Биржи тонут вместе с людьми

“Бумажный” кризис уже добрался до простых граждан

Два последних дня приносят известия одно другого хуже. ГАЗ остановил производство грузовиков до 13 октября и отправил сотрудников в вынужденный отпуск с сохранением 2/3 зарплаты. КамАЗ сократил рабочую неделю до 4 дней, а часть рабочих отправил в административный отпуск. В режиме 4-дневки КамАЗ будет работать до 6 мая 2009 года. Гордость отечественной металлургии — легендарная Магнитка — объявила о снижении производственных планов в этом году на 20%. А газета “Магнитогорский металл” со ссылкой на источники в менеджменте компании пишет, что работы на комбинате могут лишиться порядка 3000 человек. Как минимум до середины ноября остановил производство Алтайский моторный завод (входит в “Агромашхолдинг”). Впрочем, это лишь самые громкие новости последних дней. А в целом по стране сейчас на грани закрытия балансируют тысячи компаний, в которых работают сотни тысяч россиян.

Кризис перестал быть чисто финансовым. Он вышел на улицы, зашел в офисы, уселся в квартирах, обосновался в цехах.

Вчера позвонил старый приятель. Спросил, не знаю ли я, куда можно трудоустроить сына, выпускника МИСИСа, который после вуза долго и успешно работал в компании по продаже элитной столичной недвижимости. Можно даже по специальности, полученной в вузе. А то сына в риэлторской компании сократили. Как и остальных 80% сотрудников. В одной из специализированных групп так называемой социальной сети стон стоит непреходящий: “Никому не нужны спецы? Уволили… сократили… Готовы перейти уже имеющейся командой”.

Уже сейчас можно сказать, что свертывание девелоперами своих проектов нанесет ущерб индустрии стройматериалов: сократят свое производство (или остановят его) металлурги и машиностроители, цементные заводы, снизится объем перевозок по железной дороге. Под угрозой — работа предприятий АПК, пополнявших свои оборотные средства за счет кредитов в региональных банках. Наибольший удар в нынешних условиях придется на средние и крупные региональные компании, которые обслуживаются в региональных банках. Ведь если крупным кредитным организациям в Москве и может что-то перепасть от госденег, которые, кстати, пока на рынок так и не пришли, то пусть и активно работающему середнячку из, к примеру, Липецка и Белгорода, кредитующему половину местной промышленности, но не числящемуся ни в каких зарубежных рейтингах, от этих денег ничего не обломится. По крайней мере пока Госдума, а затем Совет Федерации не примут пакет антикризисных законов, а президент не подпишет их.

А вот с этим у нас большие проблемы. Еще несколько дней назад мы подкалывали американцев, что они не приняли свой “план Полсона” с первого раза. А мы-де уже отреагировали. Вот только оперативность наша на словоблудии и закончилась. А американцы уже начинают выпуск облигаций.

7 сентября на совещании в Кремле президент Медведев сделал особый упор на важности оперативного принятия решений: “Эта скорость сейчас стоит очень дорого”. И мы вправе были ожидать, что послушное парламентское большинство примется принимать антикризисные законы с удвоенной скоростью. Тем более что 3 октября руководители парламента чуть ли не хором пели о необходимости скорейшего голосования по антикризисным законопроектам.

Но… вчера Госдума перенесла рассмотрение именно этих проектов на 10-е число. Что же такое случилось? Вывод один: верховная российская власть решила не стимулировать депутатов ни кнутом, ни пряником, видимо, рассчитывая, что все само собой устаканится. Подобная вера, очевидно, основана на заверениях околовластных экспертов, что фондовый рынок не так важен. Не раз и не два приходилось читать мнения политологов, которые, кстати, не создали ни одной жизнеспособной политической партии (то есть не добились успеха на своем профессиональном поле), что происходящее сейчас — кризис “бумажной” экономики, не имеющей отношения к реальному сектору. Наверное, таких советников следует направить на встречу с теми сотрудниками Магнитки, которых уволят, пусть они им все объяснят.

А что же депутаты? Отодвинув в сторону принятие антикризисных законов, они занялись обсуждением не менее важного вопроса. Нет, речь не о выделении кредита Исландии, о чем вчера писал “МК”. А о том, что из здания Госдумы убрали аптечный киоск.

— Надо восстановить аптечный киоск. Он много лет работал, и неизвестно, по каким причинам его убрали, — призвала на заседании Госдумы в среду член фракции КПРФ Алевтина Апарина. Дескать, валидолу и аспирину купить негде. А без запаса этих лекарств депутаты, наверное, на нашу экономику смотреть не могут. “Очень важный вопрос”, — согласились с коммунисткой коллеги из других фракций. А спикер Госдумы Борис Грызлов авторитетно заявил: “Я считаю, нам необходимо по крайней мере провести переговоры с тем, чтобы аптечный киоск они у нас восстановили”. “МК” надеется, что переговоры увенчаются успехом и аптека в Госдуме вскоре появится. И медсестра. Чтобы делать нашим парламентариям клизмы со скипидаром.

Как Вы считаете, повлияет ли  мировой финансовый кризис на материальное положение — Ваше и Вашей семьи? И если да, то каким образом?

    Всего    Возраст, лет опрошенных    18-24    25-34    35-44    45-59    60 и старше
Да, положение улучшится    6    9    7    7    6    4
Да, положение ухудшится    41    32    34    43    44    46
Нет, не повлияет    32    35    39    33    31    25
затрудняюсь ответить    20    24    20    16    18    25

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 27—28 сентября 2008 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру