Чей туфля

Российскими сапогами китайскую стену не пробьешь

Обувь в России неминуемо будет дорожать: китайские поставщики недавно подняли цены на свою продукцию на 20%. Все дело — в фатальной зависимости нашего рынка от китайской “одежды для ног”: из Поднебесной поступает порядка 80% продаваемой в стране обуви. При этом более половины ее — подделки и контрафакт, нередко опасный для здоровья. “Отечественные же производители потеряли рынок” — к такому неутешительному выводу пришли представители отрасли, собравшиеся за “круглым столом” обсудить проблемы обувного бизнеса.

“Рынок обуви — около 15 млрд. долларов, из них только 1,5 млрд. наскребут российские производители”, — рассказала генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич. — При этом 60% рынка — теневой импорт. В Европе тоже существует такая проблема, но там в тени 20%.

По данным эксперта, средняя цена ввозимой в страну обуви — всего 14,5 доллара. А до торговых точек в Москве каждая пара доезжает, подорожав в среднем в 10 и более раз. Так что высокая цена не гарантирует качества. Как и известная торговая марка. Например, на нашем рынке, казалось бы, полно итальянских брендов — на практике же производство зачастую размещено все в том же Китае. Только около 2% обуви поступает к нам из Италии (турки, кстати, тоже солидно проигрывают китайцам: их доля — около 9%).

Россияне в среднем покупают 2—3 пары обуви в год, тогда как европейцы не скупятся тратиться на 4—6 пар, а американцы — и на 8—9. Правда, за последние пять лет объем российского рынка обуви увеличился почти в два раза, но наши производители тут почти ни при чем. В прошлом году они удовлетворили рыночный спрос только на 10%. Да и держатся наши обувщики в первую очередь на заказах госструктур — Вооруженных сил и МВД. Не случайно в структуре производства обуви мужская занимает первое место — 45% от общего выпуска. Стоит отметить, что половина всех продаж обуви приходится на женскую, на втором месте детская обувь и только на третьем — мужская. У нас всего три-четыре сильных кожзавода на всю страну, мало производителей подошв и колодок, а изготовителей меха для подклада нет совсем.

— Производить обувь в России нерентабельно, поскольку она завозится очень дешево, продается дорого, а “вилка”, то есть прибыль, достается не производителям, а торговцам, — ставит диагноз Андрунакиевич.

Почему же наш производитель оказался в загоне? Во многом виноваты “эксперименты” наших чиновников с пошлинами. “В начале 90-х в стране производилось порядка 350 млн. пар обуви. Но после того, как был открыт рынок, практически отменена импортная пошлина, производство снизилось в 10 с лишним раз, — прокомментировала “МБ” эксперт. — В конце 90-х пошлину опять ввели (20%) — тут же начался подъем. Однако в 2006 году она опять упала до 10%”.

Что не замедлило сказаться на рынке. По данным Роспрофтекстильлегпрома, в 2007 году выпуск обуви уменьшился на 11,4%, а импорт увеличился почти вдвое. Доля отечественной обуви на рынке сократилась с 16 до 11,9%, а импорт превысил нашу продукцию в 2,4 раза. Между тем до снижения пошлин производство обуви развивалось наиболее высокими темпами в легкой промышленности (в 2001 году — 112%, 2002-м — 114%, 2003-м — 112%). Конечно, правительство не ставило цель угробить нашего производителя — целью являлось выведение импорта из “тени”, однако эффект оказался небольшим.По данным Роспрофтекстильлегпрома, за счет увеличения доли импорта обувь подорожала на 15—20%, при этом в 2007 году было ликвидировано 325 российских обувных предприятий  (зарегистрировано в то же время — 183).

Сейчас, рассказывает Андрунакиевич, в стране производится 60 млн. пар обуви, летнюю же “одежду для ног” фактически не делают. Если мы все-таки вступим в ВТО, чиновники снизят пошлины еще больше. Что же будет тогда, обувщикам не хочется даже загадывать.

— Мы направили письмо в Правительственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике во главе с первым вице-премьером Виктором Зубковым, — рассказала эксперт “МБ”. — Написали о необходимости увеличить пошлину как минимум до 20%. Как показывает опыт, это не повлияет на потребительские цены. Нам пока не ответили.

Позицию московских властей представил на “круглом столе” Александр Карпов, первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы. “Департамент готовит новую программу развития предпринимательства на 2010—2012 гг., — рассказал он бизнесменам. — Там вы можете найти финансовую поддержку — прямые субсидии на переоборудование, закупку новой техники, приобретение комплектующих (в частности, до конца этого года на эти цели предусмотрено 300 млн. руб.). А еще — гарантии по кредитам в банках, субсидирование процентной ставки”. По его словам, в Москве до 1 января будет сформирован перечень объектов недвижимости, которые будут целевым образом предоставляться малому и среднему бизнесу на закрытых аукционах (3 млн. кв. метров). Арендная ставка составит от 5 до 15 тысяч рублей за “квадрат” в год. Похожее решение принято и по поводу предоставления бизнесу земельных участков.

“1,5—2 млн. пар кирзовых сапог ежегодно производится в стране. Чтобы делать не только их, но и модную обувь, придется вкладываться в подготовку кадров, — продолжил Карпов. — В связи с этим мы собираемся начать программу по обучению наших специалистов за рубежом — а именно в Италии”. Правда, захотят ли бизнесмены отправлять своих работников за бугор, Карпов все же сомневается: а вдруг, подучившись, работник сбежит к конкурентам?

И все же он сделал оговорку: несмотря на поддержку малого бизнеса, обувной отрасли в Москве развиваться слишком сложно: очень высоки издержки. Выживать в столице могут в основным небольшие обувные ателье. “Занимайтесь в Москве дизайном”, — пригласил обувщиков чиновник.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру