Как узаконить свои сотки

«МК» выяснил, кто и как тормозит дачную амнистию

О дачной амнистии обычно пишут с двух точек зрения: многострадальных дачников либо чиновников, за паутиной циркуляров не видящих истинного положения вещей. Однако для объективности всегда привлекали третью сторону, которой в данном случае по полному праву могут считаться землеустроительные организации. Бесконечные бюрократические проволочки, несовершенство законов о земле и кадастре, истерики отчаявшихся граждан… Каково это — работать между молотом и наковальней, “МК” узнал у руководителя одного из таких муниципальных предприятий Татьяны Барсуковой.

Организация, которую возглавляет Татьяна Евгеньевна, была создана в 1998 году по инициативе администрации Истринского района. Тогда как раз вступил в силу Закон о кадастре, и надо было срочно заниматься оформлением участков муниципальных объектов: школ, детских садов, котельных, больниц. Работа не завершена до сих пор — слишком много камней преткновения на этом пути. Одновременно здесь помогают простым гражданам встать на кадастровый учет. Как это порой нелегко, Барсукова знает не понаслышке.

— Дачная амнистия тормозится не из-за геодезистов, — считает она. — Систему отлаживают, как правило, юристы, которые в нашем деле не всегда компетентны. Чего стоят, например, постоянные изменения в инструкциях: там добавьте цифру, здесь запятую… За каждой закорючкой межевое дело гоняют из одной инстанции в другую. В результате вместо полутора месяцев оформление занимает полгода.

Татьяна Евгеньевна показывает увесистую стопку бумаги. Все это — межевые дела. Отдать их в кадастровую палату тоже целая проблема. Принимают всего по нескольку заявок в день, но, чтобы их сдать, специалисты МУПа простаивают в очередях по 5—6 часов в день.

— В принципе некоторые сведения мы не обязаны получать, а можем отправить за ними в кадастровую палату самого заказчика, — говорит Барсукова. — Но, извините, у меня контингент — 90-летние бабушки, инвалиды, пенсионеры. Поэтому мы удлинили срок оформления и сами всем занимаемся.

Особенно тяжело работникам “Лимба” пришлось весной этого года, после того как вышли новые правила постановки на кадастровый учет. О свистопляске, которая началась в переходный период, они до сих пор вспоминают с содроганием. Многих граждан завернули из-за того, что у них в дело было вшито объявление о проведении землеустроительных работ не в областной (как распорядились публиковать с 1 марта 2008 года), а в районной газете. У кого-то затребовали подлинник согласования границ, хотя он до этого должен был сдаваться в Земельный комитет. Люди от безысходности бросались проходить согласование заново. Из-за этого в межевом деле начиналась чехарда с числами. В общем, натерпелись все. А толку?

— В нашем деле всегда забывается фраза: закон обратной силы не имеет. Если человек отмежевался до 1 марта, почему он должен проходить кадастровый учет по новым требованиям? Я понимаю, если бы все эти нововведения шли на упрощение работы кадастровой системы. Но выходит с точностью до наоборот. С таким отношением, как сейчас, мы очень долго будем проводить дачную амнистию. Дошло до того, что народ уже боится этой процедуры!

На самом деле бояться надо расплодившихся сейчас коммерческих фирм, которые вместо обещанного оформления земли специализируются на выкачивании денег. По сведениям Роснедвижимости, в одном Истринском районе их насчитывается порядка 24 штук. Но если верить неофициальной статистике, подобные услуги здесь оказывают более 60 организаций.

Во-первых, в отличие от муниципалов, которые ведут объект до постановки на кадастровый учет за ту сумму, которая первоначально указана в договоре, коммерсанты накидывают кругленькие суммы за каждый свой лишний чих. Исправление в описании участка — плати. Сложный изгиб или перемер — аналогично.

Второй момент: на кадастровой карте часто происходят наложения. Геодезисты должны согласовать их с той организацией, которая делала межевание, например, у соседей. В том же “Лимбе” за это денег не берут, а вот другие организации дают заказчику описание и говорят: “Идите и разбирайтесь”. Чтобы выяснить, какая организация неправильно поставила участок на кадастровый учет, надо тоже обратиться в кадастровую палату. И снова начинаются хождения по мукам...

В-третьих, таких землемеров вы не всегда застанете на месте. Одни мигрируют из района в район, даже не заморачиваясь на аренде офиса. Другие выделяют один присутственный день в  районе, когда выяснить наболевшее приходят все клиенты разом. Ну и последнее: если муниципалов контролируют администрации районов, то коммерческие организации сами себе хозяева. Что не так — ищи ветра в поле.

На днях “лимбовцы” праздновали десятилетний юбилей. Прекрасный повод подводить итоги и строить планы на будущее. Как раз в нем геодезисты уверены как никогда. Люди стали чаще обращаться к ним за помощью. Видимо, нахлебался народ самостроя, который может рухнуть в любой момент. Даже сараи стали строить, прибегая к топографической съемке. Не говоря уже о проектировании целого участка или возведении своего дома. Не иссякает и поток желающих сделать межевание, хотя сейчас его отменили как обязательную процедуру для постановки на кадастровый учет.

— Я бы не рекомендовала игнорировать межевание, — советует Барсукова. — Это помогает как узаконить дополнительные сотки, которыми семья пользовалась десятилетиями, так и подстраховать себя от земельных споров.

Уж чем-чем, а земельными спорами наш народ сыт по горло. Правда, специалисты признают, что даже земельный кадастр не поможет их полностью избежать. Человеческий фактор сильнее и живучее любых законов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру