О бедном гусаре замолкните!

Потомки поручика Ржевского открещиваются от героя анекдотов

Герой войны с Наполеоном и герой анекдотов, герой России, проще говоря. Той России, дореволюционной. А если одном словом — Ржевский. Поручик, конечно.
— В семье не без гусара! — смеется его прямой потомок — Калерия Орехова. Праправнучатая племянница Ржевского рассказывает “МК”, какие персоны были когда-то и есть ныне в семье Ржевских.

— Здесь живут потомки поручика Ржевского?

— Вы что, издеваетесь?

Одно упоминание данного героя анекдотов воспринимается как шутка. От этого и страдают потомки легендарного поручика, обитающие в Дзержинске. Выходцы из именитого рода, приближенного ко двору, были раскулачены в революцию и чудом вернулись на родину из эмиграции… А тут — фильм Рязанова бабахнул.

И с тех пор их повсюду встречают игривыми анекдотами и дружным ржанием.

Репортер “МК” попытался разобраться, откуда есть пошел образ нашего любимого гусара и какое наследие оставил после себя поручик Ржевский.

— Проходи, кавалерист-девица, — ироническим жестом пригласила меня в гостиную старушка с воздушно-белыми кудрями Калерия Орехова. Праправнучатая племянница Ржевского тут же откомментировала мой “позывной”. — С тех пор как русские барышни влезли в джинсы, они мало чем отличаются от гусар. Меня с детства учили одеваться в иной манере.

Калерия Орехова кутается в белоснежный платок и садится за безупречно сервированный стол. Я невольно расправляю плечи, глядя на 84-летнюю женщину, что замерла на кончике стула так, будто на ней надет корсет. И слышу: скребется подлая мысль… Под оболочкой дворянки непременно должен прятаться норов самого отвязного из вояк 1812 года.

— В семье не без гусара, — со вздохом считывает мой взгляд проницательная старушка. — И действительно, в нашем роду проскакивали гуляки. После того как вышел фильм Рязанова, мама признала: по рассказам ее родителей, был в войну с Наполеоном один такой… Гусар отважный, в звездах да орденах, но мог на бал прямо в залу на коне впрыгнуть… Из-за таких выкрутасов у него были сложные отношения с семьей родного брата, и наш салон для него оказался закрыт…

Как Ржевские пошли по миру

Любят потомки гусара припоминать, сколько у них было земель и крестьянских голов до революции.

— Маменька Ирина Николаевна выросла в поместье Борисовка Льговского уезда, воспитывала ее гувернантка-француженка, — говорит Калерия Васильевна. — Мой дед был помещик демократических нравов: у него было три тысячи крестьян, он никогда не применял телесные наказания. А использовал трудотерапию: при хозяйстве были яблоневый сад и фабрика пастилы. А бабушка Калерия Николаевна открыла школу для крестьян и сама обучала их грамоте. И чернь не позабыла хозяйскую доброту, когда началась революция…

СПРАВКА "МК"

Род Ржевских в России пошел еще от легендарного князя Рюрика, но в XIV веке утратил княжеский титул. И все же представители этой фамилии были приближенными ко двору, а в гостиной у Ржевских собирались сливки петербургского общества. В XVIII веке Ржевские породнились с семьей Пушкиных, а в XIX — с фамилиями Голицына и Соллогуба.

Когда до Борисовки дошли отголоски восстания, Ржевские переехали сначала в другое поместье в Ялту, а потом сели на пароход до Константинополя.

— Покидали родину в спешке. Маменькина гувернантка собрала воспитанников в путь, — Орехова приносит резную железную коробку, с которой ее мама проехала полмира. И достает “сокровища”, которые она таким образом сохранила. — Чулки, связанные крестьянскими девушками, кусочек кружева, стоптанная балетная туфелька, старинные фотографии… А ценные вещи хитрая служанка помогла детям закопать под яблоней возле усадьбы… Сейчас в том здании находится Ялтинский институт. Когда мы ездили в Крым на отдых, мама наставляла: “Зайдите в институт — на втором этаже должен быть наш семейный рояль”. И инструмент правда стоит, но кто же нам после стольких лет его отдаст?

Наташа Ростова: “Поручик, вы умеете играть на рояле?”
Ржевский: “Если в доме нет стола для покера, могу банковать и на рояле”.

Отъезд в Константинополь был настоящей трагедией: огромный корабль, как “Титаник”, набился дворянами, которые пытались утащить весь свой скарб.

— Мама четко запомнила, как одна семья впихнула на судно целую фамильную карету. Невроз передался лошадям, и одна из них с пеной на губах бросилась за борт, — говорит Калерия Васильевна. — Так что, когда мы смотрели фильм “Служили два товарища” с похожим эпизодом, мама всегда вытирала слезы платочком. Хотя у нашей семьи было целых два “Мерседеса” — и даже их мы с собой не увезли, — сокрушается собеседница.

В Константинополе мать нашей героини Ирина Николаевна Ржевская вышла замуж за русского эмигранта. А двое ее братьев, ни у кого не спросив разрешения, сели на корабль до Америки. “Знали, что родители им запретят”, — а против бунтарских корней гусара не попрешь.

— Мне посчастливилось познакомиться с сыном одного из моих американских дядюшек, — говорит Калерия Васильевна. — Ярослав Ржевский сейчас преподает в университете Нью-Йорка. Приезжал он с визитом в Россию и никак не мог понять, почему у нас все смеются над смелым гусаром Ржевским: “Неужели эти жуткие истории про него основаны на реальных событиях?”

На балу не забалуешь

Калерия Орехова родилась в 1924 году в Праге, куда русские эмигранты переправились из Константинополя. Старушка говорит как пишет: “Мама всегда наставляла меня: “Ты русская” — и сама тосковала по березкам”. Она гордилась, что из всех фамильных богатств удалось сохранить главное — русскоязычную библиотеку.

— В Праге отец работал электриком, а мама — учительницей по французскому, — говорит Калерия Васильевна. — Если я ставила локти на стол, могла получить за это по рукам линейкой. И все же дурные привычки поручика не обошли и меня стороной. В 14 лет я выиграла в гостях в покер большую сумму денег. И хотя мы еле выживали, отец впервые в жизни взялся за ремень. С тех пор я считаю заслуженными только деньги, заработанные своим трудом.

В квартире Ржевских часто собирались князья Оболенские и Мусальские, брат художника Виктор Васнецов, князь Святополк Мирской (глава русской диаспоры в Праге). Маленькая Каля дружила с правнучкой Льва Толстого.

— На одном из приемов мы, дети, жахнули водки, решив, что в стаканах простая вода, — смеется Орехова. — На следующий день я умирала от похмелья, а папа читал над кроватью нотации.

В казарме пируют гусары: столы перевернуты, повсюду валяются бутылки, на подоконниках развлекаются с девушками легкого поведения, двое стреляются, секундант бьет морду корнету…

Кто-то выглядывает в окно: “Господа, сюда идет бухой поручик Ржевский!” — “Ну, сейчас тут такое начнется!”

Словно по сценарию анекдота, Калерия Васильевна познакомилась с будущим мужем на балу. Вышла из этого романтическая баллада…

— К первому балу я готовилась долго — сама пошила себе платье, — говорит праправнучатая племянница Ржевского. — Леня Орехов ангажировал меня на польку через гардедаму — были такие женщины, которые следили на балах, чтобы юные девицы вели себя благочестиво. Потом пошли с партнером по танцам прогуляться в саду. Леня говорит: “Смотри, какая луна”, — пока я вперилась в небо, он дерзко поцеловал меня в щеку. Хотела дать ему пощечину — промахнулась, ведь Леня уже на одном колене стоял, с признанием на устах: “Ты меня любишь? Я вот тебя — да”.

Поручик Ржевский танцует на балу с Наташей Ростовой.

— Поручик, о чем это вы задумались?

— Наверное, о том же, о чем и вы…

— Ну и пошляк же вы, Ржевский!

Свадьба Калерии Ржевской была первой в русской диаспоре Чехии. Молодые венчались в русской церкви, а документы получали в посольстве. Отец наставил невесту: “Никогда не выноси постель на улицу”.

— После снятия немецкой оккупации на территории Чехии началась активная советская пропаганда, — говорит Калерия Орехова. — Мама все время твердила: “Назад, назад! В Россию!” Узнали мы, что советские люди бросились поднимать целину, и тоже с мужем загорелись: “Там хорошо — коммунизм, не то что здесь — все только о деньгах пекутся!” Подали запрос на въезд, стали оформлять документы. И в 54-м году наконец добились своего…

До Бреста семья Ореховых с восторженной старушкой Ржевской во главе и новорожденной дочкой на руках ехала в комфортабельном поезде. Однако на границе их высадили и продержали в неведении несколько дней.

— Мама без передышки ностальгировала по России, и однажды молодой пограничник осадил ее: “Что, вам в Европе спокойно не жилось?” — говорит Калерия Васильевна. — Тем временем пассажирам показали фильм про Узбекистан: какая это прекрасная страна. Только потом мы поняли, зачем нам промывали мозги. Вскоре нас загрузили в общий вагон и потащили через всю Россию, как зэков по этапу.

Ржевские осознали, что их подвиг на родной земле никому не нужен, когда поезд наконец остановился. На всю семью им предоставили маленькую избушку в узбекском селе — обязали за это работать в колхозе. Где царила настоящая “дружба народов”.

— Среди наших соседей были представители пятнадцати разных национальностей, сосланных сюда со всего Союза Иосифом Сталиным, — объясняет Калерия Орехова. — Так мы со своим патриотизмом оказались на положении врагов народа.

Потом Ржевские смирились: Леонид Орехов устроился работать гинекологом и был у сельских в почете. Родилась вторая дочка Инна… Та пошла по стопам прославленного предка — надела форму с погонами. И замуж вышла тоже за военного. Которого в 94-м году перевели в Дзержинск — так потомки Ржевских перебрались в Нижегородскую область.

Кто поручится за поручика

Образ поручика Ржевского стал былинным в 1962 году, после выхода на широкий экран фильма “Гусарская баллада”. Который хорошенько ударил по репутации потомков именитого рода.

— Все эти анекдоты нам слышать крайне неприятно, но тогда мы не могли никому признаться, что имеем отношение к этому самому Ржевскому, — все-таки дворян в советское время не жаловали. Мама хваталась за голову: “Какой позор!” — жалуется Калерия Васильевна. — После перестройки появилось дворянское собрание, но мама отзывалась о его участниках с пренебрежением: “напыщенные дураки” и “графинчики”. Однако после смерти гордой дворянки мы все-таки вступили в Нижегородское собрание, и нам даже присвоили семейный герб, — Орехова показывает распечатку, на которой изображен орел, сидящий на пушке (эта картинка похожа на герб города Ржева). — Правда, члены дворянского общества весьма нетактично встречали нас анекдотами, так что желания видеть их часто не возникало. Да и какой от этого толк?

Как же сложилась судьба исторического поручика Ржевского и откуда почерпнул образ гусара-пошляка Эльдар Рязанов?

На завидную “должность” легендарного героя претендуют сразу несколько членов клана Ржевских.

Прославленным весельчаком был сначала поручик, а потом капитан Преображенского полка Ржевский Василий Тимофеевич. Дисциплиной его полк не отличался. В 1709 году он построил дом в Москве. Да тут же его пропил и проигрался вдрызг. Сейчас в родном Ржеве собираются поставить памятник Василию Ржевскому как герою анекдотов. Но ведь жил этот поручик-мот еще за сто лет до войны с Наполеоном!

