алексея Кудрина могли лицезреть и слушать зрители Первого канала, в интервью которому он, в частности, говорил: “Массовых банкротств мы не предполагаем. Возможно, в следующем году будут немного меньше темпы экономического роста, но они будут выше среднемировых, валюта будет стабильной… Конечно, вырастут ставки по потребительским кредитам, конечно, компании, в которых они работают (граждане. — “МК”), может быть, будут испытывать какие-то сложности… Можно не бояться за вклады населения, можно не бояться за устойчивость всех ведущих банков” (выделено “МК”). Тогда же глава Минфина признал, что действия правительства и ЦБ поднимут инфляцию дополнительно на 1—2% по результатам года.

Переведем на русский язык слова Кудрина: банкротства будут, особенно в среде среднего бизнеса и более крупных компаний, чей бизнес не связан, с одной стороны, с исполнением госзаказов, а с другой — не аффилирован с определенными лицами из числа чиновников. В этих компаниях как минимум не следует ожидать повышения зарплат, даже индексацию на инфляцию, а как максимум пойдут сокращения и увольнения. Если учесть, что, как говорят эксперты, к примеру, из всех компаний-застройщиков смогут, да и то лишь частично, реализовать уже начатые планы исключительно самые крупные девелоперы, то в ближайшие месяц-полтора на московский нелегальный рынок труда и столичные улицы выплеснется армия уволенных и выгнанных с работы гастарбайтеров-строителей. Которым, кстати, надо не только посылать переводы семьям, но и жить на что-то самим. В отсутствие работы можно ожидать всплеска уличной преступности с национально-гостевым акцентом. Впрочем, и обычным наемным работникам придется несладко.

Что касается банков, то глава Минфина уверен в прочности позиций ведущих. Спасение остальных — дело их собственных рук. А рассчитываться за предоставленные сейчас кредиты придется в оговоренные сроки, причем откуда они возьмут деньги — никого не волнует. Либо залезут в еще более глубокую долговую яму, либо попросятся под “крыло сильного соседа”. Рядовым вкладчикам волноваться не стоит. Но не стоит и забывать о том, что полный возврат вклада государство гарантирует лишь в размере 100 тысяч рублей. С остальной суммы, дорогие мои, гарантируется возврат лишь 90%. Да и то в пределах до 400 тысяч рублей.

Ждать массового возвращения зарубежных инвесторов, несмотря на все заклинания, явно не стоит. Пусть наши акции — одни из самых недооцененных в мире, риски нарваться на неприятности тоже одни из самых высоких. Федеральная служба по финансовым рынкам на прошлой неделе это явно продемонстрировала, прикрыв торги “до особого распоряжения”. Регуляторы рынка на Западе примерно в той же ситуации ограничились запретом на маржинальные сделки. Тут скорее отечественные инвесторы выведут деньги за рубеж, чем иностранцы придут со своими кошельками. А заначки государства на поддержку рыночных “штанов” ограничены 500 миллиардами рублей ($20 млрд.).

Так удалось ли “команде Кудрина” справиться с кризисом или “пожар потушили ледяным керосином”, который вскоре согреется и полыхнет с новой силой? И не только на фондовом рынке. А на всей нашей экономике, опирающейся на займы и нефтедоллары, с ее устойчивостью песочного замка.

Александр ГРИШИН.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Дмитрий БАДОВСКИЙ, заместитель директора НИИ социальных систем:

— Принятые государством меры позволили остановить панику — действия были адекватными, хотя, конечно, запоздали. Но это был кризис-менеджмент. Теперь, когда пожар потушен, было бы правильным не предаваться оптимизму по поводу того, что мы все решили, а анализировать фундаментальные проблемы. Которые не преодолены. Кризис лишний раз доказал слабость и неустойчивость финансовой системы. Модель роста, основанная на развитии на заемные средства из-за рубежа, зависимости от импорта, кредитования наших банков за границей и притока не только прямых, но и спекулятивных средств, дальше не может существовать. Возможность повторения подобных событий исключать нельзя, и последствия могут быть не менее серьезными. Отток капитала и риски, связанные с дальнейшим развитием негатива на глобальном рынке, — все это никуда не делось. К тому же предпринятые меры могут повлиять на рост инфляции, что уже затронет все население.

Владислав ИНОЗЕМЦЕВ, директор Центра исследований постиндустриального общества:

— Причиной кризиса была паника, и государство поступило правильно, вбросив определенные средства на рынок. До этого там, безусловно, надулся пузырь, который и сдулся в результате кризиса. Не до нормального уровня индекса РТС (1300—1400), а гораздо сильнее. Что касается дальнейшего развития ситуации, то я не думаю, что рынок пойдет к максимальному уровню. Впереди боковой тренд: рынок будет находиться на уровне конца пятницы плюс-минус 10%. Продолжать же вкладывать средства в рынок для государства рискованно: это деньги налогоплательщиков, и разбазаривать их, выкупая акции олигархов, глупо.

Справиться с нехваткой банковской ликвидности тоже удалось, но в ближайшее время банки будут гораздо более осторожными в выдаче кредитов. В экономике денег станет меньше, но до кризиса не дойдет. В течение месяца кредитные ставки для предприятий вырастут на 4—5%. Что касается последствий для населения, то в ближайшие полгода пойдут вниз цены на недвижимость — это касается в большей степени провинции, где сильнее спрос. А вот опасения насчет невыдачи вкладов, обесценивания рубля и т.п. — это страшилки, такого не будет. Государство не допустит.

Татьяна ЗАМАХИНА.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру