Пришелец из космоса принес дачнику 10 тысяч

Счастливчик, нашедший метеорит, получил по рублю за каждый год его земной жизни

Редкая удача улыбнулась варщику сосисок крупного столичного мясокомбината Александру Комягину. Работая на своем дачном участке на границе Московской и Смоленской областей, 57-летний мужчина нашел метеорит.

“Это самый настоящий хондрит — осколок большого астероида, летающего на задворках нашей Солнечной системы”, — вынесли вердикт в Институте геохимии и аналитической химии им. Вернадского РАН. Камень прилетел на Землю несколько тысяч лет назад и лежал в овраге на окраине деревни Батюшково, пока Александру Ивановичу не вздумалось поискать там материал для украшения цветника. На днях, после тщательного исследования образца, Российская академия наук присудила счастливчику премию — около 10 тысяч рублей. Первым удачливого варщика поздравил “МК”.

— Случилось это 15 августа прошлого года, когда я решил поискать в овраге гладких камушков, — рассказывает Александр Комягин. — Наносил тогда много булыжников-валунов, выложил ими цветник, но один камень отложил в сторону, уж больно он был необычен — в виде полумесяца. Так бы он и валялся возле дома, если бы через полгода мне не попалась в книжном магазине интересная монография про метеориты. В ней-то я и вычитал про главные признаки небесных странников: тонкий слой нагара, шероховатая поверхность, способность примагничиваться…

Пытливый ум Комягина (по образованию он — радиоинженер) тут же подтолкнул его к эксперименту. Он принялся скоблить 4-килограммовый камень, откалывать кусочки, в конце концов даже понюхал.

— Вы знаете, в отличие от других камней этот имел ярко выраженный запах серы, легкий нагар под внешней окаменелой поверхностью и пористую внутреннюю структуру, — сообщил “МК” варщик сосисок. — Я использовал металлодетектор для обнаружения в камне железа. Камушек зазвонил — будь здоров. Ну я и повез его в Институт Вернадского.

Сотрудники НИИ тут же с удовольствием приняли находку для проведения экспертизы.

— Уже через два дня мне позвонили из института и сообщили, что мои догадки подтвердились, — говорит Комягин. — Камень действительно оказался метеоритом, 127-м по счету, найденным в России с 1749 года. Ему присвоили название Батюшково, по названию места обнаружения.

— Александр Комягин — один из редчайших в своем роде “собирателей” метеоритов, — восхищается заведующий лабораторией метеоритики ГЕОХИ РАН Михаил Назаров. — Он, пожалуй, единственный, кто отдал нам весь камень, ничего не отпилив себе. Обычно люди не торопятся расставаться с небесными находками.

— Насколько ценен метеорит Комягина?

— То, что предоставил садовод-любитель, оказалось каменным метеоритом с включениями металлического железа (бывает еще оксид железа). Такие мы называем хондритами. Он “родился” скорее всего от столкновения двух астероидов в зоне, которая как бы опоясывает нашу Солнечную систему. До вхождения в земную атмосферу вес отколовшегося небесного тела составлял около 46 кг. После до 90% массы оплавилось, и на Земле оказался камушек весом 4,6 кг. Мы дорожим всеми находками, и Батюшково будет постоянно храниться в Музее внеземного вещества НИИ геохимии им. Вернадского, как и все 126 метеоритов, найденных до него.

— Можно ли установить время падения?

— Точно этой даты мы установить не можем. Скорее всего это произошло до ледникового периода, может быть, 10 тысяч, а может быть, и 1 тысячу лет назад. Дело в том, что хондриты в принципе долго не хранятся на Земле. Они окисляются (или попросту — ржавеют) и рассыпаются. Самые “долгоживущие” на Земле хондриты находят в пустынях, где тепло и сухо. Но и там они лежат в среднем 15—20 тысяч лет. А в наших климатических условиях метеориты лежат на земле от силы 10 тысяч лет.

Куда потратить деньги, астроном-любитель еще не решил. Правда, справедливости ради следует заметить, что его метеорит — самый дешевый на “рынке” космических объектов. Ведь за лунные или марсианские камни платят куда больше — по 1,5—2 тыс. долларов за грамм.

СПРАВКА "МК"

Самый старинный метеорит из найденных на Земле, в пустыне Сахара — Dhofar 025. Его возраст до 500 тысяч лет. Хондрит — это первоначальное вещество нашей Солнечной системы. Само Солнце, если выгнать из него группы летучих элементов, таких, как водород и гелий, будет представлять собой тот же хондрит. За всю историю в Московской области было найдено два метеорита. Первый — метеорит Бородино, упавший 5 сентября 1812 года, накануне Бородинской битвы, в расположение российских войск. Вторым считают метеорит Никольское, найденный в Солнечногорском районе 6 марта 1954 года.