В дневниках матери Ореховой, Ирины Николаевны, отражен еще один персонаж-тусовщик — губернатор Нижегородского уезда Николай Ржевский: “Дед был самодур. Кутил, любил погулять. Военный в отставке, а по натуре — артист. В глубине парка при усадьбе стояла сцена: дед приглашал артистов, а порой и сам играл в домашних спектаклях”.

Поручик Ржевский играет в спектакле офицерского театра “Горе от ума” Чацкого: “Сюда я больше не ездюк… Хм-м, не ездун… Хм-м, не ездец… А-а, пшли все на хрен! Карету мне, карету!”

…Сценарием для фильма Рязанова послужила переписанная пьеса Гладкова “Давным-давно”. Почему драматург выбрал именно это имя для главного героя?

— Гладков написал свою пьесу накануне Великой Отечественной войны, и, на мой взгляд, образ Ржевского в ней не анекдотичен, а призван поднять патриотический дух русских воинов, — считает Лариса Голубкина, сыгравшая роль Шурочки Азаровой.

В Павлограде установлен памятник еще одному поручику — Александру Ржевскому, который служил в одноименном полку как раз во время войны с французами (он и является предком Калерии Ореховой по прямой линии). Однако у того имелся еще более именитый брат-гусар Павел Ржевский, в честь которого, по одной из версий, назван район Санкт-Петербурга — Ржевка…

Интересное совпадение: как раз за год до выхода пьесы Гладкова был издан “Дневник партизанских действий 1812 года” Дениса Давыдова, в котором известный герой войны упоминает сослуживца по Семеновскому полку — того самого Павла Алексеевича Ржевского…

— Гладков опирался на мемуары Надежды Дуровой “Кавалерист-девица”, и записки Дениса Давыдова могли прийтись к месту при создании его произведения, — считает Игорь Тихонов, исследователь исторических событий 1812 года. — Павел Ржевский родился в 1784 году, а в 1802-м поступил поручиком в Семеновский полк. На службе отличился исключительной храбростью: участвовал в сражении при Аустерлице, в бою при Фринланде был ранен в грудь. В 1809-м вышел в отставку, а в 1812-м был зачислен в полк под командованием генерала Ажаровского (может, неспроста его фамилия созвучна с Азаровой — кавалерист-девицей из пьесы Гладкова), где служил и Денис Давыдов. Ржевский участвовал в сражении при Бородине. Был неоднократно награжден орденами Св. Анны и Св. Владимира.

Конкретной характеристики именно этому гусару поэт-баталист Давыдов не дает, зато в своих стихах описывает нравы, которые царили в родном полку. Например, в стихотворении “Решительный вечер” звучат следующие строчки: “А завтра — черт возьми! — как зюзя натянуся,/На тройке ухарской стрелою полечу;/Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся/И пьяный в Петербург на пьянство прискачу!”

— Павел Ржевский — бунтарь и вольнодумец хотя бы потому, что состоял в нескольких масонских ложах, — говорит Игорь Тихонов. — Также он был убежденным холостяком и не женился до конца своих дней.

Законнорожденных детей не имел (значит, у него нет потомков по прямой линии). Хотя в зрелом возрасте Ржевский был назначен попечителем богоугодных заведений — видимо, гусарский дух к тому времени из него повыветрился. По документам Павел Ржевский похоронен на Ваганьковском кладбище в 1852 году.

Репортеры “МК” хотели возложить цветы на могилу славного гусара. Директор Ваганьковского кладбища охладил наш пыл: “Таких древних архивов у нас, к сожалению, не сохранилось. Однако на кладбище много старинных могил, с которых стерлись надписи, — может, в одной из них и покоятся останки вашего поручика”.

Впрочем, нужна ли эпитафия на граните, когда народная молва и так воздвигла поручику Ржевскому памятник нерукотворный — русский анекдот?

Нижегородская обл. — Москва.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру