Невыносимая сладость

Россию захлестнула волна детского диабета

Пандемия сахарного диабета накрыла цивилизованные страны мира, в том числе и Россию. Особенно непредсказуема болезнь в детском возрасте. Дети и подростки чаще страдают диабетом более тяжелого 1-го типа. Сейчас в мире ежедневно более 200 детей заболевают этим страшным недугом.

Катастрофически растет число людей, заболевших диабетом 2-го типа. Он опасен тем, что развивается постепенно и люди годами не замечают необратимых изменений. Прогнозируется, что к 2025 году количество таких больных на планете увеличится до 380 миллионов, причем большую часть составят пациенты наиболее работоспособного возраста.

Россия наряду с Индией, Китаем, США и Японией входит в пятерку стран с наибольшей заболеваемостью диабетом. В России этот недуг выявлен более чем у 16 тысяч детей и 9 тысяч подростков. Еще 40 лет назад такие ребята не доживали и до 18 лет. Сегодня это одно из самых распространенных детских эндокринологических заболеваний успешно корректируется. Но при этом резко меняется жизнь и самого ребенка, и всех его близких. С какими трудностями они сталкиваются?

СПРАВКА "МК"

При диабете 1-го типа отсутствует или вырабатывается очень мало инсулина — гормона, помогающего клеткам усваивать глюкозу из крови. При этом организм голодает (несмотря на прием пищи), и без лечения человек вскоре умирает от истощения. Для контроля уровня сахара крови таким больным жизненно необходимы ежедневные инъекции инсулина. В мире около 6 миллионов человек болеют диабетом 1-го типа. Каждый год это число увеличивается примерно на 2500 случаев диабета.

* * *

— Когда нашей 2-летней дочери поставили этот страшный диагноз, мы были в шоке, — рассказывает Татьяна, мама 13-летней Ксении. — Сложно было все: девочка боялась уколов, рыдала, когда мы подходили со шприцем, — не могла понять, почему близкие люди постоянно причиняют ей боль. Приходилось по нескольку раз в день колоть крохотные пальчики, чтобы измерить уровень глюкозы в ее крови. Пробовали брать кровь даже из ножки. При диабете нужно точно рассчитывать количество съеденной пищи, а ведь очень трудно заставить маленького ребенка съесть положенное в тарелку да еще в нужное время.

“Когда ребенку ставят этот диагноз, семья испытывает сложнейший период, — говорит детский врач Наталия Евгеньева. — Начинается поиск “козла отпущения” — чьи гены виноваты? Зачастую семьи просто распадаются. Хотя почему заболевают диабетом первого типа, точно не знает никто”.

Выявлено несколько важных факторов, провоцирующих болезнь. Например, наследственность. Если оба родителя болеют диабетом 1-го типа, то риск развития у ребенка этого заболевания превышает 30%. Обычно таким парам не советуют заводить детей. Хотя, например, старейшая больная диабетом 1-го типа Глэд Далл, которая болеет уже более 70 лет, говорит, что жалеет в своей жизни лишь об одном — о том, что не решилась родить ребенка.

— Известно, что прививки и вирусные заболевания способны провоцировать развитие диабета, — говорит эндокринолог Екатерина Николаева. — У меня есть пациент, заболевший в детстве после эпидемического паротита, проще говоря, “свинки”. Его брата-близнеца вовремя увезли к бабушке, и он остался здоров. Полагаю, что влияет и изменение образа жизни цивилизованного человечества — дети сейчас мало двигаются, едят много сладкой, жирной пищи. Меня часто спрашивают: если ребенок ест много сладкого, может ли это вызвать диабет? У здорового малыша — нет, но если у него генетически неполноценный инсулярный аппарат, чрезмерная нагрузка на него (к примеру, большое количество конфет и пирожных) может стать провоцирующим фактором.

Сильная психологическая или физическая травма также может послужить толчком для развития этой напасти.

Например, 6-летняя Наташа заболела после того, как развелись родители. 8-летний Максим пережил сильный испуг, когда загорелась дача, где они вдвоем с бабушкой ночевали. 14-летняя Ирина попала в аварию. Отделалась легкими ушибами, но вскоре врачи поставили неутешительный диагноз — диабет 1-го типа.

Достаточно часто причины заболевания так и остаются не выявленными.

— Мой Димка заболел в 12 лет, — рассказывает мама Оля. — С чего? Ни у кого в роду проблем с поджелудочной никогда не было. Сейчас его болезни уже 11 лет, появились осложнения на глаза и сердце. Слишком сложно было заставить подростка соблюдать все ограничения, которые накладывает эта болезнь.

“Чем меньше возраст ребенка, заболевшего диабетом, тем больше риск осложнений и тем хуже течение болезни, — говорит детский врач-эндокринолог Екатерина Николаева. — У детей есть два возрастных пика заболеваемости.

Первый критический возраст — 4—7 лет, особенно если малыш пошел в школу или детский сад. Слишком много стрессовых факторов для детского организма — прививки, вирусы, изменение привычного окружения, резкое увеличение нагрузки. Второй пик заболеваемости приходится на время полового созревания, когда гормональная система человека проходит испытание на прочность.

* * *

Если вы вдруг заметили, что ваш малыш резко худеет, слабеет, при этом у него волчий аппетит и чудовищная жажда, если медленно заживают ранки на коже и часто наблюдается зуд, гнойнички, — это повод срочно обратиться к эндокринологу.

— Недавно ко мне на прием на руках принесли 6-летнего мальчика, он был уже практически в коме, — вспоминает Наталия Евгеньева. — Он резко, почти на 7 килограммов похудел — для дошкольника это просто катастрофическая цифра! А родители все размышляли, идти к врачу или “само рассосется”. Мы срочно сделали анализ крови — уровень глюкозы превышал норму в 4 раза! У него уже начался кетоацидоз (накопление ацетона в крови. — Авт.), это настоящая катастрофа в обмене веществ. Счет шел на часы, мы могли просто потерять ребенка.

Мальчика спасли, теперь он в больнице, привыкает жить от укола до укола. Лечение при диабете 1-го типа только одно — многоразовые (в среднем 5 раз в день) инъекции инсулина. Плюс специально продуманное питание и физические нагрузки. Еще нужно несколько раз в день прокалывать пальцы и измерять специальным прибором (глюкометром) уровень глюкозы в крови. Соблюдать все эти условия непросто даже взрослым, а что уж говорить о детях!

— Диабет — очень непредсказуемая болезнь, — вздыхает мама Ксюши. — Можно колоть одинаковые дозы инсулина, даже в одно и то же место, кормить ребенка примерно однообразной пищей, а сахар в крови все равно будет скакать.

— Иногда просто охватывает отчаяние, — рассказывает Дима, заболевший в 12 лет. — Может быть, поэтому многие ребята пускаются во все тяжкие. Помню, лежал как-то в санатории для диабетиков. 14—16-летние ребята чего там только не вытворяли — курили, пили, занимались любовью. “Нам все равно мало жить осталось, поэтому надо все успеть попробовать”, — говорили они. Многие мои друзья с диабетом часто размышляют о самоубийстве, боясь слепоты и ампутации ног — самых страшных последствий диабета.

Молодежные тусовки, как и детские праздники, — это особая проблема для родителей таких детишек. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным на этих праздниках жизни. При этом употреблять то, что обычно едят в таких случаях: торты, мороженое, соки, пиццу, картофель фри и тем более спиртное ему нельзя. Некоторые родители приносят в гости свои “диабетические продукты”, но это только лишний раз напоминает о болезни.

— Марка “диабетические продукты” — скорее рекламный ход, чем реальный выход для больных диабетом, — говорит детский врач Наталия Евгеньева. — Они так же вредны для детей, как и обычные сладости. Помимо искусственных сахарозаменителей, которые сильно нагружают почки, в этих продуктах все равно очень много углеводов за счет, к примеру, муки. Считаю, лучше приучать ребенка выбирать на празднике что-то подходящее из обычной еды. Это могут быть фрукты или даже маленький кусочек шоколада, конфета. Иногда малышу можно позволить такую сладость — для его психологического комфорта, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным всеми радостями жизни.

Часто родители и другие близкие превращаются в настоящих “диабетических” надсмотрщиков, которые только и твердят ребенку о его болезни, и о том, что ему нельзя есть. Из чувства протеста он начинает тайком поглощать запретные вещи в огромных количествах — о последствиях в юном возрасте редко кто задумывается…

— Меня просто бесит, когда мне постоянно напоминают про мою болезнь, — говорит 19-летний Кирилл. — У меня и так в голове все время работает калькулятор: чего и сколько я могу съесть, сколько единиц инсулина надо уколоть. А когда окружающие в самый неподходящий момент говорят: тебе это нельзя, — чувствуешь себя просто инвалидом.

Поэтому, когда мне было лет 15—18, я бравировал тем, что ел “запрещенные” продукты. И даже иногда напивался, хотя после этого мне было очень плохо. Сахар сильно падал, хорошо, что моя девушка заметила, что я чуть ли не в обмороке, и насильно засунула мне в рот несколько кусков рафинада.

СПРАВКА "МК"

У здорового человека уровень глюкозы в капиллярной крови (из пальца) натощак находится в пределах от 3,5 до 5,5 ммоль/л. У больного сахарным диабетом уровень глюкозы может опускаться ниже 3,5 ммоль/л, и тогда мозг начинает голодать — появляются головокружение, холодный пот, сердцебиение, судороги. Есть примерно 20 минут, чтобы дать такому человеку несколько кусочков сахара или стакан сладкого сока. В противном случае больной может впасть в кому.

Высокая глюкоза крови практически не ощущается человеком. Но от нее страдают все системы организма, особенно мозг и мелкие сосуды глаз, почек и ног.

* * *

— Сейчас качество жизни детей с диабетом значительно улучшилось, — говорит ведущий научный сотрудник ГУ ЭНЦ Росмедтехнологий Минздравсоцразвития Александр Майоров. — Если правильно питаться и делать уколы, заниматься спортом и вовремя проходить обследование, поздних осложнений диабета (слепота, нефропатия и пр.) можно избежать.

Люди с диабетом ведут активную жизнь: выигрывают конкурсы красоты, как “Мисс Америка-99” Николь Джонсон, получают “Оскара”, как “девушка Бонда” Холли Берри, и даже становятся олимпийскими чемпионами, как гребец Стив Рэдргэйв.

Но Запад Западом, а в России свои проблемы. Больные вспоминают, как несколько лет назад возникли перебои с инсулином — получать его приходилось каждую неделю, и не было уверенности, что дадут. Сейчас положение с инсулином вроде бы нормализовалось, но тест-полосок, необходимых для контроля сахара в крови, люди получают все равно меньше положенного.

— Чтобы избежать осложнений диабета, мы решили отдать девочку в спорт, — делится Галина Константиновна, чья внучка Лена болеет с 10 лет, но при этом входит в число лучших фигуристок столицы, окончила школу с серебряной медалью, поступила в престижный вуз. — Заниматься спортом для диабетиков очень полезно — ребенок нормально развивается, лучше идет усвоение клетками глюкозы, к тому же это профилактика сердечно-сосудистых осложнений.

Вот только при физической нагрузке сахар может резко упасть. А это — голодание клеток мозга, что, сами понимаете, опасно. Поэтому нужно постоянно следить за ребенком, как минимум каждые полчаса давать ему перекусывать. Я вышла на пенсию и всю свою жизнь подчинила интересам внучки. Ездила с ней на катки, сидела с бутербродами на тренировках и соревнованиях.

— У нас самые большие сложности с контролем сахара начались, когда Ксюша пошла в школу, — вспоминает мама другой девочки с диабетом. — Хотя я приучила дочь делать себе уколы самостоятельно, она стеснялась колоться в школе. Часто забывала измерять глюкозу крови, пропускала инъекции. К сожалению, у них медсестра была приходящая, учительнице других забот хватало, так что рассчитывать на чью-то помощь не приходилось. Хорошо, хоть разрешали тихонько перекусывать на уроке.

Такие трудности в школах возникают не только в России. Кэтрин Хуртиг из Швеции, мама 6-летнего ребенка с диабетом 1-го типа, рассказала мне, что ее сына не хотели принимать в несколько школ, придумывая какие-то благовидные предлоги для отказа. А 16-летняя датчанка Пернилл Кристоферсен с улыбкой вспоминала, с какой недовольной миной наблюдала учительница за ее перекусами.

— Однажды на уроке мне стало плохо, сахар в крови упал ниже нормы, — говорит Пернилл. — Учительница, хотя ее и обучали тому, как вести себя в этом случае, совершенно растерялась. Хорошо, что мои одноклассники знали, что мне нужно быстро засунуть в рот несколько кусков сахара.

“Мы в течение нескольких лет проводили опрос в разных странах мира, — рассказала “МК” координатор программы DAWN Youth Лизе Кинго. — Трудности в школах возникают практически у всех, поэтому ребята с диабетом меньше учатся и бросают учебу раньше, чем другие. К тому же в школах не хватает медсестер, учителя плохо осведомлены о проблеме диабета и не могут помочь таким ребятам ”.

СПРАВКА "МК"

У больных сахарным диабетом возникают чаще, чем среди населения в целом:

— болезни сердца в 2—3 раза;

— слепота в 10 раз,

— нефропатия (поражение почек) в 12—15 раз;

— гангрена нижних конечностей почти в 20 раз. Каждые 30 секунд в мире производится ампутация ног из-за диабета.
 

* * *

— В последнее время во всем мире, и в России в частности, отмечается две очень неблагоприятные тенденции, — говорит Александр Майоров — Во-первых, все больше детей заболевает очень рано, до 5 лет. А во-вторых, увеличивается количество ребят, больных сахарным диабетом 2-го типа.

Раньше диабет 2-го типа называли “старческим”, “диабетом пожилых”. Он в гораздо большей степени, чем диабет 1-го типа, зависит от образа жизни и питания. Обычно возникает у тучных, малоподвижных людей старше 30 лет. Но теперь им все чаще заболевают дети. Диагноз им ставят тогда, когда в организме уже происходят необратимые изменения.

Чтобы людям проще было узнать о своем уровне глюкозы крови, во многих странах специалисты “идут в народ”. Так, в Италии недавно открылась передвижная диабетическая “деревня” со специальным детским домиком, в котором ребенку могут быстро и в игровой обстановке провести необходимые исследования. У нас по России уже несколько лет курсирует “Мобильный диабет-центр”, в котором тоже можно “провериться на сахар”, но дети его, к сожалению, практически не посещают.

— Я серьезно занимался плаванием, — рассказывает Алексей Минин. — Когда в 15 лет оставил большой спорт, быстро поправился, стал весить под 100 кг. Резко упало зрение — думал, от учебы. Иногда ныло сердце, болели ноги — я не придавал этому значения. Когда случайно поставили диагноз “диабет 2-го типа”, был в шоке. Хорошо, отец помог выйти из депрессии. Снова стали с ним плавать, вместе сели на жесткую диету. В конце концов я сбросил 32 килограмма, снова стал нравиться девушкам, но здоровье-то не вернешь. Мечтаю дожить до того времени, когда найдут спасение от диабета.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру